Фрэнсис Бэкон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:16, реферат

Краткое описание

Основоположником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561-1626). По Бэкону, традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию, правильное же познание возможно получить только с помощью наблюдения за природой и эксперимента. Согласно его воззрениям, чтобы получить достоверное знание, необходимо сначала очистить ум от предвзятости и заблуждений. К числу таких заблуждений он относил четырех идолов (idola).

Вложенные файлы: 1 файл

Основоположником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон.docx

— 13.72 Кб (Скачать файл)

Основоположником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561-1626). По Бэкону, традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию, правильное же познание возможно получить только с помощью наблюдения за природой и эксперимента. Согласно его воззрениям, чтобы получить достоверное знание, необходимо сначала очистить ум от предвзятости и заблуждений. К числу таких заблуждений он относил четырех идолов (idola).

 Первым из них является  идол племени. Он относится к  заблуждениям, в которые обычно  впадают все люди, то есть к  заблуждениям, возникающим вследствие  искаженного отражения реальной  природы вещей, поскольку человеческий  интеллект подобен кривому зеркалу. Примером этого является склонность  рассматривать природу с точки  зрения ее персонализации.

 Второй идол - это идол пещеры. Сюда входят заблуждения, возникающие  в результате уникальности характера  или привычек индивида или  узости ранее усвоенных взглядов, то есть как если бы он смотрел на мир из пещеры.

 Третий идол - это идол рынка. Сюда входят заблуждения, возникающие  вследствие того, что интеллект  человека находится под влиянием  слов. Например, слова могут быть  созданы для несуществующих вещей, что может привести к появлению  мишурных аргументов.

 Четвертый идол - это идол  театра. Это - заблуждение, возникающее  вследствие слепого принятия  теорий различных философов. Даже  если их теории есть не что  иное, как пьесы, разыгрываемые на  сцене, люди легко поддаются ослеплению  ложным блеском и принимают  их.

 Отсюда Бэкон делал вывод, что сначала следует устранить  эти четыре идола, а затем наблюдать  за природой, чтобы обнаружить  сущность каждого отдельного  феномена. Для этого он предложил  индуктивный метод.

Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф. Бэконом – первым философом экспериментальной науки, величайшим исследователем природы Нового Времени. В своих трудах Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, а также предложил реформу научного метода – очищение человеческого разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основой которой являются наблюдение, анализ и эксперимент.

 Основав свою философию на  понятии опыта, истолковав чувственность  как единственный источник всех  наших знаний, Бэкон тем самым  заложил основы эмпиризма –  одной из ведущих философских  традиций новоевропейской философии. Опытно-индуктивный метод Бэкона  состоял в постепенном образовании  новых понятий путем истолкования  фактов и явлений природы на  основе их наблюдения, анализа, сравнения  и дальнейшего проведения эксперимента. Только с помощью такого метода, по мнению Бэкона, можно открывать  новые истины. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие  и особенности этих двух методов  познания: «Два пути существуют  и могут существовать для отыскания  и открытия истины. Один воспаряет  от ощущений и частностей к  наиболее общим аксиомам и, идя  от этих оснований и их непоколебимой  истинности, обсуждает и открывает  средние аксиомы. Этим путем пользуются  и ныне. Другой же путь выводит  аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приводит к наиболее  общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный». знание рассматривалось Бэконом как источник могущества людей. По мнению философа люди должны быть хозяевами и господами природы. Б. Рассел писал о Бэконе: «Его обычно рассматривают как автора изречения «знание-сила», и хотя, возможно, у него были предшественники… он по-новому подчеркнул важность этого положения. Вся основа его философии была практически направлена на то, чтобы дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы».

 Бэкон считал, что по своему  назначению всё познание должно  быть познанием естественных  причинных связей явлений, а не  посредством фантазирования «о  разумных целях провидения» или  о «сверхъестественных чудесах». Словом, истинное знание – есть  знание причин и поэтому наш  ум выводит из тьмы и обнаруживает  многое в том случае, если он  устремляется верным и прямым  путем к нахождению причин».

 Влияние учения Бэкона на  современное ему естествознание  и последующее развитие философии  огромно. Его аналитический научный  метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости  ее изучения посредством опыта  заложили основу новой науки  – экспериментального естествознания, а также сыграли свою положительную  роль в достижениях естествознания XVI–XVII вв.


Информация о работе Фрэнсис Бэкон