Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 11:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"
Категории ‘сущность’ и ‘явление’ необходимы для выработки правильного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется явлением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей. Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивидуальное. Так, общая сущность живого проявляется в многообразии организмов и в обмене веществ. К понятию ‘явление’ близко по содержанию понятие ‘видимость’ (или ‘кажимость’) - неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное.
Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение
сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него. Правильное понимание сущности и явления, их взаимосвязи есть одно из условий для верного представления о соотношении чувственного и рационального моментов в познании.
Если явление доступно непосредственному чувственному восприятию, то сущность доступна только абстрактному мышлению. Например, такие сущности, как стоимость и прибавочная стоимость, не могут быть обнаружены никакими приборами или экспериментами, но то и другое заменяет сила абстракции. Сущность постигается в результате логического анализа данных чувственного восприятия. Так, характер и сознание человека увидеть нельзя, однако о них можно судить по его поступкам и поведению.
Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскрывает законы, которые ими управляет. Сущность и закон - понятия очень близкие, однопорядковые; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями. Познание идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям. Но сущность не дается сразу, вся, а постигается по частям. Раскрыв определенную сущность, познание идет дальше, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, более глубокой, и так без конца. В практической работе необходимо строго различать сущность вещей, процессов, событий и ее проявления, стремиться находить сущность и ориентироваться на нее.
Эти категории помогают понять процесс возникновения нового и значение деятельности людей в этом процессе, если он происходит в обществе. Возможностью называют совокупность условий, тенденций, предпосылок и причин появления нового, способность материи, действительности порождать новое. Действительностью называют все реально существующее в объективном мире. Вместе с тем действительность есть осуществленная возможность, ибо все, что существует в действительности, когда-то было возможностью.
Возможность и действительность тесно связаны между собой: если действительность есть реализованная возможность, то возможность порождается развитием самой действительности. Вместе с тем она может стать действительностью. Поэтому их нельзя отрывать друг от друга. В практической работе отрыв возможности от действительности приводит к беспочвенным рассуждениям о нереальных возможностях. Отрыв же действительности от возможности приводит к потере чувства нового и перспективы.
Возможность и действительность нельзя также и отождествлять, ибо их разделяет сложный процесс превращения первой во вторую, подчас трудный и длительный этап развития. В общественной жизни в отличие от природы для осуществления процесса необходимо кроме объективных условий активное воздействие субъективного фактора - сознательной деятельности социальных сил, классов партий. Чрезмерное сближение возможности и действительности приводит к самоуспокоенности, демобилизации.
В практической и научной деятельности имеет значение классификация возможностей. Они делятся на реальные и формальные. Первые возникают из объективной необходимости законов и тенденций развития. Вторые обусловлены случайными, побочными по отношению к основным закономерным тенденциям факторами. Реальные возможности в свою очередь делятся на абстрактные и конкретные. Абстрактными считаются те реальные возможности, условия для реализации которых еще существуют необходимые условия. Различие между этими видами возможностей относительно, так как разные абстрактные возможности находятся на различных этапах превращения в конкретные. Результат зависит от вызревания условий. Сложившиеся конкретные возможности должны быть реализованы, иначе они могут быть утрачены. Но даже конкретные возможности не обязательно реализуются, так как среди них есть противоположные. И какая из них превратится в действительность, может зависеть от сознательной и практической деятельности людей.
Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление.
Детерминизму противостоит индетерминизм, отказывающиеся от признания причинности вообще или, по крайней мере, её всеобщности. Другой формой отрицания детерминизма является идеалистическая телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целенаправленного начала».
Индетерминизм - это философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др. греческой философии вплоть до настоящего времени индетерминизм, и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные им поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применялись к объяснению человеческого выбора и поведения обвиняет сторонников детерминизма в фотолизме. Марксизм исходит из того, что детерминизм не только не предполагает фотолизам, а напротив, именно дает почву доразумного действия.
Диалектический материализм, отвергая индетерминизм, в то же время показывает, недостаточность прежних механических представлений о детерминизме и на основе достижений современных естественных и общественных наук формируют новое обобщенное представление о детерминизме.
Закон – это необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь мира. Внутренняя повторяющаяся связь явлений, обуславливающая их необходимое развитие.
закон – это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества.
Законы различаются по степени общности: всеобщие – это законы диалектики, общие – законы, характерные для большего круга явлений (закон сохранения энергии), частные законы – законы, отражающие связи определенного круга явлений – биологические, химические, социальные и др.
1. закон единства и борьбы противоположностей;
Закон единства и борьбы противоположностей
раскрывается через категории: противоположность,
противоречие, тождество, различие.
Противоположность – черты, стороны, признаки
предмета, которые коренным образом отличаются
друг от друга и вместе с тем не могут сущ.
друг без друга, взаимно дополняют друг
друга (день и ночь, добро и зло, верх и
низ).
«Противоречие – это импульс, толчок к
изменению и развитию предмета.
Сущность закона. Любой предмет обладает:
противоположностями, которые в процессе
взаимодействия приводят к противоречию.
Противоречие дает толчок к изменению
и развитию предмета.
2. закон перехода количественных изменений
в качественные и обратно
Любой предмет и явление обладают как
количеством, так и качеством.
Сущность закона. Проявляется в том, что
количественные изменения по достижению
определенного момента приводят к качественным,
а качественные изменения приводят к определенным
количественным изменениям. Данный закон
показывает механизм развития предмета.
3. закон отрицания отрицания
Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет
определенный исходный пункт и результат.
При этом результат данного процесса составляет
исходный пункт дальнейшего процесса,
который также имеет определенный результат.
Так происходит в обществе, природе и мышлении.
Одни явления отмирают, уходят в прошлое,
другие становятся на их место.
Сущность закона. Закон отрицания отрицания
показывает связь старого и нового в процессе
развития, которая состоит в том, что новое
качество отбрасывает старое и вместе
с тем включает в себя, в преобразованном
виде, некоторые черты, стороны старого.
Данный закон носит противоречивый характер,
показывает направленность развития предмета
(явления).
Развитие – закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство, собственно «развертывание» до тех пор «свернутого», выявление, обнаружение вещей, частей, состояний, св-в, отношений, кот.имелись и прежде, уже были подготовлены, но не были доступны восприятию.
признаки развития:
1) качественный характер
2) их необратимость
3) направленность.
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человека.
Развитие - не есть развитие "вообще", "всего", "всей материи", "Вселенной в целом", "всего и вся в предмете".
Основные концепции развития ("модели диалектики").
Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов XVIII—XIX веков — Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Это была рационалистическая, логико-гносеологическая модель диалектики.
Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине XIX века создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-материалистической, градуалистской и натуралистской (или "сциентистской").
Законы развития:
Прогресс – идущий вперед. Это развитие людей и человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию, кот.по видимости, происходит само собой. Согласно диалектике Гегеля прогресс яв-ся не только принципом мышления, но и принципом мировых событий вообще.
Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при постоянных модификациях.
Прогресс — тип развития общественных систем или человечества в целом, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от регресса - движения вспять, назад, от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным. Прогрессивное развитие общества в целом не исключает противоположно направленного процесса упрощения, деградации отдельных его функций или органов.
Будучи диалектически
Уже в античной философии наметилось
разделение познавательных способностей
человека на чувство и разум. В соответствии
с этим выделяются 2 способа познания:
чувственный и рациональный.
В рамках ставшего традиционным сопоставления
чувственного и рационального познания,
как правило, исследуются их формы (ступени).
Чувственное познание протекает в формах
ощущения, восприятия и
представления. В качестве ступеней рационального
познания называют понятие, суждение,
умозаключение.
Знание бывает: непосредственное наблюдение (интуиция) и получение новых знаний из уже имеющихся (логика). Можно говорить об интуиции как непосредственном наблюдении. Иногда при этом человек не может отдать себе отчета, как у него возникло новое знание; тогда говорят, что он «догадался». Та человеческая способность, благодаря которой мы в состоянии догадываться, называется интуицией. В основном интуиция связана с работой подсознания. Интуитивное познание протекает таким образом, что человек осознает только начало и конец этого процесса: формулировку проблемы и ее готовое решение. Этап поиска решения скрыт в области подсознания, именно поэтому знание, достигнутое интуитивным путем, воспринимается как мгновенное озарение, как готовый результат, полученный без размышления.
Виды интуиции (по Спинозе)
1. Чувственная интуиция
Чувственная интуиция проникает в
мир явлений, непосредственно их усматривая.
2. Интеллектуальная интуиция
3. Мистическая интуиция
Сознание (философия) — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. В современной отечественной философии преобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности.