Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 20:26, курсовая работа
Цель работы: выяснить, какие стереотипы имеет массовый человек в работах Х. Ортега-и-Гассета и что представляет собой элита и масса в современном мире.
Степень изученности проблемы. Теоретическое осмысление феномена «масса» началось еще в античности (Платон, Гераклит). При этом до середины XIX века практически все работы имели оценочно- описательный, поверхностный характер. Масса воспринималась в упрощенном смысле, как большинство населения (количественное проявление). Лишь когда в XIX веке массовые явления и процессы возросли, исследователи начали более подробно рассматривать не только эти процессы, но и обратили внимание на их факторы и источники (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).
Введение
Глава 1. Массовый человек в работах Х. Ортега- и- Гассета.
Социально- психологический портрет.
1.2 Культурные стереотипы массового человека.
Глава 2. Элита и масса в современном мире.
2.1 Функции и особенности современной элиты.
2.2 Специфические особенности современного массового человека.
Заключение
Список литературы
«Современный массовый человек, будучи
генетически тесно связанным
с массовым человеком минувших исторических
эпох, и в первую очередь - с массовым
человеком традиционного, доиндустриального
общества, вместе с тем по ряду основополагающих
социокультурных характеристик
отличается от последнего. Существенно
изменяется также противоположный
ему антропологический тип. На место
аристократа по происхождению приходит
представитель современной
Современный массовый человек - это
новая историческая форма человека,
которая может полностью
«Основные характеристики сущности (природы) современного массового человека формируются в процессе жизнедеятельности под социокультурным влиянием человека неординарного, творческого, сильного волей и духом на протяжении ряда последних столетий; типические свойства современной массовой сущности, её единство и относительная устойчивость обеспечиваются благодаря сходству, подобию, одинаковости фундаментальных потребностей, человеческих чувств и устройства мозга людей»16. Массовая человеческая сущность в условиях современности отличается открытостью и незавершённостью, разнообразием и непостоянством. Открытость природы современного массового человека как незавершённой возможности проявляется в постоянном ожидании и безграничном восприятии авторитетных социокультурных воздействий и в бесконечных постоянно обновляющихся вариациях массового существования, в ходе которых несовершенство порой оказывается благодатным свойством, изъян превращается в достоинство, а несомненное благо оборачивается злом.
Современный массовый человек - существо многогранное, таковы и проявления его противоречивой сущности. Её можно видеть в отторжении массовым человеком конструктивных возможностей разума, в чём солидарны практически все философы, занимавшиеся этой проблемой; можно - в безбрежной подражательности и необычайной подверженности авторитетным воздействиям, влияниям, внушениям, в предрасположенности ко всему новому и славному, яркому и шумному, в доверчивости и послушности и в склонности к эпизодическим бунтам; можно - в разрушительных проявлениях остатков первобытной души или постоянном устремлении ко всё новым и новым химерическим или реальным идеалам, в горячей любви или пламенной ненависти и быстрых переходах от симпатии и любви к антипатии и проклятиям, в чувстве неполноценности или чрезмерной уверенности в своём совершенстве, в унифицированности, единообразии, отсутствии самобытия или превращении в какую-то безликую функцию. Все эти свойства массовой человеческой сущности в той или иной мере выражают различные её грани, решающей среди которых является глубинное устремление современного массового человека к свободе и, одновременно, к бегству от свободы и от той ответственности, которую накладывает бремя свободы. Вынести бремя подлинной свободы может лишь человек, руководствующийся разумом, долгом, моралью, человек конструктивный и творческий, способный выразить себя в созидании новых вдохновляющих идей, целей и идеалов, человек волевой и настойчивый, который может добиться претворения в жизнь новых проектов будущего.
«Инфантильность - это существенная черта современного массового человека, способного отторгнуть критический разум и собственную свободу ради удовлетворения своих смутно осознаваемых влечений под руководством чтимого им человека элиты. Массовая инфантильность предполагает почти неосознаваемое стремление людей переложить непосильное бремя ответственности за разумное и свободное существование на плечи некоего высшего создания»17. Современный массовый человек, даже претендуя на место рядом с человеком избранного меньшинства, остаётся тем, кем он есть, - несвободным, зависимым антропологическим типом, для которого осуществление свободы есть переход от одной дисциплины к другой, а столь желаемое им равенство — временное состояние перед неизбежно наступающим новым неравенством. Но возможность обретения свободы, разума, творческих способностей для массового человека наших дней остаётся открытой; использование этой возможности, прорыв к свободе и ответственности, разумному существованию и творческой жизнедеятельности, словом, к подлинно человеческому бытию является, быть может, его главной жизненной задачей в условиях современности.
В отличие от массового человека
прошлого, ключевой жизненной задачей
которого было спасение своей бессмертной
души, современный массовый человек
-это человек, пребывающий в первую
очередь в заботах о получении
земных благ и находящийся по преимуществу
в состоянии забвения имеющихся
возможностей для активной, самостоятельной
и освещённой светом высших достижений
человеческой культуры возвышающей
душевной жизни. Забвение самой возможности
самостоятельной и осмысленной
духовной жизни массовым человеком
усугубляется современным технизированным ми
«Возникновение и проявление чувственно-эмоциональной
привязанности массового
Если массовый человек прошлого
жил верой в возможность
Удовлетворение требования хлеба
и зрелищ некогда составляло для
римской черни идеальное
Считая массовые идеалы содержательными духовными образованиями, пусть даже в конечном счёте и иллюзорными и химерическими, можно отметить, что этими идеалами, одновременно манящими, обольстительными и неизменно ускользающими, всегда жил массовый человек, живёт сегодня и, без сомнения, будет жить в обозримом будущем, ибо во все времена они придают смысл человеческому существованию. И в наши дни достойны уважения идеалы свободы, равенства, братства, сформированные в эпоху перехода от традиционного типа жизнедеятельности к современному. Благодаря этим идеалам, веками угнетавшиеся, порабощённые и зависимые люди обрели надежду и новый смысл жизни и в своей героической и самоотверженной погоне за этими идеалами продвинули человечество к такому пункту, где современная цивилизация находится в настоящее время. Философия призвана дать современному массовому человеку новые, вдохновляющие и облагораживающие идеалы.
Дальнейшая философская разрабо
Заключение.
В ходе выполнения данной работы была
достигнута поставленная цель, решены
сопутствующие задачи. Можно сделать
вывод о том, что массовый человек
в данном исследовании продуктивно
проанализирован в качестве идеального
антропологического типа, равно как
и противоположный ему тип
человека элиты. Человек элиты и
человек массовый — это, образно
говоря, две стороны одной и
той же медали, точнее, одного и того
же существа под названием Человек
с его двойственной природой. В
своём противоречивом единстве эти
антропологические типы в известном
смысле исчерпывающим образом
Информация о работе Х.Ортега-и-Гассет о проблемах массовости в культуре