Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 17:23, биография
Фридрих Ницше (Nietzsche) (1844-1900) — немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма. Профессор классической филологии Базельского университета (1869-79). Испытал влияниеАртура Шопенгауэра и Рихарда Вагнера. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 году в связи с душевной болезнью. В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) противопоставил два начала бытия — «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее).
Фридрих Ницше (Nietzsche) (1844-1900) — немецкий философ, представитель иррационализма
и волюнтаризма. Профессор классической филологии Базельс
Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года, в Рёккене, около Лютцена, Саксония. Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869 — 1879 годах был профессором классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью.
От занятий классической
филологией Фридрих перешел к
философии, испытав влияние А. Шопенгауэра
и находясь под большим воздействием
эстетических идей и искусства Р. Вагнера. В своём
первом сочинении «Рождение трагедии
из духа музыки» (1872), в значительной мере
посвященном анализу античной трагедии
развивал идеи типологии культуры, намеченной Иоганном Фридрихом
Шиллером, Фридрихом Вильгельмом
Шеллингом и немецким романтизмом.
Сопоставляя два начала бытия и культуры
— «дионисийское» («жизненное», оргиастически-буйное
и трагическое) и «аполлоновское» (созерцательное,
логически-членящее, односторонне-интеллектуальное)
Показательно обращение поэта к форме эссе в его ранних работах; произведения «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Весёлая наука» (1882), «По ту сторону добра и зла» (1886) строились как цепь фрагментов или афоризмов. Философия обрела выражение в поэтическом творчестве, легенде, мифе («Так говорил Заратустра», 1883 — 84). Ницше стремился преодолеть рациональность философского метода; понятия не выстраивались у него в систему, а предстали как многозначные символы. Таковы понятия «жизнь», «воля к власти», которая есть и само бытие в его динамичности, и страсть, иинстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т.д. В его философии переплетаются в труднорасчленимом единстве разнообразные, часто противоборствующие мотивы; анархическая критика современного буржуазной действительности и культуры предстала в виде универсального отчаяния в жизни, которое им самим осознавалось как явление «нигилизма».
В мифе
Ницше о «сверхчеловеке» культ
сильной личности, индивидуалистически
преодолевающей буржуазный мир —
вне всяких моральных норм и с
крайней жестокостью, сочетается с
романтической идеей «человека будущего»,
оставившего позади современность с её
пороками и ложью. Пытаясь утвердить, в
противовес реально существующим общественным
отношениям, «естественный», ничем не
сдерживаемый поток «жизни», поэт предпринял
ультрарадикальную критику всех «ценностей»,
в том числе христианства («
Противоречивая
и не подчиняющаяся какому-либо единству
системы философия Фридриха Ницше
оказала влияние на различные
направления буржуазной мысли 20 века
— философию жизни, прагматизм,экзистенциализм (
Творчество Ницше явилось по существу одновременно саморазоблачением и утверждением тенденций буржуазной культуры в эпоху империализма, «прообразом» реакционных тенденций в философии, политике,морали 20 века; ницшеанство использовали и идеологи немецкого фашизма. Философы-марксисты, начиная с Франца Меринга и Георгия Валентиновича Плеханова, выступали с резкой и последовательной критикой идей Фридриха Ницше и ницшеанства.