Характеристика движения как свойства материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:27, контрольная работа

Краткое описание

Движение - как основной способ бытия материи.
Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

Вложенные файлы: 1 файл

Движение.docx

— 20.32 Кб (Скачать файл)

Движение - как основной способ бытия материи.

 

Объективная непрерывность  пространства и времени и их прерывность обусловливают движение материи, которое является основным способом ее существования. Движение материи - абсолютно, ее покой - относителен.

 

При этом следует иметь  в виду, что в философии движение понимается как всякое изменение  вещей и процессов.

 

Обозначив изменение  во времени пространственных характеристик  вещей и процессов (их местоположение и объем) понятием "перемещение", а изменчивость их качественной определенности как результат их существования  во времени условным термином "изменение", приходим к следующему выводу.

 

Движение в самом  широком его понимании представляет собой единство моментов перемещения  вещей и процессов и их изменения  Едущая машина перемещается в пространстве, "старая" книга на полке "стареет", изредка "перемещаясь".

 

Именно такой смысл вкладывают в термин "движение", когда говорят, что материя не может существовать без движения. Существенным дополнением к этому принципу является утверждение о том, что, в свою очередь, движение не может существовать без материального носителя (вещества или поля). Утверждение, будто движение существует без материи с точки зрения философов-материалистов столь же абсурдно, как и умозаключение о существовании материи без движения. В неразрывном единстве материи и движения материя исходна, а движение -производно. Оно как бы подчинено материи.

 

Существенным моментом движения является покой. Метафизическое мышление противопоставляет движение покою, рассматривает их как антиподы. С точки зрения диалектики движение и покой составляют единство противоположностей. Покой - это моменты стабильности, устойчивости, равновесия в процессе движения. Покой как и движение присущ любой конкретной форме материи. Благодаря покою существуют качественная определенность вещей, их границы, стабильные, устойчивые, равновесные формы. Однако в отличие от движения, которому присуща абсолютность, покой всегда относителен. Это означает, что объект может покоиться лишь в определенных отношениях, в других отношениях он движется, изменяется. Так, например, дерево покоящееся относительно земной поверхности, в то же время движется вместе с нашей планетой вокруг Солнца, вращается вместе с ней вокруг земной оси. В нем происходят сложные физико-химические и биологические процессы, взаимодействие со средой, рост, развитие и т.п. Таким образом, покой не только не исключает движения, но и является его особым, а во многих случаях существенно необходимым, дополняющим моментом (например, сон, отдых у человека и высших животных).

 

Движение обладает целым  рядом важнейших свойств. Во-первых, движению свойственна объективность, т. е. независимость его существования  от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину  своих изменений. Отсюда следует  положение и о бесконечности  взаимопревращений материи. Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления  в мире подвержены движению как способу  существования материи (нет объектов лишенных движения). Это означает также  и то, что само содержание материальных объектов во всех своих моментах в  отношениях определяется движением, выражает его конкретные формы (и проявления).

 

В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость. Последовательный философский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения. Известно, например, что И. Ньютон допускал возможность божественного толчка, а немецкий философ А .Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности. В явной или не явной форме в данном случае проводится мысль о некоем начале (исходе) движения. Такая позиция критикуется материалистами. Утверждая принцип самодвижения материи, диалектики-материалисты одновременно, раскрывают и его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом человечества и данными естественных наук), движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей. Это, например, действие и противодействие в механическом движении, более высокая и более низкая температура (энергия) - в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд - в электричестве, полярные интересы людей и их различных объединений - в общественном развитии и т. п.

 

В-четвертых, движению свойственна  абсолютность. Признавая всеобщий характер движения, философский материализм  не отвергает существования в  мире устойчивости, покоя. Однако последовательный философский материализм подчеркивает относительный характер таких состояний  материальных объектов. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих  и, в этом смысле, относительных его  видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой (или устойчивость) - это момент движения, поскольку  он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, поскольку покой включен в  совокупное движение, и он снимается  этим абсолютным движением. Следовательно, о покое как некотором равновесии, моменте движения можно говорить лишь по отношению к определенной точке отсчета. Так, например, можно  видеть, что любой возраст человека, (допустим 18 лет) - это фиксированный  момент в его постоянном изменении, движении, связан с определенной устойчивостью, покоем временного состояния некоторых  свойств его натуры по сравнению, скажем, с 17-летием и 19-летием.

