Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:12, реферат
Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. Издревле человек, глядя в небеса и думая о боге, желал уподобиться ему, стать таким же всемогущим и самому создавать живые существа себе подобные. Так или иначе, человек изобрел нечто желаемое, что, по его мнению, могло бы мыслить. Это был первый процессор. Сначала он мог только складывать и вычитать. И вот прошло всего чуть более 30-ти лет и перед нами - компьютер пятого поколения. Он может без присутствия и участия человека воспринимать внешний мир, "знать его" (хранить информацию), и реагировать на какие-либо изменения во внешнем мире, давая лаконичное экспертное заключение о происходящем.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. КОМПЬЮТЕР И КИБЕРПРОСТРАНСТВО……………………....5
1. Преимущества есть, несомненно………………………………………………...5
2. Новый вид человеческой деятельности………………………………………….6
3. Психоаналитические аспекты поведения человека в киберпространстве…….7
4. Зависимость от киберпространства……………………………………………....9
ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В КОМПЬЮТЕРНОМ МИРЕ………11
1. Компьютер: опасения и проблемы………………………………………………11
2. Соотношение ЧЕЛОВЕК – КОМПЬЮТЕР……………………………………..12
ГЛАВА III. ХАКЕРЫ, ГЕЙМЕРЫ И ПРОЧИЕ…………………………..……17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ……………………………………...22
Человек потенциально готов
жить и работать в качественно
новой информационной среде, адекватно
воспринимать ее реалии и, более того,
успешно развивать ее. Таким образом,
это изменяет не только условия жизни
человека, но и его самого. Однако эти изменения
носят противоречивый характер, что связано
со многими весьма разноплановыми факторами,
например, с необходимостью выделения
значительных ресурсов общества, с неизбежной
и нередко болезненной ломкой различных
структур (социально-экономических, производственно-
Один из самых серьезных моментов, который необходимо учитывать в первую очередь, — возможное негативное влияние новейших информационных средств и технологий на здоровье людей, особенно детей и подростков.
Кроме того, сейчас, в эпоху резкого возрастания роли компьютерной техники, проблема сохранения самобытности человеческой личности приобретает особую важность как в сфере теоретического осмысливания места человека в современном обществе, так и в связи с назревшей необходимостью новых подходов к воспитанию человека.
Существует опасение, что компьютеризация
деятельности специалиста, не обладающего
фундаментальной культурой
В то же время прогресс компьютеризации сопровождается формированием еще и такого негативного явления, как привязанность человека к компьютеру, неспособность обойтись без него при решении даже простейших задач. У многих пользователей развивается утрата интереса к окружающему, дисплей компьютера начинает восприниматься как единственное окно, через которое воспринимается окружающая реальность. Подобное состояние классифицируется как своеобразная болезнь. Лица с ее симптомами не в состоянии сколько-нибудь длительное время обходиться без компьютера, который часто воспринимается ими и как орудие труда, и как собеседник на отдыхе. Такой человек, лишенный компьютера, оказывается порой совершенно беспомощным. Особенно опасна эта болезнь для детей. Кроме того, зачастую встает проблема нравственности и гуманности детских компьютерных игр.
Проблема “ребенок и компьютер” представляет уже сегодня серьезный мировоззренческий и методологический интерес. Ведь она касается формирования человека, его умственного, физического и нравственного здоровья. Общество предпринимает особые меры, создавая глобальные программы и даже перестраивая систему образования, в результате которых компьютер становится эффективным средством обучения, полноценным инструментом детского творчества. Общество осуществляет специальные усилия в сфере гуманитарного образования, повышая уровень духовной культуры человека, в том числе уровень мыслительной культуры.
Взаимодействие человека и компьютера совершает радикальные преобразования и в человеческом сознании, оно реализуется на основе решения сложнейшей задачи развития мышления, задачи оперирования формальными понятиями и объектами. При этом человек смотрит на мир глазами компьютера. Изучая объекты и системы, человек представляет статистическую картину мира. Создавая алгоритмы, изучая и формализуя процессы, он видит динамическую картину мира. Осваивая основы искусственного интеллекта, человек вынужден оценить процесс человеческого мышления, рассуждения и логику. Строя информационно-логические модели понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы и правила вывода, человек видит мир в целом.
Развитие компьютерной
техники порождает новые
Уже на первых этапах, когда стало ясно, что компьютер является самым эффективным средством хранения и обработки информации, проблема соотношения техники и человека выявилась как центральная. Рефлексия еще не обнаружила важные особенности информатизации, но помогла глубже понять природу человека.
Когда компьютер превращается в настольный инструмент индивидуального использования, возникает возможность анализа взаимодействия человека и компьютера с более широких научных позиций, возможность их сравнительной характеристики. Интерес науки концентрируется вокруг исследования сознательной деятельности людей. Потребовалось формирование новых представлений, развивавшихся в процессе сравнения искусственного и естественного интеллектов. Сформировались две проблемы: проблема творческого и рутинного в деятельности человека и проблема содержательного и формального знания. Начались модельные исследования деятельности сознания как формы переработки информации.
Сейчас человечество переживает новый этап, когда в центре внимания философских исследований проблема изучения человека в информационной системе современного общества. Компьютер является одним из важнейших элементов новой среды, который изменил сохранявшиеся в течение столетий формы отношений между людьми. Средства телекоммуникаций все в большей мере становятся спутником человека. И если на первых этапах человек ощущал свою зависимость от машины, то теперь он обрел независимость и свободу.
