Школа Конфуцианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:42, реферат

Краткое описание

Конфуцианство — религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н.э., основоположником которой был Конфуций (Кун-цзы).Влияние конфуцианства на китайскую цивилизацию трудно переоценить — более двух тысячелетий это философское, религиозное и этическое учение регламентировало все стороны жизни китайцев, начиная от семейных отношений и заканчивая государственно-административным устройством. В отличие от большинства других мировых религиозных доктрин для конфуцианства характерны не мистицизм и метафизические абстракции, а строгий рационализм, ставящий превыше всего государственную пользу и приоритет общих интересов над частными. Здесь нет духовенства, как например, в христианстве, его место заняли чиновники, выполняющие административные функции, в число которых входили и религиозные отправления.

Вложенные файлы: 1 файл

Конфуцианство.doc

— 39.00 Кб (Скачать файл)

Конфуцианство — религиозно-философская система, сформировавшая в Китае в 6 веке до н.э., основоположником которой был Конфуций (Кун-цзы).Влияние конфуцианства на китайскую цивилизацию трудно переоценить — более двух тысячелетий это философское, религиозное и этическое учение регламентировало все стороны жизни китайцев, начиная от семейных отношений и заканчивая государственно-административным устройством. В отличие от большинства других мировых религиозных доктрин для конфуцианства характерны не мистицизм и метафизические абстракции, а строгий рационализм, ставящий превыше всего государственную пользу и приоритет общих интересов над частными. Здесь нет духовенства, как например, в христианстве, его место заняли чиновники, выполняющие административные функции, в число которых входили и религиозные отправления.

1)Понятие дао и мировая  гармония во вселенной. Дао определяется как первооснова, Всеобщий Закон, Высшая истина, образец для всех изменений, Высший Абсолют. В конфуцианстве Дао выражало, прежде всего, гармонию жизни социума и природы. Дао у Конфуция означает течение человеческой жизни, обусловленное правильным поведением и гармоничный ход социальных процессов.   Особенности конфуцианства непосредственно связаны с осмыслением мира через категорию Дао. Мир самороден, у него нет бога-творца.  Поднебесная считается одной семьей. Все ее звенья соединяются отношениями сыновней почтительности и братской любви. Эти отношения образуют корень конфуцианской добродетели, из которого взращивается человеколюбие, а из него – цивилизационное Дао. Связи между верхами и низами общества ритуализуются  и скрепляются справедливостью/ долгом, доверием  и почитанием предков. Созданная таким образом система проецируется на космос и становится социоприродной. Космос антропоморфизируется и духовно-нравственные нормы архетипа начинают действовать на человека с силой естественной необходимости. 

2) Идеал правления и принципы управления государством. Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.   Вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции. Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности. Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что всё, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы: 
 Управляющие, Управляемые 
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. Управляющие - отцы народа. Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао: 
 
1.                  Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие  себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений.  
2.                  Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ.  
3.                  Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ, повысить его моральные качества, образованность, а значит,  и обеспечить прогресс всего общества.  
 
4.                  Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.  
 
Конфуций хотел, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к решению различных проблем. Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления, и в этом случае неизбежен регресс общества.

3)Благородный муж.

Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям (Жэнь - обычные люди, толпа. Сло Жэнь-ничтожный человек). Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: "Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах: о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу". Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: “Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета”. По мнению Конфуция, благородный муж должен относится к людям очень гуманно. Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. 

Отличия конфуцианства от даосизма: Учитель даосизма - Лао-цзы, а конфуцианства - Конфуций. Даосизм предполагает достижения Дао (Истины) через отшельничество, уход от мира. А конфуцианство - это скорее этика поведения человека в обществе, его отношение к другим людям, властям. Конфуцианство основано на логическом восприятии мира, а даосизм на мистическом.

Конфуцианские притчи.

Государственное управление. Князь Шэ спросил, что значит управление государством. Учитель ответил:— Это когда радуются те, что близко, и приходят те, что далеко.

Благородный муж. Цзи Совершенный сказал:— В благородном муже важна суть. Зачем ему ещё быть образованным? Цзы-Гун возразил:— Прискорбно, что вы, Учитель, так рассуждаете о благородном муже. Сказанного не догнать и на четвёрке лошадей. Без шерсти шкура тигра или леопарда сходна с очищенной от шерсти шкурой собаки и овцы.

 

 


Информация о работе Школа Конфуцианства