V) П.А. Флоренский
также разрабатывал религиозно- философскую
проблематику, в центре которой - идущее
от В. Соловьева концепция о всеединстве
и учение о Софии, учение об интуитивном
образно-символическом постижении мира
основывающееся на нравственном учении
личности.
2-е направление: Русский
марксизм.
В середине 80-х г.г. 19 столетия
народничество, вследствие массового
разочарования в его идеях, распалось.
Из него выделились первые русские марксисты. Марксизм
увлек на первых порах людей самых разных
ориентаций - от промышленных
пролетариев до университетских профессоров:
всем им казалось, что найдена окончательная
истина, и социализм из народнической
утопии превратился в настоящую теорию.
1. Ортодоксальный
марксизм.
Возникновение марксизма в
России связывают с творчеством Георгия Валентиновича
Плеханова (1858- 1918). -он посвятил
большинство своих трудов историко- философскому,
гносеологическому
и социологическому аспектам материалистического
понимания истории , т.к. считал что
именно в этом теоретическом построении
сосредоточено центральное ядро марксистского
учения в целом;
-осуществил первые попытки
научного социального предвидения;
-определил основы религиозного
и эстетического мировоззрения
людей;
-предложил диалектико- материалистическую
модель революционных процессов в социальной
сфере;
-разработал учение о
роли народных масс и личности
в истории.
2. «Легальные
марксисты» (Н.А. Бердяев,
П.Б. Струве, С.Л. Франк) - в целом на начальном
этапе поддерживали Плеханова и Ленина
в критике народничества, в начале 900-х
г.г. разошлись
с ними по вопросам:
-неприятия насильственных
средств борьбы;
-в теории- *неприятием подавления
личности обществом
*несогласием
с идеями «воинствующего» материализма
и атеизма.
3. Философия
большевизма.
Прежде всего связана с деятельностью
В.И. Ленина (1870- 1924).
Новое
в марксизме.
а) В социальной
философии:
1) Опираясь открытии русскими
народниками законе неравномерного развития
капитализма, Ленин провозгласил «непреложный
вывод» о победе социализма «первоначально
в одной или нескольких странах».
2) Разработано учение
о социалистической революции, о
роли пролетариата в ней и его авангарде-
коммунистической партии.
3) Разработано учение
о примате
политики над экономикой (особенно
в переходные периоды)
4) Разработано учение
«О защите социалистического
отечества», об «Армии
нового типа».
б) В диалектическом
материализме:
В соответствии с естественно-
научными открытиями того времени по-
новому сформулировал определение материи
(в отличие от механистической трактовки
её Ф. Энгельсом).
в) В диалектике:
-Ленин видел в ней прежде
всего «закон познания (и закон объективного
мира)». «Диалектика и есть теория познания
(Гегеля и марксизма)», а стал быть, философского
материализма.
-Введен принцип примата
практики над теорией.
Вывод:
1) В целом теоретические
философские и социально- философские
произведения В.И. Ленина («Материализм
и эмпириокритицизм»; «Философские тетрады»,
«Государство и революция» и др.) существенно
дополнили и обогатили марксистскую теорию.
2) Непрекращающийся критический
анализ сделанного Лениным, постоянное
заимствование его идей являются косвенным
доказательством их оригинальности. Кроме
этих 2-х течений, универсализм
русской философии проявился в наличии
других течений:
1) Философия
права, в рамках которой развивалась
идеология либерализма
с его идеей незыблемости прав и свобод
человека (Б.Н. Чечерин).
2) Естественно-
научный материализм (Д.И. Менделеев,
И.М. Сеченов).
Был ориентирован на философское
осмысление данных естествознания и продолжал
традиции М.В. Ломоносова, А.И. Герцена,
Н.Г. Чернышевского.
3) Русская
космическая философия (К.Э. Циолковский,
В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).
Они отстаивали
идеи:
-единства человека и
космоса, космической природы человека;
-его бессмертия и безграничных
возможностей, благодаря нравственному
совершенствованию и росту
научных знаний.
Военные
вопросы в произведениях русских философов.
В русской философии спектр
отношения к войне, как крайней форме
насилия, чрезвычайно широк:
-от полного её отрицания
в любых формах
-до признания её главным
двигателем прогресса.
