Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:46, реферат
илософия одна из самых увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае,
Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века.
Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.
1 Введение(что такое философия)
2 Философское знание
3 Предназначение философии
3 Функции философии
4 Заключение
План:
1 Введение(что такое философия)
2 Философское знание
3 Предназначение философии
3 Функции философии
4 Заключение
. Философия одна
из самых увлекательнейших
Древней Греции, она стала устойчивой
формой общественного сознания на все
последующие века.
Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.
1) Приступая к
изучению философии, многие
Откуда же у людей это предпонимание?
Тематика этих раздумий задана потребностью в общей ориентации, самоопределении человека в мире.
2) Каждый из нас
принимал в своей жизни
Многие из нас принимали даже наиважнейшие
решения, не спрашивая себя, на каких принципах
мы основываем наш выбор, заслуживают
ли эти принципы уважения и стоят ли они
того, чтобы им следовать. Когда приходит
война, молодые мужчины идут сражаться
и умирают, не слишком задумываясь о том,
имеют ли они моральное право убивать
другого человека.
Однако бытовое
понимание философии весьма иронично.
С самого начала философы были объектом
подозрений и даже насмешек. Сократ
был осмеян в пьесе блестящего
комического поэта Аристофана как
человек, который витает в облаках
и словно сумасшедший говорит
бессмыслицу. Самый первый философ,
Фалес, имел репутацию рассеянного. Обычно
философов обвиняют в том, что они разглагольствуют
о вещах, слишком далеко стоящих от реальных
человеческих забот. «Дети с избыточным
запасом слов», «Люди, не державшие в руках
платежного поручения» и т.п. Традиция
складывать анекдоты – от Фалеса до наших
дней. «Три мудреца в одном тазу поплыли
по морю в грозу. Будь попрочнее старый
таз длиннее был бы мой рассказ»
В то же время философ
– синоним человека, умеющий сопротивляться
невзгодам. Философский взгляд на жизнь».
Людей, обладающих особой внутренней цельностью,
умением противостоять
Т.о. диапазон – от иронии до восхищения.
Однако, что предполагает философская разумность? Ясно, что это не возрастное состояние мудрого старца. Ведь может быть старый человек глупцом, а юный — мудрецом. Так что же такое мудрость?
Поскольку это слово софос – мудрость входит в само название науки, начнем с него.
Попробуем спросить
об этом у одного старого философа
— Аристотеля (4 в. до н.э.). Аристотель
— древнегреческий мыслитель, известен
тем, что основал Ликей (школу
философов) и что был учителем
великого полководца
Александра Македонского. Что же он нам
ответит на наш вопрос? «Во-первых,
... мудрый, насколько это возможно, знает
все, хотя он и не имеет знания о каждом
предмете в отдельности. Во-вторых, мы
считаем мудрым того, кто способен познать
трудное и нелегко постижимое для человека...
В-третьих, мы считаем, что более мудр во
всякой науке тот, кто более точен и более
способен научить выявлению причин...»
Итак, особенностью философского знания и является мудрость, которая, конечно, отличается от житейской мудрости. Чем? Аристотель называет такую его особенность: «знание общего». Почему? Потому что не обязательно для человека знать много, но важно понимать многое.
А как этого добиться? Не умножением знания, а умением постигать причины. Это умение даст и способность предвидеть события, а значит и научит правильно действовать.
Аристотель называл
философом того, кто способен удивляться,
ибо удивляющийся размышляет, философствует.
Думает о смене положения Луны,
Солнца и звезд, о происхождении Вселенной,
о себе и своей судьбе. Важно, что этот
удивляющийся человек считает себя незнающим.
Потому что тот, кто уверен в своем всезнайстве,
никогда не станет философом. И не о нем
речь.
«Книжный шкаф знает больше».
Чему же удивляется
человек-философ? Да всему: миру, звездам,
детям, людям. Он очень любит сказки
и мифы и видит в них массу
удивительного. Он хочет много знать.
Известны знаменитые слова немецкого
философа И. Канта:
«Две вещи наполняют душу всегда новым
и все более сильным удивлением и благоговением,
чем чаще и продолжительнее мы размышляем
о них,— это звездное небо надо мной и
моральный закон во мне».
Но это делается
не ради какой-то конкретной пользы, а
ради того, чтобы понять явление. Аристотель
говорил: «ради разумения». И именно
поэтому
Аристотель называл такого человека свободным
(не связанным, не скованным каким-то обязательством),
а науку философию — единственно свободной,
существующей не с прагматической (полезной)
целью, а как бы ради себя самой, «ради
разумения».
Значит путь философского знания —это путь разумного мышления. И формируется это знание вместе с формированием человека разумного (homo sapiens). Вы знаете, что появлению человека разумного предшествовали многие и многие годы, столетия и тысячелетия.
Философское знание — это культура разумного мышления.
Что это значит? Это мышление основательное, научное, но и не допускающее произвола, насилия, умеющее отстаивать свою правоту и мышление свободное, творческое, предполагающее знание бесконечным.
Конечно, культура разумного мышления не может быть навязана человеку помимо его воли и желания, его интереса. Культура разумного мышления — не в том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие.
Основные черты философского знания:
- Это не столько
многознание, сколько «
- Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию («способность удивляться»). Кто уверен в своем всезнании, нечего делать в философии.
