Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:14, шпаргалка
1/Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
2/Исторические типы мировоззрения:
3/Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
4.Структура философии (традиционная сегодня):
...
45.Философия и прогностика. Модели будущего в современной футурологии.
1/Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века.
Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека).
Предмет – отношения в системе мир-человек.
Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения:
- обыденно-практический
(«мироощущение», «эмоционально окрашенное
видение мира», «повседневное
мировоззрение» каждого
- рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», содержит понятия, категории, теории, концепции).
Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий,убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др.
Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (
2/Исторические типы мировоззрения:
- мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);
- религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание - источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога;
- философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.
3/Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.
Философия, как правило, рассматривается в качестве теоретического ядра мировоззрения. Ее своеобразие познается в сравнении с мифологией, религией, искусством и наукой по следующим критериям:
- что изучает;
- как сочетает разум и чувства;
- каковы средства выражения;
- что источник;
- сколь критична;
- и т.п.
Философия, как религия, стремится познать выходящее за пределы эмпирики, но якобы критична ко всему, а не догматична. Философия целостна, как мифология, но рациональна. Философия авторски своеобразна, как искусство, но выражает себя понятиями-категориями. Философия абстрактна, критична и понятийна, как наука, но всеохватна и познает фундаментальный (недоступный научному опыту) смысл бытия.
Предмет философии так - «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде (принципы основы), познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».
4.Структура философии (традиционная сегодня):
- онтология (учение
про общие принципы и
- гносеология (теория познания);
- эпистемология (методология научных исследований);
- философская антропология (человековедение);
- аксиология (учение о ценностях);
- праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимодействии с миром);
- социальная философия
(учение об обществе и
Основные функции философии:
- мировоззренческая (
- методологическая (дарует методику мышления, теоретической деятельности);
- оценочно-критическая.
5.Древнеиндийская философия: специфика проблемного поля и основные школы.
В индийской философии первым делом отмечают ее религиозный характер: Ведический канон (в центре «Ригведа» XIV в. до н.э.) и Упанишады (якобы комментарии к ведам).
Базовые категории: Брахман (абсолютно совершенное), Атман (совершенный дух), Пракрити (природа), сансара (течение изменчивой жизни), карма (судьба-воздаяние), дхарма (долг), мокша-нирвана (освобождение от суетного). (Внимание:никогда нельзя забывать, что все термины в индийской философии очень-очень туманны и многозначны.)
Здесь главная проблема – достижение вечного (нетленного) через избавление от преходящего. Разные школы предлагают свои пути и методы решения этой проблемы.
Существенные особенности: психологизм (виртуализация), традиционализм, обращение к внутреннему опыту, философствование ради спасения.
Формирование философских школ
3
неортодоксальные школы: буддиз
6
ортодоксальных школ: вайшешика
10.патристика (IV-VIII вв. н.э.) – разум орудие для осмысления Бога, углубления Веры и более точного толкования Священного писания («верую – чтобы понимать»);
- 11.схоластика (IX-XIV вв. н.э.) – религия и философия два разных источника знаний, основанных соответственно на вере и разуме. Время систематизаций и массовых обучений. Появление светских университетов. Главная проблема схоластики универсалии: мыслители, признававшие реальное существование идей, называются «реалисты», а признававшие идеи лишь именами, созданными для удобства, – «номиналисты».
18.Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная на практику - изменение мира, эталон – классическое естествознание. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории (бытие определяет сознание, а в социальном бытии первичен материальный базис: производительные силы и производственные отношения). Человек, по сути, - совокупность общественных отношений.
Идеи марксизма сыграли исключительно важную роль в европейской и мировой истории XIX - XX вв.
Марксизм считается продолжением и развитием: классической немецкой философии (Гегеля и Фейербаха), классической политэкономии (Смита и Рикардо) и социально-утопических проектов (от Мора и Кампанеллы до Сен-Симона, Фурье и Оуэна), а также философским осмыслением естественнонаучных достижений середины XIX века (теории эволюции, закона сохранения энергии, органической клетки).
Марксизм богат теоретическими обобщениями и выводами. Среди них авторы выделяют:
- материалистическую
диалектику (учение о развитии
и взаимосвязи в природе,
- материалистическое
понимание истории (примат
- объяснение истории
как смены общественно-
- понимание сущности
человека как совокупности
- анализ отчуждения
человека от результатов
- введение понятия общественная практика.
Особого внимания удостаиваются: материалистичес
Характер общественных отношений в классовом обществе тоже классовый, от этого характера зависят взгляды людей, как личные, так и все формы общественного сознания (мировоззрение, философия, политика, правосознание, религия, искусство и т.п.).
Производство и
После Маркса и Энгельса марксизм развивалась в следующих направлениях:
- отказ от догматизма (Бернштейн, Каутский);
- адаптация теории к практике (Плеханов, Ленин, Бухарин);
- развитие идей гуманизма (Грамши, Лукач, Маркузе, Сартр, Фромм);
- придание строгой
научной формы (Альтюссер,
6.Философские учения Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.
В китайской философии
Основой всех учений объявлена «Книга перемен», где 64 гексаграммы (шестизначника), составленных из «инь» и «ян», обозначают все фундаментальные явления мира сего.
Особенности: вместо отвлеченных систем прикладные и афористичные правила поведения - поучения. Кроме того, стабильность поставлена превыше всего.
Зарождение философских школ Ки
Конфуцианство (со II века до н.э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета: хорошо делай свое и не лезь в чужое.
Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.
Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.
7.Древнегреческая философия: сущность и специфика проблемного поля
Высшая форма древней
Базовая оппозиция (основное противопоставление понятий, присущее древнегреческой философии): Космос (гармоничное) – Хаос (беспорядочное). В гармонии слиты прекрасное, справедливое и истинное.
Особенности: онтологизм (все учения - интерпретации мира в целом), рациональность, разнообразие школ и подходов.
Три основных этапа: ранняя (доскоратики: милетцы, элейцы и атомисты) VI-V в. до н.э., античная (классики: софисты, Сократ, Платон, Аристотель) V-IV в. до н.э., эллинистическая (стоики, эпикурейцы, скептики) IV-I в. до н.э.
Темы: первоначало (физические, математические и атомистические) – бытие-небытие – человек мера вещей – всеобщее благо Сократа – идеи Платона – материя-форма Аристотеля – наслаждение или долг основа добродетели (эпикурейцы и стоики).
12.13Основные философские идеи в культуре Возрождения.
Время Ренессанса – якобы XIV-XVI вв.
Здесь: секуляризация (по мнению авторов, так называется «обмирщение культуры»), антисхоластика, подражание античности, идея универсальной личности. Церковь утрачивает идеологическое господство. Распространяется художественно-гуманистическая культура.
Два направления в толковании цели развития культуры: 1) к классике и 2) к природе.
Наука становится самостоятельной формой знаний, основанной на эксперименте. Формируется философия политики и утопии.
Этапы:
- гуманистический (XIV
в. – первая половина XV в.): гуманизм
и индивидуализм,
- неоплатонизм (вторая половина XV в.): человек – микрокосм;
- натурфилософский (конец XV – XVI вв.): пантеизм (растворение Бога в природе).
14.Становление классической науки и исследовательские программы Нового времени.
Внимание: здесь и далее под новым временем авторы преимущественно понимаются только XVI-XVII века.
В философии нового времени царит наукоцентризм (наука свободна от веры и умозрительного философствования), а также рационализм (научный разум – высшая инстанция, а эксперимент – проверка). Якобы торжествует деизм, признающий Бога лишь первотолчком, запустившим механизм Вселенной. Ищутся мирские законы, для использования их в преобразованиях мира. Философию озадачивают разработкой метода познания.
Отсюда четыре исследовательские программы (2 философско-методические и 2 научные):
1) Эмпиризм (Ф. Бекон, Локк): познание через наблюдения, опыты, эксперименты и индукцию; очищение сознания от примесей (идолов рода, пещеры, рынка, театра).