 

Многообразные, конкретные проявления движения могут быть соотнесены с определенными материальными  носителями. Это дает возможность  построения разных классификаций форм движения материи. Форма движения материи связана с определенным материальным носителем, имеет определенную область распространения и свои определенные законы. Современная классификация форм движения материи включает:

 

Соответственно иерархии форм материи существуют качественно  разнообразные формы ее движения. Открывая новые уровни организации  материи, наука соответственно обнаруживает и новые формы движения.

 

Прежде всего формы движения можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физической и химической форм движения, живую — биологическая, а общество — социальная форма движения. Наиболее значительные изменения в связи с развитием науки были выявлены в соотношении механической, физической и химической форм движения. Наука XX века открыла новые формы физического движения, неизвестные в XIX столетии: процессы микромира, связанные с превращениями элементарных частиц и взаимодействиями субэлементарного уровня; процессы мега-мира — галактические взаимодействия и расширение Метагалактики. По-новому поставлена и проблема взаимоотношения физической и химической форм движения: химическая форма движения, с одной стороны, возникает из взаимодействий микромира, а с другой — является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение. Она как бы обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам. Современная наука внесла много нового и в понимание природы биологического движения. Были уточнены представления о ее первичных материальных носителях (кроме белковых молекул в качестве молекулярного носителя жизни были выделены ДНК и РНК). Сложилось представление о целостности биосферы как условии дифференциации и развертывания всех уровней организации живой материи и соответственно формирования различных подвидов биологической формы движения.

 

пространственное перемещение,

электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц,

гравитационную форму  движения;

сильное (ядерное) взаимодействие,

слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона),

химическую форму  движения (процесс и результат  взаимодействия молекул и атомов),

геологическую форму  движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.):

биологическую форму  движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.),

социальную форму  движения (процессы, происходящие в  обществе).

 

 

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно  вносить свои коррективы и в эту  классификацию форм движения материи. Прежде всего, не утратит своего значения принцип развития применительно  к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать  их в соответствии с реальным процессом  эволюции материальных систем в направлении  от простого к сложному, от низшего к высшему, от простейших процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

 

По-прежнему важную роль играет принцип связи каждой формы  движения с определенным материальным носителем или точнее, с набором  определенных материальных носителей. Анализ принципа генетической и структурной обусловленности высших форм движения материи низшими остается актуальным. Ведь всякая высшая форма движения возникает на основе низшей, включает ее в себя в снятом виде. Это означает, что структуры, специфичные для высшей формы движения, могу быть познаны только на основе анализа структур низших форм. И, наоборот, сущность формы движения низшего порядка может быть познана только на основе знания содержания высшей по отношению к ней формы движения материи.

 

С принципом генетической обусловленности тесно связан принцип  несводимости высших форм движения к  низшим н неправомерности переноса (экстраполяции) свойств высших форм движения материи на низшие. Это принцип качественной специфики всякой формы движения. В высшей форме движения низшие его формы представлены не в "чистом", а в синтезированном ("снятом") виде. "Механические" движение руки человека -это результат сложения сложных процессов и собственно механического, и биологического, и химического. Потому всякая попытка создать чисто механический аналог руки человека абсурдна.

 

Абсурден и перенос  закономерностей животного мира на общество, даже если на первый взгляд кажется, что в нем господствует "закон джунглей". Конечно же, жестокость человеческая может быть несравненно больше жестокости хищников. И все же хищникам неизвестны такие человеческие чувства, как любовь, участие и сострадание.

 

С другой стороны, абсолютно  безосновательными являются попытки  отыскания в низших формах движения материи элементов его высших форм. Мыслящий булыжник - это нонсенс. Однако, это - крайний, так сказать  случай, гипербола. Менее смешной  выглядела, попытка одного из крупных  советских учёных-биологов, который  пытался создать обезьянам "человеческие" условия, рассчитывая через сотню - другую лет обнаружить в их потомстве  антропоида (первобытного человека).

 


Информация о работе Характеристика движения как свойства материи