Тем
не менее есть два общих аспекта рассмотрения
этой проблемы:
1-й - попытки нравственной
оценки войны (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский,
Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев);
2-й - подходы к
возможности или невозможности оправдания
насилия и войны для осуществления мессианского
предназначения России, а также выбора
её исторического пути (А.И. Герцен, Н.П.
Огарев, М.А. Бакунин, В.И. Ленин).
Выводы:
1. В целом русская философия
19 - начала 20 века явилась отражением
идейных исканий исторического пути развития
России.
2. В противоборстве идей
славянофилов и западников в
конечном итоге победила западная
ориентация, но трансформировавшаяся
на русской почве в теорию марксизма- ленинизма.
Русский космизм
Это - особый духовно-теоретический феномен,
возникший в России в конце 19 - начале 20
вв. Будучи целостным социокультурным
явлением, К. ориентирован на синтетическое
видение реальности, восприятие человека
в качестве органичной части космического
единства, способного реализовать свою
активную природу в деле творческого изменения
мироздания. В русском К. традиционно принято
выделять несколько направлений: религиозно-философское,
методологическо-философское и поэтически-художественное.
Однако в качестве концептуальной системы
К. конституируется именно в философской
традиции. Это предполагает определение
двух основных измерений в русском К.:
религиозно-философского (Федоров, В. Соловьев,
Бердяев, Булгаков, Флоренский и др.) и
методологическо-философского (Вернадский,
Холодный, Чижевский, Н.А. Умов, Циолковский
и др.). Если первое видит в человеке замысел
Божий, состоящий в необходимости активного
участия человечества в божественном
творении (обожения природы), то второе
рассматривает преобразующую деятельность
человечества как космическую (в первую
очередь, планетарную) силу, играющую значительную
роль в преобразовании мироздания. Идеи,
качественно характеризующие как религиозно-философскую,
так и мето-дологическо-философскую традиции
русского К., оказываются во многом схожи,
что позволяет выделить семантический
инвариант идей, развиваемых в рамках
единой философской системы русского
К.: 1) идея всеединства (наиболее развитая
в учении В. Соловьева, а также в концепции
Вернадского о переходе биосферы в ноосферу,
предусматривающая глобальное единство
живого и косного вещества, то есть биотических
и абиотических компонентов природы);
2) идея незавершенности развития мира
и человека, их негармоническое состояние
(что объяснялось как возможность, оставленная
природой или Творцом для дальнейшего
совершенствования); трактовка человечества
как органичной части космоса, идея единства
микро- и макрокосма: - признание активности
как необходимого атрибута человеческой
природы (соответственно, восприятие человека
в качестве космо-урга, художника мира,
творца, человека творящего, исследующего);
идея преображения мира как смысл человеческой
жизни (что подразумевало одухотворение
природы - В. Соловьев; обожение материи
- Федоров, Бердяев; очеловечивание посредством
человеческой деятельности - Булгаков
- то есть восприятие мира не как данности,
а как долженствующего быть); - идея достижения
духовного самосознания; вечность жизни
(существование богочеловества); переосмысление
единства очеловеченной природы и ноосферы
как Царства Божьего. Переосмысление в
русском К. идеи Апокалипсиса (завершение
эволюции природы как достижение последней
совершенства, «обожение» ее) ставит перед
человеком задачу «очеловечивания, оживления
и одухотворения» природы (Бердяев), это
предполагает, прежде всего, достижение
человеком совершенства своей собственной
природы (идеал «богочеловечества» у В.
Соловьева). Человек в философском К. наделяется
особым статусом, приобретает особые полномочия,
в связи с чем в данной традиции определение
человека как homo sapiens уже не является достаточным.
Умов предлагает термин homo sapiens explorans -
человек разумный исследующий, В. Муравьев
- homo creator человек творящий. Вернадский
- homo faber - человек умелый. В рамках К. человек
выступает как «устроитель и организатор
Вселенной» (В. Соловьев), перед ним, по
словам Вернадского, ставится «вопрос
о перестройке биосферы в интересах свободно
мыслящего человечества как единого целого»
Связь русской философии
и художественного творчества:
Русскую философию отличает
и еще одна характерная черта — складывание
в конце XVIII — начале XIX века такого феномена
духовной жизни общества, как философско-художественный
комплекс. Что это значит?
Дело в том, что философия выступает
своеобразным мировоззренческим воспроизведением
культуры. Человек, являющийся объектом
и субъектом философского сознания, существует
в культурном «космосе», в мире, который
ему удалось согреть своей мыслью, изменить.
Поэтому философия — это своего рода комплексная
характеристика, «квинтэссенция культуры
своего времени» (К. Маркс). Философия «вырастает»
из культуры, черпая в ней свои темы, но
философия и сама воздействует на культуру,
в том числе и художественную, опредмечивая
в ней свои находки и открытия, облекая
в художественную форму свои проблемы.
История знает немало примеров решения
философских по своей сути проблем художественными
средствами. Музыка Бетховена или живопись
Дюрера, «Гамлет» Шекспира или «Фауст»
Гете по праву относятся нами к философско-художественным
произведениям, ибо в них поставлены сугубо
философские вопросы, но ответ дан средствами
искусства.
Во все времена философия и
художественная культура были очень тесно
связаны, у них всегда было очень много
общего — общие вопросы о смысле и назначении
человеческой жизни, общие задачи духовного
воздействия на человека, общий способ
существования в неповторимом творчестве
уникальной личности философа или художника.
Это и позволяет говорить о наличии у философии
наряду с познавательной, мировоззренческой,
методологической и другими функциями
еще и функции художественно-эстетической,
эмоциональной. Ведь философия воздействует
не только на разум, но и на чувства человека,
поэтому ей и присущи образность, художественность
формы. Но хотя это свойственно каждой
философии, степень взаимопроникновения
ее с художественной культурой бывает
различной. О тончайшей пронизанности
почти всей русской литературы и всего
искусства философской проблематикой
и беспокойством (Г. Флоровский) говорили
очень многие русские мыслители. В России
же в конце XVIII — начале XIX века происходит
становление целостной общности философии
и художественной культуры, что и говорит
о складывании философско-художественного
комплекса.
В русской истории XIX век —
это период неимоверно интенсивного развития
самосознания общества, который отличался
стремлением философски осмыслить все
явления действительности. Философская
терминология использовалась даже в личных
письмах, идеи Гегеля, Шеллинга, Федорова,
Соловьева обсуждались в кружках и салонах,
на страницах журналов и газет. Философия
стала неотъемлемой частью духовной жизни
русского общества того времени, вошла
в плоть и кровь его культуры.
Особенно характерен в данном
смысле «серебряный век» отечественной
культуры, так называемый русский религиозно-философский
ренессанс второй половины XIX — начала
XX века. Религиозно-философские искания
того времени, опиравшиеся на идеи Ф. Достоевского
и Вл. Соловьева, не были потоком, изолированным
от общего потока культуры. Философия
имела очень тесную связь с искусством
того времени. Даже поиск социального
идеала в рамках философии истории зачастую
принимал эстетизированный характер.
Музыкальное творчество А. Скрябина, И. Стравинского,
картины К. Сомова, Л. Бакста несли в себе
громадный мировоззренческий заряд, шли
в том же русле культурного обновления,
вырастали из той же почвы, что и религиозная
философия того времени.
Особенно очевидно «родство»
философских идей и художественного творчества
проявилось в поэзии русского символизма.
А. Белый, Вяч. Иванов, К. Бальмонт, В. Брюсов,
Д. Мережковский, А. Блок неразрывно сплели
в своих стихах философскую идею и художественную
форму. Русский символизм выступил на
рубеже веков одновременно и как художественно-поэтическое
течение, и как течение философское, ставящее
перед собой задачу — создать средствами
искусства новую иррациональную философию,
новое учение о человеке («новый гуманизм»).
Большинство произведений этих поэтов
носило философско-концептуальный характер,
а их создатели являлись философски мыслящими
художниками. Недаром даже известные стихи
о Прекрасной Даме Блока содержат философскую
идею, являясь не столько любовной лирикой,
сколько рассуждениями о Софии-мудрости —
центральном понятии религиозной философии
того времени. Таким образом, для отечественной
философской традиции характерно тесное
взаимодействие и взаимопроникновение
с русской художественной культурой.