Фридрих Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 17:23, биография

Краткое описание

Фридрих Ницше (Nietzsche) (1844-1900) — немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. Профессор классической филологии Базельского университета (1869-79). Испытал влияниеАртура Шопенгауэра и Рихарда Вагнера. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 году в связи с душевной болезнью. В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) противопоставил два начала бытия — «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее).

Вложенные файлы: 1 файл

фридрих ницше.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Фридрих Ницше (Nietzsche) (1844-1900) — немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. Профессор классической филологии Базельского университета (1869-79). Испытал влияниеАртура Шопенгауэра и Рихарда Вагнера. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 году в связи с душевной болезнью. В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) противопоставил два начала бытия — «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее). В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры, проповедовал эстетический имморализм («По ту сторону добра и зла», 1886). В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности («Так говорил Заратустра», 1883-84; «Воля к власти», опубликовано 1889-1901) сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года, в Рёккене, около Лютцена, Саксония. Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869 — 1879 годах был профессором классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью.

От занятий классической филологией Фридрих перешел к  философии, испытав влияние А. Шопенгауэра  и находясь под большим воздействием эстетических идей и искусства Р. Вагнера. В своём первом сочинении «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), в значительной мере посвященном анализу античной трагедии развивал идеи типологии культуры, намеченной Иоганном Фридрихом Шиллером, Фридрихом Вильгельмом Шеллингом и немецким романтизмом. Сопоставляя два начала бытия и культуры — «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное, логически-членящее, односторонне-интеллектуальное), Ницше видел идеал в достижении равновесия этих полярных начал. Уже здесь содержатся зачатки его учения о бытии как стихийном становлении, развитого позднее в учение «о воле к власти» как присущей всему живому тяге к самоутверждению, и его утопической философии истории, обращающейся в поисках идеала к досократовской Греции. Эти консервативно-романтические взгляды и его волюнтаризм («Несвоевременные размышления», 1873) предопределили развитие Ницше в направлении иррационализма.

Показательно обращение  поэта к форме эссе в его ранних работах; произведения «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886) строились как цепь фрагментов или афоризмов. Философия обрела выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе («Так говорил Заратустра», 1883 — 84). Ницше стремился преодолеть рациональность философского метода; понятия не выстраивались у него в систему, а предстали как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть и само бытие в его динамичности, и страсть, иинстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т.д. В его философии переплетаются в труднорасчленимом единстве разнообразные, часто противоборствующие мотивы; анархическая критика современного буржуазной действительности и культуры предстала в виде универсального отчаяния в жизни, которое им самим осознавалось как явление «нигилизма».

 

В мифе Ницше о «сверхчеловеке» культ  сильной личности, индивидуалистически  преодолевающей буржуазный мир —  вне всяких моральных норм и с  крайней жестокостью, сочетается с  романтической идеей «человека будущего», оставившего позади современность с её пороками и ложью. Пытаясь утвердить, в противовес реально существующим общественным отношениям, «естественный», ничем не сдерживаемый поток «жизни», поэт предпринял ультрарадикальную критику всех «ценностей», в том числе христианства («Антихристианин», 1888), обрушивается на демократическую идеологию как закрепляющую «стадные инстинкты», выступал с проповедью эстетического «имморализма» и т.д. Мироощущение Ницше, близкое настроениям «декаданса» (неоромантизма, литературного импрессионизма) «конца века», особенно заметно в его лирических стихотворениях.

Противоречивая  и не подчиняющаяся какому-либо единству системы философия Фридриха Ницше  оказала влияние на различные  направления буржуазной мысли 20 века — философию жизни, прагматизм,экзистенциализм (каждое из этих направлений по-своему толковало ницшеанство). Философ оказал значительное влияние на писателей конца 19 — начала 20 веков как в Германии (Стефан Георге, Генрих Манн, Томас Манн, Герман Хессе, Готфрид Бенн), так и в других странах — Кнут Гамсун (Норвегия), Юхан Август Стриндберг (Швеция), Андре Жид (французскийписатель), Эптон Билл Синклер, Джек Лондон (американские писатели), Икбал (Индия), на русских символистов В. Иванова, Андрея Белого, Валерия Яковлевича Брюсова.

Творчество Ницше явилось по существу одновременно саморазоблачением и утверждением тенденций буржуазной культуры в эпоху империализма, «прообразом» реакционных тенденций в философии, политике,морали 20 века; ницшеанство использовали и идеологи немецкого фашизма. Философы-марксисты, начиная с Франца Меринга и Георгия Валентиновича Плеханова, выступали с резкой и последовательной критикой идей Фридриха Ницше и ницшеанства.


Информация о работе Фридрих Ницше