Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:55, реферат
Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. Издревле человек, глядя в небеса и думая о боге, желал уподобиться ему, стать таким же всемогущим и самому создавать живые существа себе подобные. Так или иначе, человек изобрел нечто желаемое, что по его мнению могло бы мыслить. Это был первый процессор. Сначала он мог только складывать и вычитать. И вот прошло всего чуть более 30-ти лет и перед нами - компьютер пятого поколения. Он может без присутствия и участия человека воспринимать внешний мир, "знать его" (хранить информацию), и реагировать на какие-либо изменения во внешнем мире, давая лаконичное экспертное заключение о происходящем.
Введение……………………………………..2-3
1) Соотношение человек-компьютер………..4-5
2)Психоаналитические аспекты поведения
человека в киберпространстве ………………..6-7
а) Анонимность
б) Идентификация
в) Смена пола
г) Регрессия
3) Заключение…………………………...7
4)Список литературы…………………………..8
Содержание
Введение……………………………………..2-3
1) Соотношение человек-компьютер………..4-5
2)Психоаналитические аспекты поведения
человека в киберпространстве ………………..6-7
а) Анонимность
б) Идентификация
в) Смена пола
г) Регрессия
3) Заключение…………………………...7
4)Список литературы…………………………..8
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. Издревле человек, глядя в небеса и думая о боге, желал уподобиться ему, стать таким же всемогущим и самому создавать живые существа себе подобные. Так или иначе, человек изобрел нечто желаемое, что по его мнению могло бы мыслить. Это был первый процессор. Сначала он мог только складывать и вычитать. И вот прошло всего чуть более 30-ти лет и перед нами - компьютер пятого поколения. Он может без присутствия и участия человека воспринимать внешний мир, "знать его" (хранить информацию), и реагировать на какие-либо изменения во внешнем мире, давая лаконичное экспертное заключение о происходящем.
Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое пространство, покорил термоядерную реакцию и сам стал ее жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя гораздо менее успел в ликвидации последствий своих успехов.
Формирование единого глобального экономического, социального и культурного пространства - это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные обширной сетью, берут на себя функции и всемирного банка информации и самого мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру.
Информация вышла на приоритетное
место среди критериев
В то же время от внедрения интеллекта и модели окружающего мира внутрь компьютера, то есть от формирования в его недрах “виртуальной реальности”, люди переходят к воплощению виртуальности вокруг себя -- микропроцессоры в автомобилях, телевизорах, кредитных карточках, даже шариковых ручках и т.д. Благодаря развитию телекоммуникаций человек попадает в среду, в которой есть места, где размножается “информационная грязь” человеческого бытия, в которой есть свои болезни. И зачастую человек оказывается неприспособленным к новому темпу развития цивилизации.
Эти технологические изменения
существенно преобразуют не только
среду обитания человека, но и влияют
и на самого человека, на организацию
всех видов его деятельности, на
взаимоотношения между
Таким образом, проблема “Компьютер и человек” становится одной из главных проблем современного общества.
1. Соотношение человек-компьютер.
Взаимодействие человека и компьютера совершает радикальные преобразования и в человеческом сознании, оно реализуется на основе решения сложнейшей задачи развития мышления, задачи оперирования формальными понятиями и объектами. При этом человек смотрит на мир глазами компьютера. Изучая объекты и системы, человек представляет статистическую картину мира. Создавая алгоритмы, изучая и формализуя процессы, он видит динамическую картину мира. Осваивая основы искусственного интеллекта, человек вынужден оценить процесс человеческого мышления, рассуждения и логику. Строя информационно-логические модели понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы и правила вывода, человек видит мир в целом.
Развитие компьютерной техники
порождает новые парадигмы в
научных представлениях и соответственные
изменения в привычках и
Когда компьютер превращается в настольный инструмент индивидуального использования. Сформировались две проблемы: проблема творческого и рутинного в деятельности человека и проблема содержательного и формального знания. Начались модельные исследования деятельности сознания как формы переработки информации.
