Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:37, лекция
Между человеком и низшими животными, замечает Плеханов, разница заключается в том, что развитие унаследованных инстинктов играет в воспитании человека гораздо меньшую роль, чем в воспитании животных. Тигрёнок родится хищным животным, а человек не родится охотником или земледельцем, воином или торговцем; он делается тем или другим под влиянием окружающих его условий. Если для дикого животного окружающей средой является естественная природа, к которой оно в борьбе за существование пассивно приспособляется, то для человека этой окружающей средой служат общественные отношения.
Вопрос 1. Формирование человека
Между человеком и низшими животными, замечает Плеханов, разница заключается в том, что развитие унаследованных инстинктов играет в воспитании человека гораздо меньшую роль, чем в воспитании животных. Тигрёнок родится хищным животным, а человек не родится охотником или земледельцем, воином или торговцем; он делается тем или другим под влиянием окружающих его условий. Если для дикого животного окружающей средой является естественная природа, к которой оно в борьбе за существование пассивно приспособляется, то для человека этой окружающей средой служат общественные отношения.
Общественная среда
Человек рождается с определёнными задатками или предпосылками психического развития. Это не готовые способности, не идеи и взгляды, не черты характера и не профессиональные склонности, а потенциальные возможности развития, предрасположения.
Нельзя поэтому считать ребёнка чистой доской, на которой ничего не написано и на которой можно написать что угодно, или воском, на котором оттискивается печать любой формы, из которого можно лепить и снова переделывать любую слепленную фигуру.
Задатки являются лишь предпосылками к развитию, но не обусловливают собой самого развития. Так из ребёнка, одарённого интеллектуальными -задатками, не всегда выйдет обязательно философ или математик, как из музыкально одарённого — музыкант. Для того чтобы унаследованные или врождённые ребёнку возможности развития были реализованы, нужны соответствующие условия, главным из которых является правильно поставленное воспитание. Несмотря на бесспорный факт наследственности, ни один индивид не воспроизводит в точности черт своих предков. Задатки представляют собой предпосылки для развития качеств человеческой личности, формирующейся в процессе воспитания и жизни в обществе.
Природные предрасположения отнюдь не неизменяемы. Они подлежат изменению во всей последующей жизни в двояком смысле — положительном и отрицательном. Они могут усиливаться и усовершенствоваться, если часто, долго и целесообразно будут проявляться в действии. Если же природные предрасположения редко проявляются в действии, они постепенно притупляются и даже совсем атрофируются.
Вопрос 2. Понятие о системе регуляции поведения и деятельности личности.
Члены организации — не инструменты, не винтики и не машины. У них есть цели, чувства, надежды, опасения. Они ощущают недомогание, гнев, безысходность, грубость, счастье. Каждый из них — личность с присущими ей и только ей индивидуальными чертами и качествами.
Поведение подчиненного в организации есть результат сложного сочетания различных воздействий. Одни воздействия осознаются, а другие нет; некоторые рациональны, а некоторые иррациональны; одни согласуются с целями организации, а другие нет. Вот почему для прогнозирования и успешной регуляции поведения и деятельности подчиненных руководитель должен знать, что собой представляет личность отдельного члена организации, почему он поступает в типичных ситуациях именно так, как (посредством чего) целесообразно регулировать его поведение и деятельность.
В науке управления извечен вопрос: кем или чем должен управлять руководитель? На кого он направляет свое воздействие — на личность или на организацию? До недавнего времени большинство ученых решало этот вопрос в пользу организации. Новый подход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, прибылью, организацией в целом. Именно такая постановка вопроса составляет культуру современного управления.
Подчиненный, как правило, полностью сложившаяся личность, связанная господствующими общественными нормами, обладающая своими индивидуальными чертами, испытавшая значительное влияние многих предшествующих групп (причем далеко не всегда положительное влияние).
Поведение подчиненного в тех или
иных ситуациях складывается на основе
опыта всей предшествующей жизни. Отношение
человека к тем или иным людям,
явлениям, ситуациям, процессам приводит
к возникновению
* исполнение определенной социальной роли;
* соответствующий статус в организации;
* степень эмоциональной близости с окружающими;
* предшествующий жизненный и профессиональный опыт;
* принадлежность к определенной культуре и субкультуре;
* конкретная ситуация и тема разговора;
* настроение в данный момент.
Наряду с внутренними
* социальное окружение в лице конкретных сотрудников как по «вертикали», так и по «горизонтали»;
* ожидание определенного поведения от сотрудника;
* ориентация на определенные стереотипы поведения, одобряемые в организации.
Социализация личности, регулирование
ее социального поведения
* социальная позиция;
* социальная роль;
* социальные нормы;
* социальные ожидания (экспектации);
* социальные ценности, выраженные в ценностных ориентациях личности;
* социальные установки; приемы и методы:
* прямые или непосредственные (убеждение, принуждение, внушение, требование поведения по образцу, основанного на подражании, то есть реализация принципа «Делай, как...»);
* косвенные или опосредованные («личный пример», «ориентирующая ситуация», «изменение или сохранение ролевых элементов», «использование символов и ритуалов», «стимулирование»).