Современный человек — это потенциальный странник. Многие философы придавали огромное значение путешествиям для исследователя в процессе познания. Телекоммуникационные ресурсы позволяют человеку быть независимым от времени и пространства.
Большинство людей имеет локальный круг общения (семья, друзья, работа, клуб и тому подобное). В условиях подключения к разветвленным компьютерным сетям они могут общаться с людьми в любой точке земного шара, участвовать в групповых дискуссиях, телеконференциях.
Электронное общение лишено многих аспектов социального контекста, присутствующего при личном контакте. Человек, пользуясь компьютером, склонен высказываться более свободно. В рамках электронной дискуссии участники чувствуют себя более равноправными, так как здесь отсутствует информация о занимаемой должности, общественной роли, социальном положении, расовой принадлежности и тому подобное. Коллективные решения в результате носят более объективный и независимый характер.
В Университете Карнеги-Меллона был проведен ряд экспериментов 2 и обнаружено, что через электронные средства связи человек склонен выражать крайние точки зрения, доходящие до “накала страстей”. При этом снижается относительная доля высказываний и влияние обладателей более высокого ранга. И когда члены группы с более высоким статусом имеют меньшую компетенцию, то более высокий уровень демократичности содействует процессу принятия решений.
Другой возможностью
рассмотрения вопроса о свободе
заключается в важнейшей
В условиях электронного общения, то есть в отсутствие и при слабой выраженности признаков социальной среды, человек перестает ощущать свой собственный статус и задумываться над тем, как его оценят другие. В результате обнаруживается наиболее объективное социальное поведение, наиболее адекватные реакции индивида.
Компьютерная коммуникация (как непосредственное интервьюирование, так и общение в рамках сетевого интерфейса) является относительно безличностной, однако, как ни парадоксально, позволяет человеку чувствовать себя в процессе общения более комфортно.
Эти явления неизбежно отражаются на развитии человеческого общества, которое законодательно закрепило открытость и свободу коммуникаций, тем самым в правовом порядке обеспечив независимость и свободу человека в новом измерении.
Но время ставит этический вопрос: насколько далеко возможно распространение этой свободы. Имеется масса примеров преступных действий хакеров по вскрытию засекреченной информации. Многие публикации свидетельствуют о справедливости опасений, связанных со стремлением определенных кругов к использованию информации для манипулирования людьми.
В сегодняшнем информационном мире все элементы этики, морали и права пока не укладываются в единую модель. Это требует от человека соответствующей оценки и переосмысления, в конечном счете — нового мышления.
Правильное представление о технике человек может иметь, если он имеет столь же верное представление о себе и своем месте в мире. Он должен приложить особые усилия, чтобы найти путь назад к самому себе, к саморефлексии. Это, по сути, исследовательский акт, направленный человеком на себя. Человек не всегда обладает достаточным умением правильно анализировать свои личностные проявления, на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний, мнением о себе и реальным положением в окружающей обстановке. Современные компьютерные технологии могут быть аналогами высших человеческих способностей, требующихся для развитого человечества, которое узнает себя в развитых процессах коммуникации.
За последнее десятилетие в центр внимания попадает приоритет человеческой личности. Конкретно на первый план выходят проблемы адаптации человека для успешной жизни в обществе, проблемы самоактуализации.
Во всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает не только как мощное технологическое средство, но и как средство самореализации человека, как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность.
Вместе с появлением
компьютеров появились
Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, круг социальных контактов у них очень узок, вся другая деятельность направлена лишь на выживание, на удовлетворение физиологических потребностей, а главное - на удовлетворение потребности в игре на компьютере.
Разумеется, в полной мере эта характеристика подходит лишь для людей на самом деле фанатически увлекающихся компьютерными играми, когда увлеченность близка к патологии. Но так или иначе бесспорен тот факт, что феномен психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки.
В обществе формируется
целый класс людей-фанатов
Другая группа – хакеры. Важным представляется вопрос о социальной организации хакеров и об их представлении о себе как группе. Так, в различных статьях и публикациях о хакерах часто можно встретить такие слова, как субкультура, "андерграунд" и даже "Система". Некоторые авторы связывают появление "субкультуры" хакеров с движением хиппи, которое "понимая свое нахождение на пороге эры мирового сообщества информатизации, видело перспективы глобального общения на основе творческой свободы выражения мыслей, идеалов, убеждений". В таком контексте принцип свободы информации обычно связывается принципами хиппи, другими идеалами субкультуры хакеров являются "бесплатность и доступность любой информации, недоверие к властям и осознание прогрессивной роли компьютерных технологий". Несмотря на то, что сами представители "андерграунда" утверждают, что данная субкультура состоит из нескольких субкультур и не является однородной, некоторые исследователи указывают на то, что хакерство представляет собой "контркультуру", противостоящую официальному обществу.
Как можно было увидеть выше, в понятие "хакерства" входят разные компоненты деятельности, взаимодействия с компьютером и информационной средой. Но четкого определения человека, которого можно назвать хакером, к сожалению, не существует. В этой связи интересным представляется исследование социолога Г.Р. Мейера, который в своей работе "Социальная организация компьютерного андерграунда" подчеркивает, что каждая социальная группа, которая имеет дело с хакерами (средства массовой информации, криминалистика, обычные программисты и сами хакеры) принимает определения, которые так или иначе согласуются с ее собственной социальной позицией. Так, например, отношение или определение хакеров обычно зависит от того, приходилось ли испытывать автору публикации последствия их работы (сталкивался ли он с компьютерными вирусами, терял ли важную информацию).