Что такое религия и что такое философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:55, реферат

Краткое описание

Философское знание помогает человеку в понимании внешнего мира, которое происходит по схеме: всеобщее -> общее -> единичное. Понимать – значит знать, во-первых, то общее, которое образует данное множество явлений, а во-вторых, знать как это общее определяет существование каждого элемента данного множества. Логика истории познания имеет иную схему: единичное -> общее -> всеобщее. Религия в свою очередь отражает реальный жизненный опыт человечества, хранит моральные ценности и имеет схожую с логикой истории познания схему. Поскольку первые верования имели основной целью объяснение лишь только каких-либо природных явлений, неподвластных человеку, независящих от него и которые человек, в связи с недостаточностью научных знаний, сам не мог объяснить.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие явления религия
Глава 2. Структура явления
Глава 3. Диалектика религии
Глава 4. Современная проблематика религии
Заключение
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

философия 2.docx

— 31.27 Кб (Скачать файл)

Министерство  Культуры РФ

Московский  Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет СКД

Очное отделение

 

 

 

Реферат по философии на тему: «Что такое религия и что такое философия?»

 

 

 

 

 

Студентка группы 03203

                                                                                                                Гассиева К.Р                                                                                               

Преподаватель по философии:

Плетников Андрей Юрьевич

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие явления  религия

Глава 2. Структура явления

Глава 3. Диалектика религии

Глава 4. Современная проблематика религии

Заключение

Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Поскольку философия –  наука о всеобщем, анализ каждого явления она доводит до обнаружения всеобщего (исходного) свойства. Знание этого свойства позволяет как понять явление, так и ответить на основной вопрос философии в пределах этого явления.

Философия в любом явлении  изучает все многообразие свойств, как по носителю, так и по мере общности.

Философское знание – это  знание о всеобщих свойствах, то есть о свойствах, принадлежащих всем элементам предельно широких  множеств (множества объективного и  множества субъективного). Оно помогает нам в обнаружении всеобщих свойств  в любом явлении, в том числе  и в явлении религия. Предметом  философского знания (то, что изучает  философия) является всеобщие свойства внешнего мира, а объектом изучения философии – природа, общество, мышление. То есть можно считать объектом философского знания религию, поскольку она неразрывно связана как с обществом, так  и общественным сознанием(образом мышления и идеями общества), являясь частью этого сознания.

Философское знание помогает человеку в понимании внешнего мира, которое происходит по схеме: всеобщее -> общее -> единичное. Понимать –  значит знать, во-первых, то общее, которое  образует данное множество явлений, а во-вторых, знать как это общее  определяет существование каждого  элемента данного множества.

Логика истории познания имеет иную схему: единичное -> общее -> всеобщее. Религия в свою очередь  отражает реальный жизненный опыт человечества, хранит моральные ценности и имеет  схожую с логикой истории познания схему. Поскольку первые верования  имели основной целью объяснение лишь только каких-либо природных явлений, неподвластных человеку, независящих  от него и которые человек, в связи  с недостаточностью научных знаний, сам не мог объяснить. В дальнейшем религия начинает объяснять более  сложные процессы, происходящие не только во внешнем мире, но и во внутреннем мире каждого человека.

Философское знание помогает в понимании как абстрактно-всеобщего, так и в понимании конкретно-всеобщего. Структура философского знания – это система учений об сознании, материи и их отношении.

Философия доводит анализ внешнего мира до обнаружения предельно  широких множеств. Поэтому любую  проблему философия начинает решать с анализа взаимодействия объективного и субъективного в пределах существования  данного явления. Основным вопросом философии является отношение сознания(субъективное) к материи(объективное).

Одним из главных вопросов философии как науки является вопрос о первичности материи  и сознания относительно друг друга.

Данное явление обладает функциями, соответствующими функциям философской науки. Это:

1)   мировоззренческая, формирующая представления о мире;

2)   гносеологическая, т.е. познавательная, осуществляющая поиск ответа на вопрос познаваем ли мир;

3)   практическая, дающая исходную информацию, которая обобщается и обрабатывается мышлением;

4)   методологическая, т.е. осуществляющая выбор способа познания мира.

Также можно выделить следующие  свойства:

· Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

· Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

· Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

· Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

· Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

· Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

· Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.

Философское знание помогает в формировании мировоззрения, в  познании мира и определении методов  этого познания, что определяет выживание  общества и цивилизации в целом  на определённом этапе развития.

 

 

 

Глава 1. Понятие  явления религия

Явление религия связана  с каждым человеком, будь то верующий человек или атеист, который в  свою очередь отрицанием существования  божественных сил влияет на данное явление.

Приведем несколько определений  понятия религия. В социологическом  словаре читаем следующую трактовку  понятия:

«Религия - социальный институт, включающий систему социальных норм, ролей, установленных обычаев, верований и ритуалов (культов), предписаний, стандартов поведения, организационных форм, основанных на вере в сверхъестественное. »

В философском  словаре дано следующее определение:

« Религиозная  вера- разновидность веры, в которой без доказательства и индивидуальной проверки реальности признается сверхъестественное в том или ином его проявлении (Бог, боги, духи, ангелы и т. п.). Синоним религии – христианская вера, исламская вера и т. п. Религиозная вера – специфическое состояние религиозного человека, потому и называющего себя верующим. »

В большом энциклопедическом  словаре читаем:

«Религия - (от лат. religio - набожность - святыня, предмет культа),мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). »

В своем труде  «Социализм и религия» Ленин дает следующую характеристику религии:

«Религия есть один из видов  духовного гнета, лежащего везде  и повсюду на народных массах, задавленных  вечной работой на других, нуждою и  одиночеством.»

Для всех определений религии  свойственны общие черты, из которых  можно выделить следующие признаки, характерные данному явлению:

1. Религия является отражением  внешнего мира, отражает реальный  жизненный опыт человека, хранит  систему моральных ценностей,  нравственных идеалов;

2. Основной чертой религии  является вера в сверхъестественные  силы, управляющие миром, и поклонение  им;

3. Религия имеет общие  с философским идеализмом черты  и гносеологические корни;

4. Религия является мировоззрением, несовместимым с научным миропониманием;

5. Религия – одна из  форм общественного сознания;

6. Одна из исторических  миссий религии – формирование  сознания единства человеческого  рода, значимости общечеловеческих  нравственных норм, непреходящих  ценностей.

7. Религия – социальный  институт;

8. Религиозное мировоззрение  имеет преимущественное внимание  к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры;

9. Религия – сложное  духовное образование и общественно-историческое  явление, которое не укладывается  в однозначные, прямолинейные  характеристики;

10.  Религия – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний (земной), воспринимаемый органами чувств, и потусторонний (небесный), сверхъестественный, сверхчувственный.

Предельно общим признаком  из вышеперечисленных, на мой взгляд, является первое (религия- есть своеобразное отражение внешнего мира в сознании человека). На основании этого признака можно следующим образом сформулировать определение явления религия:

Религия – это способ объяснения необъяснимого. 

Глава 2. Структура  явления

 

Таким образом, из определения  религии, основанного на предельно  общем признаке, можно описать  структуру данного явления.

При объяснении чего либо всегда присутствуют следующие элементы: субъект объяснения, средство объяснения и объект объяснения. Отсюда структуру явления религия можно представить следующим образом.

Где субъект объяснения –  это человек и все общество в целом, средством объяснения является церковь и тексты священных книг, а объектом объяснения является божественное.

Данная схема отображает взаимосвязь элементов явления, причем из множества средств выделяется как идеальные, так и материальные, то есть практические.

 

 

 

 

Глава3. Диалектика религии

 

Диалектика – это наука  о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, основанного  на этом методах познания и преобразования природы.

В более общем смысле можно  сказать, что диалектика – наука  о противоположном в вещах. В соответствии с аксиомой этой науки: вещь является таковой постольку, поскольку она есть результат взаимосвязей противоположных сторон. Эта взаимосвязь представляет исходное противоречие, благодаря которому вещь и является таковой. Знание исходного противоречия позволяет раскрыть причину появления данного явления, рассмотреть этапы развития явления и предположить, когда и при каких условиях данная вещь станет другой.

В явлении религии противоположными сторонами можно считать материальное и духовное. Из взаимосвязи этих сторон и из определения религии исходным противоречием можно назвать противоположность объяснимого и необъяснимого в любом определении (объяснении).

Располагая знанием исходного  противоречия можно раскрыть причину  появления религии. Данное явление  возникло как результат того, что  человек не обладал знаниями о  строении окружающего его мира и  не мог объяснить все происходящее вокруг него. Поэтому события и  явления, не зависящие от него, человек  приписал вмешательству божественных сил.

В своем развитии религия  прошла этапы, когда имела полную и неограниченную власть, как над  физической стороной жизни, так и  над духовной, к нынешнему состоянию, когда познание человечеством свойств  внешнего мира привело к тому, что  многие люди перестают нуждаться  в существовании данного явления (религия более не нужна им для  объяснения каких либо явлений).

Таким образом, необходимость  религии для человека зависит  от знаний человека и человечества в целом о свойствах внешнего мира. История познания диалектики религии проходит в своем развитии этапы от чувственной к рациональной форме познания.

Диалектика, как наука, располагает  средствами (принципами, законами и  категориями) необходимыми и достаточными для описания внешнего мира, причем, поскольку диалектика – это часть  философии, представленные ею средства, имеют всеобщий характер.

Рассмотрим принципы диалектики в анализе религии.

- Принцип развития. Религия,  как и любое явление, постоянно  развивается, то есть осуществляется  объективный процесс перехода  явления от простого к сложному, и в том числе религия является моментом (элементом) развития.

- Принцип всеобщей связи.  Данный принцип диалектики говорит  о том, что все связано со  всем, однако не во всех отношениях. Религия связана с каждым из  нас посредством нашего к ней  отношения (каждый человек верит  или является атеистом). Также  религия является частью культурного  мирового наследия и через  это, можно сказать, связано  со всем.

Законы диалектики в анализе  явления религии.

- Закон взаимного перехода  количественных и качественных  изменений. Данный закон подразумевает,  что в существовании любой  вещи наступает момент, когда  количественные (или качественные) характеристики, которыми это существование  характеризуется, изменяются. Применительно  к религии можно сказать, что  она, как и всякое другое  явление, с течением времени  изменяется как качественно, так  и количественно (в каждом вероисповедании,  т.к. религия является отражением  внешнего мира, происходит изменение  старых или появление новых  законов и догм, причем такое  изменение может привести и  к появлению нового вероучения ). Причем изменение количественных характеристик влечет за собой изменение качественных, и наоборот изменение качественных – изменение количественных.

- Закон единства и борьбы  противоположностей. Данный закон  диалектики заключается в том,  что в борьбе противоположностей  одного материального образования,  каждая из них отражает (запоминает  след и реагирует) воздействие  другой, таким образом изменяясь. Т.е. эта борьба является источником развития. В религии такими противоположностями служат материальное (наше физическое, телесное существование) и духовное(душа, возможность и необходимость ее развития). Эти две противоположности находятся в постоянной борьбе, то есть борьбе между материальным желанием и оценкой этого с духовной позиции. В то же время они едины, поскольку вместе образуют целостный мир человека (совокупность духовного и материального миров).

Информация о работе Что такое религия и что такое философия