Подробнее рассмотрим элементы системы социальной регуляции. Серьезное влияние на формирование тех или иных регуляторов оказывает присущий данной социальной группементалитет. Понятие «менталитет» есть совокупность базовых и достаточно стабильных психологических ориентиров, традиций, привычек, жизненных установок, моделей поведения, которые унаследованы от прошлых поколений и присущи данному обществу, группе, нации и определенной культурной традиции; это определенный стереотип восприятия и оценки действительности и поведенческий саморегулятор. На основе группового менталитета формируется индивидуальный. По сути дела, индивидуальный менталитет включает главные регуляторы социального поведения и является их интегрированным выражением.
Рассмотрим теперь подробнее сами регуляторы. Важным регулятором поведения индивида является занимаемая им социальная позиция, то есть общественное положение индивида, с которым связаны его определенные права и обязанности, в целом не зависящие от индивидуальных качеств. Позиции, располагаемые в иерархию по какому-либо основанию (имущественному, власти, компетентности), обладают различным статусом и престижем в общественном мнении. Каждая позиция предписывает ряд объективных требований к лицам, их занимающим, и требует их соблюдения. Другими словами, через свои требования позиция регулирует поведение каждого, кто ее занимает.
Требования позиции определяют своеобразную модель поведения. Свое законченное выражение она получает в понятии «социальная роль», то есть социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности. Слово «роль» заимствовано из театра и так же, как и там, оно означает предписанные действия для тех, кто занимает определенную социальную позицию.
Когда мы преодолеваем новую ступеньку на служебной лестнице, то вынуждены вести себя в соответствии с новым положением, даже если чувствуем себя не в своей тарелке. А потом, в один прекрасный день, происходит удивительное. Мы замечаем, что новое поведение не представляет для нас труда. Таким образом, мы вошли в роль, и она стала для нас такой же привычной, как комнатные тапочки.
Вопрос 3. Эстетические потребности
Об этих потребностях нам известно еще меньше, чем об остальных, однако исторические данные, данные гуманитарных наук и свидетельства специалистов но эстетике не позволяют нам обойти эту тему стороной. Попытки исследовать этот феномен на основе клинических наблюдений за индивидами, отобранными специально, показали, что, по крайней мере, некоторые личности имеют эстетические потребности действительно базового характера. Они заболевают (специфическим образом) от безобразия и излечиваются, будучи окружены прекрасным; они страстно стремятся к прекрасному, и это стремление может утолить только красота (Maslow, 1967). Это явление почти повсеместно наблюдается у здоровых детей. Свидетельства о побуждениях такого рода можно встретить в любой культуре и в любую эпоху, начиная с эпохи пещерных жителей.
Значительная степень совпадения этих потребностей с конативными и когнитивными потребностями делает невозможным четко разграничить их. Потребности в порядке, гармонии, завершенности, доведении действия до конца, в системе и структуре — все они могут быть отнесены к когнитивным, конативным, эстетическим и даже к невротическим потребностям. Особенности базовых потребностей Исключения из иерархии потребностей До сих пор мы исходили из того, что данная иерархия устанавливает жесткий порядок вещей, однако в действительности он далеко не так постоянен, как можно было бы заключить в соответствии с вышесказанным. В самом деле, большинство людей, с которыми мы работали, судя по всему, имели базовые потребности, организованные в соответствии с вышеизложенными принципами. Однако было и множество исключений.
1. Есть люди, для которых,
к примеру, самоуважение
Их креативность может проявляться не только как самоактуализация, возможная на основе базового удовлетворения, но и как самоактуализация, возможная, несмотря на отсутствие базового удовлетворения. Сила притязаний некоторых людей может постоянно слабеть и снижаться. При этом менее насущные цели могут просто потеряться и исчезнуть совсем: например, люди, продолжительное время испытывшие нужду (например, из-за постоянной безработицы), могут остаток своих дней довольствоваться лишь тем, что у них есть достаточно пищи. Так называемая психопатическая личность представляет собой еще один пример устойчивой утраты потребности в любви. Одним из объяснений такой дисфункции является то, что есть люди, которые испытывали недостаток любви с первых дней своей жизни и просто навсегда утратили желание и способность любить и быть любимыми (как животные теряют сосательный или клевательный рефлексы, если вскоре после рождения эти навыки не находят применения), Еще один случай перестановки в иерархии имеет место, когда потребность, долгое время находившаяся в удовлетворенном состоянии, начинает недооцениваться.
Люди, которые никогда
не испытывали продолжительный голод,
склонны недооценивать его
Можно предположить, что на
смену продолжительной
Наблюдение лишь за поведением может произвести ложное впечатление. Мы утверждаем, что человек, лишенный возможности удовлетворить два типа потребностей, будет хотеть удовлетворения более базовой из них. При этом совсем не обязательно, что он или она будут вести себя в соответствии с этим желанием.
Нужно еще раз подчеркнуть, что существует множество факторов, определяющих поведение помимо потребностей и желаний. 7. Возможно более важнее всех перечисленных исключения, связанные с идеалами, высшими социальными стандартами, высшими ценностями и т. п. Люди, преданные таким ценностям, становятся мучениками; они готовы отказаться от всего ради определенного идеала или того, что представляет ценность. Таких людей можно понять, по крайней мере отчасти, сославшись на одну фундаментальную концепцию (или гипотезу), которую можно назвать повышенной устойчивостью к фрустрации благодаря своевременному удовлетворению. Люди, на протяжении всей жизни которых, особенно в детстве и юности, базовые потребности были удовлетворены, судя по всему, чрезвычайно устойчивы в противостоянии последующим помехам в удовлетворении этих потребностей.