Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 04:50, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
1)Предмет философии и его изменения в ходе исторического развития. Основные функции философии.
Первой формой существования философии явилась мифология. Философия возникает как разрешение противоречия м/у мифологической картиной мира, построенной по законам воображения, и нов. знанием и мышлением. На зарождение античной философии оказал влияние метод познания используемый в медицине и истории, к-pый пришел также в противоречие с мифологическим мышлением. характерная черта метода это требования не расходящегося с жизненной практикой проверяемого наблюдением и чуждого всяким пустым гипотезам знания основанного на поиске реального причинного объяснения. И поскольку миpовоззpенч. значимость мифа была уже подорвана, образовался своего рода миpовоззp. вакуум требующий заполнения, его и заполняет философия, выступающая разрешением этого исходного противоречия м/у мифом и научной установкой.
В центре ф-их проблем стоят вопросы о М. Одной из основных ф-ций Ф. является обоснование оправдание и анализ М. Ядром ф. на ранних стадиях ее развития было учение о первооснове всего сущего, из к-рой все возникает и в к-рую все превращается. Но при всей неоднозначности и видоизменениях позиций сохранялась основная задача: связать фрагменты человеческих знаний воедино. Тем самым проблема первоначала смыкалась с другой проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Т.о., ф. выступила как ф. природы. Постепенно в сферу ф. вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей. Предметом раздумий философов неизменно выступали и сам человек, его природа, ум, чувства и др.
Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
2)Главные направления философской мысли. Основной вопрос философии.
Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. Его содержание составляет альтернатива: ...что явл-ся первичным: дух или природа... . В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, что принимали за исходное, определяющее, они составили 2 противоположных направления. Позиция, согласно к-рой мир объясняется, исходя из духа, сознания получила название идеализма: в ряде моментов он пересекается с религией. Философы же, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам к науке.
3)Онтологизм античной философии: понятие бытия и различные его трактовки.
4)Учение Платона о мире идей и мире вещей.
Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличии от элиатов и также, как у Демокрита бытие у Платона предстает как множественное. Но если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривает его как идеальное бестелесное образование – идею, выступая тем самым как родоначальник идеалистической линии в философии. Все имеет части, изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно не существует. Существует только то, что не имеет частей и, не принадлежит к чувственно- пространственному миру (существование хар- ка очень важная пи подразумевает вечность, неизменность, бессмертие) . П утверждает, что истинное бытие - «это некие умопостигаемые бестелесные идеи» Т. о., нематериальные сверхчувствительные идеи составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Единое по П не есть бытие, оно выше бытия и составляет условие возможности бытия т. е. идей. Давая идеалистическую трактовку бытия П осуществил важный шаг в движении философии от метафорического понятия к мышлению. По П, чтобы объяснить то или иное явление надо найти его идею то, что не дано чувственному восприятию.
5)Учение Аристотеля о четырех видах причинах.
Аристотель в своей «Метафизике» изложил учение о 4-х причинах, или началах, усвоенное средневековой схоластикой, но доселе ещё не исчерпанное философским мышлением. При поиске причин бытия, а также любых предметов или явлений вообще, необходимо ставить не один, а четыре различных вопроса, при ответе на которые мы получаем полное понятие о данном предмете.
Недостаток существовавших ранее философских систем Аристотель видел прежде всего в том, что они объясняли мир, не учитывая действие отмеченных им четырех причин.
Учение Аристотеля о четырёх причинах, или началах, разработанное в его школе, а также у неоплатоников и перешедшее в патристическую и схоластическую философию, получило некоторые усложнения. Стали различать первые причины от вторых, или ближайших, явились причины посредствующие, причины орудные, причины сопутствующие или сопровождающие. При таком обогащении терминологии средневековая мысль не останавливалась равномерно на всех четырёх точках зрения, установленных Аристотелем. К центральной идее — Божеству — применялось преимущественно понятие первой производящей причины (всемогущий Творец), а также причины конечной, или цели (абсолютное совершенство, верховное благо). Причина формальная оставалась здесь сравнительно в тени, а причина материальная вовсе исключалась, так как и для философии признавалось обязательным богословское положение о сотворении мира из ничего.
6)Религиозный характер средневековой философии. Соотношение знания и веры в средневековой философии.
1) Главная тема - теоцентризм, т.е. центр внимания бог. 2) связана с феодализмом 3) связана с монотеизмом (один бог). Теология систематизированное учение о боге. Идеи СФ. 1) природа и человек - творения бога, все зависит от его воли. Такая точка зрения креационизм. Творящее начало сверхъестественно. Природа пассивна. Ф. оптимистична (миром правит добро). 2) отличие бытия от сущности вещей в том что только в боге сущность и бытие совпадают. Сущность можно познать только разумом.
Задача СФ.- логически док-ть истинность веры. Поскольку требовалось рационально объяснить религиозные догматы была принята позиция Фомы Аквинского.- считал все мироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок внутри бытия, порядок установленный богом. Ф. Фомы - попытка приспособить Аристотеля к учению католической церкви.
7)Проблема универсалий в средневековой философии: номинализм и реализм.
Наиболее влиятельным течением Ф. XIII в. явился номинализм - реально сущ. лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия не только не сущ. независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и качеств. Реализм - учение, согласно к-му подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии сущ-т до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме.
8)Основные черты философии эпохи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.
Социально-экономические
Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение — как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции: идеалом восхищаются, но восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Возрождение — эпохой художественно-эстетической по преимуществу. И если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века — бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.
В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. В противоположность сознанию средневекового человека. который считал себя всецело обязанным традиции,— даже в том случае, когда он как художник, ученый или философ вносил существенно новый вклад в традицию,— индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе.
Именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией.
9)Бэкон и Декарт: две концепции научного метода.
10)Представления о субстанциях во взглядах Декарта, Спинозы, Лейбница.
11)Теории гражданского общества и общественного договора в философии Нового времени и французского Просвещения.
12)Диалектический материализм. Сущность материалистического понимания истории.
13) Позитивизм и постпозитивизм о соотношении философии и науки. Принцип верификации и фальсификации.
14) Бытие человека в философии экзистенциализма.
15)Категории «бытие» и «небытие» в истории философии. Основные виды бытия.
16)Эволюция понятия материи в истории философии. Отражение как всеобщее свойство материи. Атрибуты материи.
17)Движение как атрибут материи. Основные формы движения. Движение и развитие.
18) Материальное единство мира: современная наука о материальном единстве и многообразии мира. Ноосфера В. Вернадского.
19)Становление общества. Основные проблемы антропосоциогенеза.
20)Природа идеального. Сознание как субъективная реальность. Сознание и деятельность.
21)Виды познания; взаимодействие познавательной и практической деятельности. Агностицизм, эмпиризм, рационализм.
22)Диалектика как теория развития. Всеобщая связь, развитие, противоречие - принципы диалектики.
23)Диалектика как всеобщий метод мышления. Основные категории диалектики.
24)Законы диалектики. Альтернативы диалектики в истории философии.
25)Субъект и объект познания. Структура знания. Диалектика чувственного и рационального в познании.
26)Проблема истины в философии и науке. Критерий истины.
27)Наука как деятельность и как система знаний. Формы научного познания. Методы научного познания.
28)Личность. Нравственные основы личности. Свобода и ответственность человека.
29)Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории
30)Духовная культура общества и ее структура. Диалектика общечеловеческого, национального и социально-классового в развитии культуры.