Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 17:59, реферат
"Масса", как полагает Ортега-и-Гассет, есть "совокупность лиц, не выделенных ничем". По его мысли, плебейство и гнет массы даже в традиционно элитарных кругах - характерный признак современности: "заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду". Новоявленные политические режимы оказываются результатом "политического диктата масс". В то же время, согласно убеждению Ортеги-и-Гассета, чем общество "аристократичней, тем в большей степени оно общество, как и наоборот". Массы, достигнув сравнительно высокого жизненного уровня, "вышли из повиновения, не подчиняются никакому меньшинству, не следуют за ним и не только не считаются с ним, но и вытесняют его и сами его замешают".
Введение
Индивидуальность и судьба
Проблемы «Массового человека»
Заключение
Список литературы
В прошлые века
считали: жить - это чувствовать
себя ограниченным и потому
считаться с другими. Новый голос:
жить - значит не встречать
Благородный - это заслуженный, выдающийся. Человек массы инертен, косный, вечное движение на одном месте, упрям, замкнут.
Человек массы не способен поддержать современную цивилизацию; он научился владеть ее материалами, но не знаком с ее основными принципами. По мнению Ортеги, в слове цивилизация сфокусировано следующее: грани, нормы, этикет, законы, писаные и неписаные, право и справедливость. Все эти средства цивилизации предполагают глубокое и сознательное желание каждого считаться с остальными. Корень понятия цивилизации, подчеркивал исследователь, - civis, гражданин, то есть горожанин, указывает на происхождение смысла, который заключается в том, чтобы сделать возможным город, сообщество, сосуществование. Следовательно, цивилизация является, прежде всего, волей к сосуществованию. По мере того как, люди перестают считаться друг с другом, они дичают, то есть одичание - есть процесс разобщения, и периоды варварства являются временем распада, временем крохотных враждующих и разъединенных группировок.
«Современное государство самый явный и наглядный продукт цивилизации. И отношение к нему массового человека проливает свет на многое. Он гордится государством и знает, что именно оно гарантирует ему жизнь, но не осознает, что это творение человеческих рук, что оно создано определенными людьми и держится на определенных человеческих ценностях, которые сегодня есть, а завтра могут улетучиться. С другой стороны, массовый человек видит в государстве безликую силу, а поскольку и себя ощущает безликим, то считает его своим. И если в жизни страны возникнут какие-либо трудности, конфликты, проблемы, массовый человек постарается, чтобы власти немедленно вмешались и взяли заботу на себя, употребив на это все свои безотказные и неограниченные средства.
Здесь-то и подстерегает цивилизацию главная опасность - полностью огосударствленная жизнь, экспансия власти, поглощение государством всякой социальной самостоятельности - словом, удушение творческих начал истории...» Логично, что данное положение было характерно для государств того времени, когда в общем смысле прослеживалась тенденция к тоталитаризации обществ. Фашистские и большевистские режимы набирали силу и являли миру реальную угрозу. Сейчас вопрос о государстве в демократических обществах, отнюдь не потеряв актуальности, ставится все-таки по-другому. Но для того, чтобы эти нюансы проследить, нужно вспомнить основное из того, что сказал Ортега о массах и об их восстании.
Восстание у автора
– это скорее количественный
процесс, то есть возрастание
общей массы населения, подстегивающийся
научно-техническим прогрессом
Отсюда главное
и почти роковое последствие:
современный человек утратил
понимание цены цивилизации, стал
смотреть на нее едва ли
не как на природное явление,
автоматически наделяющее
[...] видя
мир так великолепно
Что касается сегодняшнего дня, то многие из предсказаний Гассета так и не сбылись, например, такое его заключение: «Если этот человеческий тип по-прежнему будет хозяйничать в Европе и право решать останется за ним, то не пройдет и тридцати лет, как наш континент одичает». Как видим, Европа сегодня очень далека от дикого состояния и даже напротив развивается в социальном и политическом направлении.
Ортега-и-Гассет полагает, что движение общества определяется соотношением массы и меньшинства. То одни, то другие определяют характер общества. Уже не раз случалось так, что массы захватывали общественную власть и определяли политический, интеллектуальный, нравственный и экономический процессы. Такую ситуацию Ортега-и-Гассет и называет восстанием масс. Причем понятия "масса" и "класс", "выдающиеся личности" и "меньшинство" не совпадают. Массы и избранное меньшинство имеют место одновременно в отдельных классах. Массы подавляют меньшинство, навязывая ему свой образ жизни. Ныне роль масс изменилась. "Все подтверждает, что она решила выйти на авансцену, занять места и получить удовольствия и блага, прежде адресованные немногим... Решимость массы взять на себя функции меньшинства... становится стержнем нашего времени... Политические режимы, недавно возникшие, представляются не чем иным, как политическим диктатом масс... Сегодня мы видим торжество гипердемократии, при которой масса действует непосредственно, вне всякого закона, и с помощью грубого давления навязывает свои желания и вкусы". Таким образом, не отдельные выдающиеся личности, а серая, заурядная масса, подавляя любую личность и любое меньшинство, определяет изменения общества, фактически стагнируя его в политической, экономической и других сферах. Итак, "идеи", но в данном случае "представления" косной массы суть "движущая сила", обусловливающая "стоячую воду" общественной жизни. Фактически государство живет "под жестокой властью масс".
Идеально, считает Ортега, когда миром правит творческое меньшинство, а инертное большинство ему подчиняется. Так и было на протяжении веков. Но вот массы восстали и теперь действуют на свое усмотрение. Так что пусть никого не смущает изысканно одетый человек на телеэкране, отдающий распоряжения ассистентам. Это не аристократ, а представитель восставших и победивших масс.
С рассуждениями
философа по данному вопросу
согласиться можно – он
«Европейские
нации стоят перед тяжелым
этапом острых внутренних
Оценив
эту идею с точки зрения
современного человека, можно сделать
следующее заключение: каждый современный
человек стремится к индивидуальности,
но проявить свою
Современный
человек деградирует: он ленив, он
пытается возложить все свои
заботы и проблемы на других,
в частности на государство, которое
когда-то было создано, чтобы
заботится о нем. В государстве
человек массы видит анонимную
силу, и так как он чувствует
себя тоже анонимом, считает государство
как бы «своим». Если в общественной
жизни страны возникает
Европа
создала систему норм, ценность
которых доказана. Теперь народ
массы отменяет эту систему
норм, т.е. основу европейской цивилизации;
но при этом он не способен
создать новую. Когда из мира
исчезает правитель, следствие: восставшим
подданным нечего делать, у них
нет жизненной программы. Сегодня
европейские заповеди потеряли
силу; Европа - это Франция, Англия, Германия.
Без заповедей, которые обязывают
к определенному образу жизни,
ощущение становится пустым. Именно
это и случилось с лучшей
частью нашей молодежи. Она свободна
от уз и запретов - и ощущает
пустоту. Бесцельность отрицает
жизнь; она хуже смерти. Ибо жить
- значит делать что-то
Европа ослабила
вожжи, которыми управляла миром.
Жизнь гибнет, когда она предоставлена
самой себе. Только сознание своей
власти и дисциплины
Сам автор отзывается
о своем произведении
«Человек-масса» - ленив,
чтобы утруждать себя
"Масса", как полагает Ортега-и-Гассет, есть "совокупность лиц, не выделенных ничем". По его мысли, плебейство и гнет массы даже в традиционно элитарных кругах - характерный признак современности: "заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду". Новоявленные политические режимы оказываются результатом "политического диктата масс". В то же время, согласно убеждению Ортеги-и-Гассета, чем общество "аристократичней, тем в большей степени оно общество, как и наоборот". Массы, достигнув сравнительно высокого жизненного уровня, "вышли из повиновения, не подчиняются никакому меньшинству, не следуют за ним и не только не считаются с ним, но и вытесняют его и сами его замешают". Автор акцентирует призвание людей "вечно быть осужденными на свободу, вечно решать, чем ты станешь в этом мире. И решать без устали и без передышки". Представителю же массы жизнь представляется "лишенной преград": "средний человек усваивает как истину, что все люди узаконенно равны". "Человек массы" получает удовлетворение от ощущения идентичности с себе подобными.
«В поиска Гете» сам автор, назвает «критикой жизненного разума». Это своего рода модель применения метода «жизненного разума» к осмыслению творчества выдающихся деятелей мировой культуры в свете «обстоятельств» их жизни, включающего наряду с индивидуальной биографией также ее социальный и исторический контекст. Впервые Ортега применяет здесь критерий своей «историологии»: исследует возможности так называемого биографического метода.
Индивидуальность - будь то вещи или человек - зависит от мироустройства в целом; это совокупность отношений. Масса же, это всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой мерой, а ощущает таким же, "как и все", и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью.
Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов. 1999.
Х.Ортега -и-Гассет «В поисках Гете» // Х..Ортега-и-Гассет «Эстетика. Философия культуры.» М.1991.
Х.Ортега -и-Гассет «Восстание масс» // Х..Ортега-и-Гассет «Эстетика. Философия культуры.» М.1991.
Информация о работе Хосе Ортега-и-Гассет «Массовое общество и индивидуальность»