Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:17, реферат
Философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.
Целью данной работы является рассмотрение христианского монотеизма в общих чертах с подробным анализом христианского догмата сущности человека как "образа и подобия Божьего".
Введение 3
Основные положения философии средневековья 5
Человек - образ и подобие Бога 18
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Однако же человек - это не только владыка всего сущего, занимающий первое место во всей природе. Это - лишь одна сторона истины. У того же Григория Нисского сразу после панегирика царственному великолепию человека, облаченного в пурпур добродетелей, золото разума и наделенного высочайшим божественным даром - свободной волей, следует сокрушенный, горестный плач о человеке, в силу грехопадения опустившемся ниже любого скота, находящемся в самом позорном рабстве у своих страстей и влечений: ведь чем выше положение, тем страшнее падение. Налицо трагическая расколотость человека, заложенная в самой его природе. Как ее преодолеть, как достичь спасения человека?
Антропология и этика в
Житель средневекового мира не боялся
смерти, он не делил свою судьбу на сейчас
и потом, он не загадывал на годы
вперед, а просто жил от воскресенья
до воскресенья, ходил в церковь,
слушал проповеди, молился, старался чураться
дьявола и встречался с умершими
так же легко, как мы встречаемся
с давно забытыми приятелями. Встречи
эти не всегда были радостны: мертвецы
оставляли ожоги на руках и
лицах живых, могли даже нанести
увечья, сжечь одежду, но в целом
сосуществование живых и
Поскольку Бог создает только благо, то изначально как тело, так и душа человека, по мнению средневековых мыслителей, должны быть благом. Но тело толкнуло человека на первородный грех, в результате чего оно вышло из-под контроля души, превратив к тому же ее в свою служанку. Вопрос о характере связи между душой и телом сильно озадачивал средневековых философов. Интерес вызывала также проблема божественных характеристик человека после его грехопадения.
Многие средневековые
Средневековые мыслители считали,
что носителем добра и зла
в человеческом существе является не
тело, а душа, от нее в конечном
счете зависит подлинное
В отличие от тела душа рассматривалась как нематериальная, бессмертная и свободная в своих решениях. Человеку только кажется, что в своей жизни он действует свободно, на самом деле все, что он делает, делает через его душу Бог. Своим решением Бог одних людей избрал для спасения и блаженства в будущей жизни, других - для осуждения на вечные муки в аду. В этом суть знаменитого в истории христианства учения о Божественном предопределении.
Для средневекового сознания весь смысл
жизни человека заключался в трех
словах: жить, умереть и быть судимым.
Каких бы социальных и имущественных
высот человек ни достиг, перед
Богом он предстанет нагим. Поэтому
не о суете мира сего нужно заботиться,
а о спасении души. Средневековый
человек считал, что на протяжении
всей жизни против него накапливаются
улики - грехи, которые он совершил и
в которых не исповедался и
не раскаялся. Исповедь же требует столь
характерной для Средневековья
раздвоенности - человек выступал одновременно
в двух ролях: в роли обвиняемого,
ибо держал ответ за свои дела, и
в роли обвинителя, поскольку сам
должен был произвести анализ своего
поведения перед лицом
«Судебное мышление» средневекового человека совершало свою экспансию и за пределами земного мира. Бога, Творца понимали как Судью. Причем если на первых этапах Средневековья Его наделяли чертами уравновешенной суровой непреклонности и отцовской снисходительности, то в конце данной эпохи это уже беспощадный и мстительный Господь. Почему? Чрезвычайное усиление проповеди страха перед грозным Божеством философы позднего Средневековья объясняли глубоким социально-психологическим и религиозным кризисом переходного периода.
Божий Суд имел двойственный характер, ибо один, частный, суд происходил, когда кто-нибудь умирал, другой, Всеобщий, должен состояться в конце истории рода человеческого. Естественно, что это вызывало огромный интерес философов к постижению смысла истории.
В заключение следует подчеркнуть, что средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все возможные варианты соотношения рационального эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже предметом не только схоластических споров, но фундаментом знания. Философы эпохи среднего средневековья, начиная с XI-XII вв., пребывая под влиянием христианства, дала удивительно яркие плоды в своем развитии, подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего движения. Творчество Августина, Фомы Аквинского, Авиценны, Аверроэса, Маймонида, Дунса Скота, Роджера Бэкона, Уильяма Оккама и др. по уровню своей интеллектуальной культуры и значимости не уступает выдающимся учениям мыслителей последующих времен.
Поводя итог, также следует
отметить, что с Фомой Аквинским
философия средневековья