Человек.индивид.личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.

Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или “метафизика”, гуманитарное знание и комплекс научных дисциплин, включающий биологию и социологию. Философия рассматривает бытие человека и общества в более широком плане, давая ответы на так называемые “вечные” вопросы. Она исследует сущность человека и смысл его жизни, выявляя общие закономерности его биологического и социального развития и намечая его идеалы, ценности и цели.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

      Однако  не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так  как это одна из самых тяжелых  задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами  и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

      Неразделимы и такие понятия как свобода  и ответственность, так как свобода  не вседозволенность, за нарушение  чужих прав и свобод личность несет  ответственность перед обществом  по закону, принятому обществом. Ответственность   - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию  резко увеличивает меру личной свободы  и одновременно социальной и моральной  ответственности каждого.  

      В праве гражданская, административная и уголовная ответственность  устанавливается не только формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени  сознания вины и возможности исправления  в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов  общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

      Сущностные  силы человека создают ему все  необходимые субъективные возможности  для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить  под разумный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять  сферу собственной деятельности. В этой возможности быть свободным  и  коренятся истоки всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов  и падений.

      Свобода рассматривается в соотнесении  с необходимостью (законами), с произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода  не может быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом, нарушающим законы природы  и социальной жизни.

      Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек  погружен в поток истории. Бытие  человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и  несвободен.

   Человек несвободен, поскольку существует внешний  мир, который настойчиво диктует  людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: «Обвиняемый виновен, так как свобода одного человека размахивать руками кончается там, где начинается нос другого человека».

      Он  несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена  и существует в различных формах.

      Отчуждение  означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и  превращаются во внешнюю и неподвластную  ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир. Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.

Вместе  с тем человек свободен. Свобода  есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор  своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это постоянный выбор.

      Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

      При совпадении интересов личности и  общества в обретении свободы  понятие свободы должно быть дополнено  идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.

      Свобода невозможна без ответственности  и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность  есть неизбежная цена свободы, плата  за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без  чего она неизбежно будет вырождаться  в произвол и насилие над другими  людьми, в разрушение окружающего  мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его  компетентности и диапазона возможностей.

      Необходимо  формирование подлинно гуманистических  ценностей, выработка привлекательного социального идеала, включающего  как основной момент своего содержания идею о свободе личности. При этом свобода личности должна пониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в котором учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей для удовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью.

      Достижение  идеала свободы возможно лишь при  условии совершенствования одновременно всех сторон личности и всех условий  его социального бытия.

      Дальнейшие  направления исследования свободы  личности как социального феномена будут сопряжены с расширением  и совершенствованием прав и свобод личности на основе развитой экономики  и политического плюрализма.

      Свободная экономика, объединившись с правовым государством, основным принципом которого станет социальная защита личности, обеспечение  равенства всех субъектов прав и  свобод по отношению к закону, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, взаимная ответственность государства  и личности создадут новый вариант  демократического и гуманного общества, способного воплотить в действительность свободу личности и всестороннее развитие человека.

свобода личности

 
 
 
 

    Экономическая

 
 
 
 
 
    Политическая
 
 
 
 
 
    Духовная
 
 
 
 
 
    Гносеологическая
    свобода принятия экономических решений, свобода  экономического действия. (индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительнее, в какой отрасли он проявит свою активность.)
    такой набор  гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. (современное цивилизованное общество немыслимо без всеобщего равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства.)
    свобода выбора мировоззрения, идеологии, свобода их пропаганды, свобода исповедовать любую религию, либо быть атеистом.
    способность человека всё более масштабно и успешно  действовать в результате познания закономерностей окружающего природного и социального мира.

      Заключение

   Проанализировав всё выше написанное, можно сделать  вывод, что абсолютной свободы, не существует, (как, впрочем,  и абсолютной истины): человек не может быть полностью  свободен, находясь в обществе, так  как оно создает определенные законы и устанавливает рамки  поведения. А вне общества индивид  утратит человечность и, свобода его будет уже другой.

  Культура  играет в жизни общества и отдельного индивида далеко не последнюю роль: общество способно существовать и плодотворно  развиваться только при условии  преодоления противоречий между  культурой и социальными отношениями, только постоянно восстанавливая их единство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    МИНЕСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ФИЛОСОФИЯ»

Тема:

«Проблема свободы и ответственности  личности» 
 
 
 
 

Выполнил: студент 2 курса

Группа 2ФКГ-1

Дорофеева Екатерина 

                                                                                                             Проверил: преподаватель

Менькин Николай Павлович 

Барнаул 2012 

Литература

  1. Философия: учебник для вузов / под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.-3-е изд.,перераб.и доп. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников».)- С.595-603
  2. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для Вузов/ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2003.-с.390-396
  3. Барулин В.С. Социальная философия.- Ч 1 и 2.-М., 2002
  4. Спиркин А.Г. Философия: учебник.-2-е изд.-М.: Гардарики, 2005.-гл.10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление:

  1. План                                                                                    стр.3
  2. Введение                                                                             стр.4-5
  3. Основная часть                                                                   стр.5-17
  4. Заключение                                                                         стр.17
  5. Список используемой литературы                                   стр.18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАН:

1.Введение.

2. Основная часть:

а) «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». «Биологиеское» и «социальное» в человеке.

б) Структура  и закономерности формирования личности

в) Дуальность свободы и ответственности личности

3. Заключение 
 
 
 
 
 


Информация о работе Человек.индивид.личность