- Это не агрессивное,
насильственное отношение к
- Наконец, для
философского знания
Что означает для меня природа и ее смерть?
И т.д. Философия хотя и не дает однозначного
ответа, но учит думать, размышлять. Она
как бы формирует совесть и прежде всего
— экологическую совесть, поскольку позволяет
ощутить мир как единую экосистему и место
в нем человека.
В дополнение к профессиональным
навыкам, знаниям, эрудиции, так необходимым
при решении конкретных задач, каждому
из нас нужно и нечто большее.
Требуется широкий кругозор, умение
видеть тенденции, перспективы развития
мира, понимать суть всего, что с
нами происходит. Человек стремится
к профессиональному знанию. Это
естественно. Но ему необходимо и
нечто большее, чтобы решить конкретную
задачу. Кругозор, умение видеть тенденции
и перспективы развития мира, конкретного
явления, понимать суть.
Важно также понимать смысл и цели наших
действий, нашей жизни: зачем мы делаем
то или это, к чему стремимся, что это даст
людям. Такого рода представления о мире
и месте в нем человека, если их удается
как-то осознать или даже сформулировать,
называют мировоззрением.
Предназначение философии, ее смысл и функции
Время появления
человека, руководствующегося в своей
жизни не сиюминутной пользой
и т.п., а знанием, мудростью, немецкий
философ Карл
Ясперс (1883—1969 гг.), много труда положивший
для открытия т.н. «шифров бытия», называл
«осевым временем». «Осевое время, таинственно
начавшееся» почти одновременно в течение
от 800 до 200 гг. до н.э. в Китае, Индии и на
Западе. Именно тогда произошло открытие
того, что позже стало называться разумом
и личностью. Человек осознавал свое бытие
и себя как личность. В это время происходит
много необычайного. Вспомним, именно
в тот период в
Китае жили мыслители Конфуций, Лао-цзы,
Мо-цзы, Ле-цзы, именно тогда и появились
все направления китайской философии.
В Индии возникли Упанишады, жил Будда;
в философии были рассмотрены все возможные
взгляды постижения действительности
вплоть до скептицизма, материализма,
софистики и нигилизма. В Иране Заратустра
учил о мире, где идет борьба добра со злом;
в
Палестине выступали пророки Илия, Исайя,
Иеремия и Второисайя; в Греции — это время
Гомера, философов Парменида, Гераклита,
Платона, драматургов
Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида
и механика Архимеда. Все, что связано
с этими именами, возникло почти одновременно
в течение немногих столетий в Китае, Индии
и на Западе Европы, независимо друг от
друга.
Вначале философия
включала в себя весь комплекс знаний
о мире. Знание не было разделено
по наукам и дисциплинам; оно было
единым, синкретичным, т. е. включало в
себя всю информацию о мире, его
строении, о человеке, его месте
в мире, о счастье, смысле человеческой
жизни и т. д. Новое, возникшее
в эту эпоху в трех упомянутых
культурах, сводится к тому, что человек
осознает бытие в целом, самого себя
и свои границы. Перед ним открывается
глубина мира и собственная значимость.
Человек осмысливает мир и
себя как проблему, он ставит радикальные
вопросы, ищет понимания и спасения.
Осознавая свои границы, он ставит перед
собой высшие цели.
В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.
В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное и современное.
Староантичное понимание
философии тождественно понятию
науки вообще.
Его можно квалифицировать как «протознание»,
«преднаука», «пранаука».
Предмет нерасчлененной науки — вся действительность.
Вся сумма внерелигиозных знаний — философия,
возникшая как разрешение противоречия
между мифологическим мировоззрением
и накопившимся знанием, философии в античности
как науки в современном смысле этого
слова не было, как не было физики, биологии
и других наук.
Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах (учение о всеобщем) — это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия трактуется как наука наук. Установившееся за ней название «метафизика» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем.
Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Обрели самостоятельность механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юриспруденция. Таким образом, от протознания вначале отделились естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении. Возникла точка зрения, согласно которой содержание философии, якобы, «разобрано по частям отдельными науками», «философия распалась, разложилась».
На самом же деле
философия, подобно механике, физике
и другим системам частного знания,
постепенно формируется, созревает
и подготавливается к
«отпочкованию» от «протознания». Это
прогрессирующее разделение труда в сфере
научного знания качественно изменяет
роль и место философии в системе наук,
ее взаимосвязи с частными науками. Философия
уже не занимается решением специальных
проблем механики, физики, химии, биологии,
права, истории (общетеоретическими проблемами
этих наук длительное время занималась
философия), но в ее сферу входит исследование
общенаучных, мировоззренческих вопросов,
которые имеют место в частных науках,
но не могут быть решены в их рамках, с
помощью свойственных им специальных
методов.
История философии
есть история человеческого
Эти области делятся на историю философии
отдельных народов (греч,, нем., франц.,
англ., иудейскую и пр.), которые тем не
менее связаны друг с другом через выдающиеся
философские системы, направления, течения,
школы и проч., и историю этих направлений,
течений и т. д. (теория познания, метафизика,
этика и т. д,, патристика, схоластика, просвещение
и т. п., реализм, идеалам, материализм и
т. д.).