Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 09:20, реферат
Тема человека является для философии сквозной, традиционной и центральной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Вопрос о том, что такое человек, для этого раздела - основной вопрос. Полное представление о человеке можно сформировать лишь в рамках междисциплинарного исследования усилиями многих наук. Поэтому в последнее время человекознание все чаще выделяется как особая область научного знания и как учебная дисциплина.
1. ВВЕДЕНИЕ
2.1 ЧЕЛОВЕК – ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА ФИЛОСОФИИ
2.2 ЧЕЛОВЕК – «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ)
2.3 ЧЕЛОВЕК – «ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО» (СРЕДНИЕ ВЕКА)
2.4 ЧЕЛОВЕК – «ГОСПОДИН ПРИРОДЫ» (ВОЗРОЖДЕНИЕ)
2.5 ЧЕЛОВЕК – «СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ» (НОВОЕ ВРЕМЯ)
3. ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ
3.1 ЧЕЛОВЕК – «ТВОРЕЦ» (НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ)
3.2 ЧЕЛОВЕК – «ЭТО МИР ЧЕЛОВЕКА» (КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ)
3.3 ЧЕЛОВЕК – «ЭТО ДУША ЧЕЛОВЕКА» (РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ)
3.4 ЧЕЛОВЕК – ОБРЕЧЕН (ФИЛОСОФИЯ ХХ века)
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.3 ЧЕЛОВЕК
- «ЭТО ДУША ЧЕЛОВЕКА» (РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ)
Будучи православной по своим духовным истокам, русская религиозная философия в своем содержании вся антропологнчна, она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл истории, добро и зло - все это важнейшие темы для этой философии. Она менее всего озабочена тем, как подчинить окружающий мир. Главная проблема для нее усовершенствование человека. Русская религиозная философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к самосовершснсгаоканию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести. В этой филосоФии человек рассматривается, по меткому определению П.А.Флоренcкогo, как «сокращенный конспект мироздания», который вбирает в себя всю мировую историю.Человек соединяет в себе и «небо» и «землю», т.е. высокое и низкое. Н.А.Бердяев писал в связи с этим, что человек есть «двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабское, спо-собное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму». Кратко говоря, человек - это живое противоречие, в котором представлено все. Основными же его качествами являются духовные свойства, которые характеризуют его как образ и подобие Божье, соучастника процесса миротворения.
Человек - это «микротеос»,
или малый Бог. Его выс-шее призвание состоит
в том, чтобы творить и преображать этот
мир, вносить в него любовь, красоту, добро
и другие высокие духовные, в том числе
и нравственные ценности. Русская религиозная
философия всегда была нравственно ориентирована
(например, в учении В.С.Соловьева о любви).
Поэтому ее очень интересовала тема свободы
и творчества человека, что весьма полно
представлено в философии Н.Л.Бердяева.
Она ставила и решала вопросы о смысле
жизни, смерти и бессмертии человека. В
конечном счете призвание (миссию) человека
она видела в достижении гармонии в мире
путем преодоления эгоизма, умножения
любви ко всему живому. Важно и то, что
в русской религиозной философии выражалось
глубокое беспокойство в связи с кризисом
гуманизма, который зримо обнаруживался
к началу XX в.
3.4 ЧЕЛОВЕК
- ОБРЕЧЕН (ФИЛОСОФИЯ ХХ века)
В зарубежной философии XX в. также имел место большой интерес к теме человека. Это нашло свое выражение, например, в иррациональной его трактовке в «философии жизни» Ф.Ницше. Австрийский ученый З.Фрейд предложил психоаналитическую трактовку человека, в которой вскрывались глубинные мотивы поведения и деятельности человека (учение о «бессознательном»). «Философия техники» рассматривала человека под своим специфическим углом зрения. Важное место в современной философии заняла тема глобальных проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной ситуацией в мире.
В 20-30-х годах нынешнею
столетия в Западной Европе возник экзистенциализм
как «философия человеческого существования».
Его духовными предтечами были Б.Паскаль,
Ф.М.Достоевский, Н.А.Бердяев и другие мыслители.
Основной темой в этой философии стала
тема существования человека в отчужденном
(абсурдном) мире общественных отношений.
Экзистешшалисты (Ж.П.Сартр, А.Камю, Э.Хемингуэй
и др.) учили, что человек обречен быть
свободным, если он не желает умереть как
личность, духовно. Постоянно быть в пути,
энергично бунтовать (протестовать, бороться)
против бесчеловечности этого мира, - вот
в чем состоит призвание современного
человека. Мир и человек имеют будущее,
только если человек находит в себе силы
для того, чтобы не умирать, а творить этот
мир, делая его более человечным.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение к истории
философской мысли показывает, что тема
человека является, во-первых, непреходящей.
Во-вторых, она осмысливается с различных
мировоззренческих позиций, обусловленных
конкретно-историческими и иными причинами.
В-третьих, в истории философии неизменными
являются вопросы о сущности и природе
человека, смысле его существования. По
сути история антропологии - это история
осмысления процесса выделения человека
из внешнего мира (античность), противопоставления
ему (Возрождение) и, наконец, - слияния
с ним, обретения всеединства (русская
религиозная философия и иные учения).
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Человек как философская проблема ее становление и место в истории философии