Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:28, реферат
В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения.
Введение…………………………………………………………………………………….……3
1. Мировоззренческая функция…………………………………………………………………4
2. Гносеологическая функция…………………………………………………………………...7
3. Методологическая функция…………………………………………………………………..7
4. Информационно-коммуникативная функция……………………………………………….8
Ценностно-ориентирующая функция……………………………………………………….8
6. Критическая функция…………………………………………………………………………8
7. Интегрирующая функция……………………………………………………………………..9
8. Идеологическая функция……………………………………………………………………..9
9. Воспитательная функция……………………………………………………………………10
10. Прогностическая функция…………………………………………………………………10
11. Проектировочная функция………………………………………………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………………..….13
Список литературы………………………
Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.
Кроме
того, философия формулирует
В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать большое влияние на проявление других функций философии. Реакционные идеологии в состоянии тормозить развитие философии, деформировать и искажать ее содержание, снижать ее социальную ценность, сокращать масштабы применения на практике.
Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.
Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.
С рассмотренными функциями философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы. Такое воздействие для обеспечения его четкой направленности и получения определенных результатов должно быть организованным. Предварительное проектирование социальной среды, например, в условиях освоения территорий, градостроительства, строительства заводов и фабрик требует участия философии, которая совместно с другими науками призвана разрабатывать наиболее общие принципы и нормы, составляющие нормативный каркас создания и функционирования объектов, используемых для организации жизнедеятельности людей в урбанизированной и иной среде. Такую же роль призвана играть философия и при организации экономического пространства. В более узком плане проектировочная функция философии реализуется в формировании образцов познавательной и практической деятельности. Рассмотрение функций философии является иллюстрацией ее масштабной роли в общественной жизни, в организации деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира.
В
деятельности экономиста функции усвоенной
философии реализуются не только в содержании
его профессиональной практической и
теоретической деятельности. Воплощение
мировоззренческой, гносеологической,
методологической и других функций философии
осуществляется как в плане осознания
макроэкономических проблем, так и в их
реализации на уровне микроэкономических
отношений. При этом становится возможным
как генерирование новаторских идей, принятие
обоснованных решений по их реализации,
успешное воплощение их в экономической
деятельности, так и безупречное следование
принимаемым к исполнению, действующим
в обществе требованиям экономических
отношений. Иными словами, философия, став
достоянием экономиста как составляющая
его профессиональной подготовки способна
выступить в качестве фундамента его практической
деятельности. Успешность этой деятельности
будет наряду с прочим зависеть и от того,
какую философию экономист усвоил, и как
умело он может применять ее на практике.
Заключение
Кратко
говоря, философия развивает у
человека способность к теоретическому
мышлению и формированию собственного
мировоззрения. В этом смысле, как
заметил Г. Гегель, “для добывания
хлеба насущного нет средства
хуже, чем философия”. Она есть прежде
всего искусство мышления, призванное
помочь человеку обрести мудрость, или
“добрый разум” как важную интеллектуальную
характеристику. Подлинная же мудрость
состоит в том, чтобы, говоря словами Гераклита,
“говорить истину и, прислушиваясь к голосу
природы, поступать согласно ней”. Мудрым
является тот, кто не только правильно
мыслит, но и правильно поступает.
Итак, философия – это весьма древнее
и многомерное явление духовной культуры
человечества. Ее специфичность и особая
роль в жизни общества и индивида (развитие
способности к теоретическому мышлению
и формирование мировоззрения) требует
серьезного и вдумчивого отношения к ней.
Философия есть синтез Истины, Добра и
Красоты, ядро духовной культуры человеческого
общества.
Список литературы: