Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 20:51, реферат
Человек не есть машина, поскольку подход к человеку как к машине не объясняет многообразия личности, т. к. сущность машины в единообразии или самотождественности, а главная особенность человека — разнообразие и уникальность. Причем индивидуальность человека является источником множественности образов реальности, в т. ч. представлений о человеческой природе. Существует связь между индивидуальными образами “Я” и культурными образами природы человека: индивид стремится найти (или сконструировать) смысл своего Я, а культура — создать осмысленный образ общественной реальности. Поиск личного смысла заставляет каждого индивида размышлять над вопросом “Кто я?”, что приводит к конструированию образов своего Я, которые оказывают интегративное влияние на все мысли и действия человека. Аналогичным образом формируются представления культуры о природе человека, что обеспечивает постижение соц. действительности и последующее влияние на мысли и действия социальных групп.
Федеральное агентство по образованию.
Государственно-
высшего профессионального образования.
«Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова.
Бийский технологический институт (филиал).
Кафедра гуманитарных наук
РЕФЕРАТ
Тема: "Человек"
Выполнил
студент группы АТ-74
Проверил
преподаватель:
Бийск 2010
Человек не есть машина, поскольку подход к человеку как к машине не объясняет многообразия личности, т. к. сущность машины в единообразии или самотождественности, а главная особенность человека — разнообразие и уникальность. Причем индивидуальность человека является источником множественности образов реальности, в т. ч. представлений о человеческой природе. Существует связь между индивидуальными образами “Я” и культурными образами природы человека: индивид стремится найти (или сконструировать) смысл своего Я, а культура — создать осмысленный образ общественной реальности. Поиск личного смысла заставляет каждого индивида размышлять над вопросом “Кто я?”, что приводит к конструированию образов своего Я, которые оказывают интегративное влияние на все мысли и действия человека. Аналогичным образом формируются представления культуры о природе человека, что обеспечивает постижение соц. действительности и последующее влияние на мысли и действия социальных групп.
Введение.
Являясь высшей ступенью
живых организмов на Земле, человек,
с одной стороны, зависит от природы,
с другой, обладает духовно-культурным
возвышением над ней. Все это
привело к различным с
Античность и особенно христианство видели сущность человека в его разуме, в его способности к образованию политической общности. Человек рассматривался, с одной стороны, как органическая часть природы, космоса , а с другой - либо как существо производное от объективного бытия вечных идей и сущностей, либо как нечто самоценное и первоосновное. Гераклит считал, что человек может жить лишь в соответствии с космическим разумом и космической гармонией. Софисты считали человека центром культуры, “мерой всех вещей” (Протагор).
Христианское средневековье видело в человеке, с одной стороны, подобие Бога, а с другой - творение земных демонических сил. Христианская идея бессмертия души, однократности и самоценности человеческой личности и, вместе с тем, духовной общности человечества получает свое развитие внутри христианской философии, прежде всего в учении Августина Блаженного.
В 18 веке в человеке различали
чувственное явление и “
Руссо, в свою очередь, пытался доказать, что рука об руку с прогрессом культуры идет падение нравственности. Поэтому большое внимание в социальной философии Руссо уделялось воспитанию, которое рассматривалось как важнейшее средство утверждения и поддержания в обществе необходимых гражданских добродетелей. Заявляя, что “родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан”, Руссо высказывал убеждение, что “у вас будет все, если вы воспитаете граждан, без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами.”
Кант утверждает, что “в каждом звене цепи поколений, в котором я, (как человек вообще) нахожусь, я обязан так воздействовать на потомство, чтобы оно становилось все совершеннее.
Конец Х1Х - начало ХХ столетия
- расцвет философско-
Неослабевающий интерес к
проблеме человека наблюдается
на протяжении всей истории
человеческого общества. В настоящее
время сущность человека
Система воспитания как условие развития личности.
Воспитание с философской точки зрения определяется как воздействие общества на развивающегося человека. Целью воспитания является способствование развертыванию у воспитанника проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с целью (“идеал воспитания”). Средством воспитания является, прежде всего, пример, который воспитатель подает воспитаннику, затем - приказ (требование и запрет), убеждение, приучение и обучение.
Воспитание растущего
Однако наличие объективных
условий само по себе еще не решает
задачу формирования развитой личности.
Необходима организация систематического,
базирующегося на знании и учете
объективных закономерностей
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Исторически сформировавшаяся система
воспитания обеспечивает присвоение детьми
определенного круга
И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает, открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.
Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.
Следовательно, важно так строить
педагогический процесс, чтобы воспитатель
руководил деятельностью
"Воспитывать - это значит
направлять развитие
Как указывал Л.С.Выготский, "учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником".
Такой подход к построению процесса
воспитания - как активного
Достижения современной науки,
в том числе труды
Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
Показательно, что накопительница психологического опыта - литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н.Толстой полагал, что признание права "другого" непросто на участие в "борьбе за существование", а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого "другого" становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса. "...Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он в трактате "О жизни", - человек не может не видеть и того , что это - то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества".
По сути дела, весь пафос этой толстовской
мысли сконцентрировался на борьбе
писателя с биологизацией