Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:35, творческая работа
Подумайте, как часто мы произносим слово «счастье»? Прощаясь, мы говорим «счастливо», всегда желаем друг другу счастливой дороги, счастливого Нового Года. На свадьбах молодоженам желают «Будьте счастливы!». Когда появляется на свет новый человек, ему желают «Будь счастливым, малыш!». Так что же такое счастье? Одинаково ли понимание счастья у разных людей? Как достичь этого состояния – и состояние ли это? В этих нелегких вопросах я и попробую разобраться.
Подумайте, как часто мы произносим слово «счастье»? Прощаясь, мы говорим «счастливо», всегда желаем друг другу счастливой дороги, счастливого Нового Года. На свадьбах молодоженам желают «Будьте счастливы!». Когда появляется на свет новый человек, ему желают «Будь счастливым, малыш!». Так что же такое счастье? Одинаково ли понимание счастья у разных людей? Как достичь этого состояния – и состояние ли это? В этих нелегких вопросах я и попробую разобраться.
Безусловно, счастье знакомо человеку с момента обособления его от животного мира. Наскальные рисунки позднего каменного века показываю нам, что уже тогда люди могли отличить счастье – от грусти, радость – от уныния. Естественно, мы не узнаем, что было счастьем для неандертальца или кроманьонца. Можно лишь предположить, что это были чисто животные переживания – от хорошей погоды, от успешной охоты, в лучшем случае – от обладания лучшей самкой в стаде. В эпоху разложения первобытнообщинного строя и появления первых цивилизаций в речных долинах – Нила, Тигра, Ефрата, Янцзы, Хуанхэ, Меконга – люди воспринимали счастье уже совсем иначе. В Древнем Египте зачастую счастье понималось как плоский гедонизм: «Отдавайся своим желаниям, пока ты жив... умножай свои удовольствия, и не поддавайся унынию1». Похоже понимает счастье и автор месопотамского «Эпоса о Гильгамеше»: «Светлы да будут твои одежды, объятиями радуй подругу, дитя пусть твою руку держит2» - появляется мотив к продолжению рода как к источнику счастья. Однако мне хотелось бы проанализировать взгляды на счастье одного из величайших философов античности – Сократа.
Сократ Афинский (469-399 до н.э.) – один из крупнейших философов античного мира. Сократ был первым, кто создал стройную систему своих взглядов на мир. А поскольку философия изучает фундаментальные вопросы бытия именно в их неразрывном единстве, то Сократа можно смело назвать первым истинным философом. Как же он понимал счастье?
Сократ полагал, что смысл жизни человека, высшее благо – в достижении счастья. Этика должна помочь человеку построить жизнь в соответствии с этой целью. Счастье – это содержание – благоразумного, добродетельного бытия, т.е. только моральный человек может быть счастливым (или разумным, что, по сути, тоже самое). У Сократа не мораль подчинена естественному стремлению к счастью, а, напротив, счастье зависит от моральности (добродетельности) человека. Соответственно этому конкретизируется задача этики "помочь человеку стать моральным". Сократ стоит на позициях рационализма. Знание – основа добродетельности (каждая конкретная добродетель есть определенный вид знания), незнание – источник аморальности, т.е. истина и добро совпадают. Т. е. моральные ценности только тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком как истинные. Поэтому столь постоянное внимание он обращает на нравственное воспитание, которое неразрывно с самовоспитанием, причем процесс нравственного совершенствования длится всю сознательную жизнь: «Лучше всех живет, я думаю, тот, кто больше всех заботится о том, чтобы делаться как можно лучше, а приятнее всех – кто больше всех сознает, что он делается лучше. До сих пор это было моим уделом».
На мой взгляд, согласиться с Сократом трудно. Его взгляды – это взгляды гражданина, воспитанного идеализмом афинской демократии периода, предшествовавшего её расцвету. Если верить ему, то счастливый человек должен быть непременно благодетелен, умен и образован. На мой взгляд, как раз наоборот – такому человеку очень тяжело достичь счастья. Добродетельность вместе с образованием рождают более острое понимание несправедливости этого мира. Грубо говоря, эти качества позволяют человеку видеть то (в окружающем его мире), чего не видят другие – черствые, тупые и необразованные. Но счастлив ли он, увидев это? Более того – хочет ли он на это смотреть? Простой пример. На улице избивают человека. Мимо проходят двое – «человек Сократа» и его антипод – «манкурт» Азимова. У «человека Сократа» - естественная мысль – защитить жертву, отбить её у нападающего. И здесь есть два варианта развития событий – либо ему просто не удастся ничем помочь, либо он разделит участь несчастного. Так или иначе, в любом случае, это происшествие сделает его еще несчастней – просто потому, что он увидел в жертве жертву, а в беде – беду. А манкурт (как много их…), довольный, достанет телефон и снимет все это на камеру. Потом (опять же, довольный) выложит это в Интернет. И (уже счастливый совершенно) потом будет просматривать десятки раз – радуясь смелости и изобретательности мучителя, потешаясь над слезами жертвы. Он будет счастлив – его мораль победила, сильный снова над слабым. И весь мир будет дарить ему счастье, наш мир боли и насилия. А «человек Сократа» будет чувствовать все это острее и страдать. Итак, я не могу принять взгляды Сократа как трактовку счастья.
Я понимаю его несколько иначе. Счастье – это когда твои возможности либо удовлетворяют твои потребности, либо опережают их ненамного. Прежде всего, следует отказаться от тезиса об универсальной благостности счастья. Вор счастлив, когда заканчивает успешную кражу; шантажист счастлив каждой минутой господства над жертвой. Но и академик счастлив, завершив успешное исследование. Реаниматолог счастлив, когда линия сердца на экране его монитора снова начинает колебаться – он отдаст все за этот миг. Иными словами, счастье – это состояние, когда получаешь то, чего ожидал. В плане отношений между мужчиной и женщиной – счастье представляется мне ещё более многогранной дефиницией. Охранник ночного клуба будет счастлив с любой красивой женщиной, которая даст ему половую жизнь и внесет порядок в хозяйство, при этом – не требуя от него верности и слишком больших расходов. Аспирант кафедры классической филологии будет требовать от своей подруги духовного единения с ним, одинаковых взглядов на сущность человека, способности понять мельчайшие переживания его духовности. И оба будут счастливы – только если обретут это. Счастье – есть грань неуловимого баланса между тем, чего желаешь – и тем, что имеешь. Как говорили в Древнем Риме, suum cuique placet3. Точно так же и счастье – для каждого оно свое. И потребности, и возможности человека детерминированы сложнейшим комплексом социальных, экономических, психологических, сексуальных переменных. И счастье – зависит от каждой из них. Именно поэтому счастье представляется мне уникальной личностной характеристикой, определяющей идеальное психологическое состояние для данного индивида.