Сейчас человечество переживает
новый этап, когда в центре внимания
философских исследований проблема
изучения человека в информационной
системе современного общества. Компьютер
является одним из важнейших элементов
новой среды, который изменил
сохранявшиеся в течение
Современный человек - это потенциальный странник. Многие философы придавали огромное значение путешествиям для исследователя в процессе познания. Телекоммуникационные ресурсы позволяют человеку быть независимым от времени и пространства.
Большинство людей имеет локальный круг общения (семья, друзья, работа, клуб и тому подобное). В условиях подключения к разветвленным компьютерным сетям они могут общаться с людьми в любой точке земного шара, участвовать в групповых дискуссиях, телеконференциях.
Электронное общение лишено
многих аспектов социального контекста,
присутствующего при личном контакте.
Человек, пользуясь компьютером, склонен
высказываться более свободно. В
рамках электронной дискуссии
В Университете Карнеги-Меллона был проведен ряд экспериментов 2 и обнаружено, что через электронные средства связи человек склонен выражать крайние точки зрения, доходящие до “накала страстей”. При этом снижается относительная доля высказываний и влияние обладателей более высокого ранга. И когда члены группы с более высоким статусом имеют меньшую компетенцию, то более высокий уровень демократичности содействует процессу принятия решений.
Исследованиями Дж. Грейста из Висконского университета установлено, что на вопросы, заданные компьютером, а не непосредственно врачом, психологом или другим специалистом, человек отвечает наиболее честно и открыто.
В условиях электронного общения, то есть в отсутствие и при слабой выраженности признаков социальной среды, человек перестает ощущать свой собственный статус и задумываться над тем, как его оценят другие. В результате обнаруживается наиболее объективное социальное поведение, наиболее адекватные реакции индивида.
В сегодняшнем информационном мире все элементы этики, морали и права пока не укладываются в единую модель. Это требует от человека соответствующей оценки и переосмысления, в конечном счете - нового мышления.
Правильное представление
о технике человек может иметь,
если он имеет столь же верное представление
о себе и своем месте в мире.
Человек не всегда обладает достаточным
умением правильно
Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность.
2.
а) Анонимность
Это важный аспект понимания киберпространства. С самых ранних стадий формирования структуры этого пространства, само существование анонимности и постоянная борьба за его поддержание, не может не обратить на себя внимание. Это касается различных сторон поведения в киберпространстве: от проведения массовых опросов до интерактивного общения групп людей. В ситуациях общения никто не может сказать с уверенностью, с какого континента говорит с тобой собеседник, ни даже гарантировать, что пол человека, с которым ты вел интимные разговоры последние месяцы, действительно соответствует тем данным, которые он сам о себе указал.
б) Идентификация
Одной из уникальных особенностей киберпространства является возможность поэкспериментировать с само отождествлением. Во многих ситуациях человек может выбрать любое имя, манеру поведения и даже пол. Люди, с которыми он будет вступать во взаимоотношения, будут воспринимать его через слова и действия, совершаемые в соответствии с выбранным типом.
в)Смена пола
Безусловно, желание и
попытки переменить пол далеко не
новое явление, но проявление этого
в киберпространстве имеет
г)Регрессия
Основой регрессии является тенденция людей к смешиванию понятий человека и машины. В киберпространстве люди бессознательно воспринимают машины как живых людей и, в то же время, общаются и с людьми, как с чем-то меньшим, чем человек - в результате снятия запретов на сексуальное и агрессивное поведение.
Заключение
Таким образом, взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и представляет собой не простое общение человека с техникой, а активный процесс взаимодействия человека с информационным богатством накопленного веками человеческого опыта. Компьютер - это не только окно в мир или всемирная библиотека, но и активный партнер, соперник, помощник, учитель, судья и адвокат. Следовательно, возможно специально организованное воздействие на человека посредством компьютера и, прежде всего, воздействие в виде педагогической помощи в социализации человека. В этом -ценность компьютера для учебно-воспитательных программ. Рассмотрение философских и социальных аспектов, связанных с компьютером, может оказать влияние и на сам способ освоения мира человеком и помочь конкретному человеку сориентироваться в этом мире и найти все необходимое для реализации своей индивидуальности.
Список использованных источников