Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:38, шпаргалка
Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство
Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука
1. Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки
Предмет философии науки
Философия науки - пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют? Это, разумеется, далеко не полный перечень, но он дает примерное представление о том, что в первую очередь интересует философию науки.
Наука - это определенная человеческая деятельность, обособленная в процессе разделения труда и направленная на получение знаний.
Концептуальная модель современной философии науки
Наука – как система знания
Наука – как социальный институт. Т.к Наука, которая, начиная с XVI в. является ядром европейской культуры. Современная философия науки является не только методологией науки и техники, она включает и историю науки, и социологию науки, и когнитивную психологию.
В процессе развития философии науки
сложилось несколько
ФН это не только исследование методов научного познания, но и выявление перспективных направлений развития науки с учетом современных реальностей. Ее задача - определять, чем научное мышление отличается от иных способов познания, какими методами должны руководствоваться ученые и исследователи природы, каковы основные условия корректности научного объяснения и когнитивный статус научных законов и принципов, механизмы развития научного знания.
В новой философии науки
Сегодня термином наука называют, по крайней мере, три типа науки - классическую, неклассическую, постнеклассическую, различающиеся по многим параметрам, в том числе, критериями научности и научной рациональности. Главной чертой современного идеала научности является высокая социально-практическая ориентированность.
2. Наука в культуре современной цивилизации
Существует несколько версий когда возникла наука:
Наука связана с изобретением письменности. С возникновением античности. Н, как продукт 16-17вв. как теор.знание, основанное на опытах.
Техника сопутствует человеку на всем протяжении его истории. Целенаправленное созидание искусственной среды и искусственных средств труда – один из существенных отличительных признаков человека, как биосоциального существа. По-видимому, благодаря именно этой способности человек смог занять лидирующее положение в Природе. По мере развития общества и его технической оснащенности стали проявляться некоторые противоречия между ними, вылившиеся в наше время в крупные проблемы. В первую очередь следует назвать экологическую, так как вследствие необдуманного и варварского отношения к природе под угрозой гибели оказалась вся планета Земля.
Не менее острыми являются негативные
социальные последствия научно-
В сфере производства возникла проблема стыковки человека со сложными техническими комплексами. Была вызвана к жизни целая наука – инженерная психология. Во многих случаях остается трудноразрешимой проблема работы во вредных условиях: повышенная или пониженная температура и влажность; загазованность, запыленность, повышенный уровень шума и т.п.
В конце XX века каждые 10...15 лет удваивается объем знаний, устаревают технологии, а на смену приходят принципиально новые, сложной проблемой становится обучение новых поколений. Чему учить их и как учить? При всей сложности ответов на этот вопрос, бесспорно одно: необходимо формирование экологического мышления, а это в свою очередь требует гуманитарных подходов ко всем современным проблемам и особенно к подготовке кадров.
Эти, и многие другие проблемы побудили философов, этнографов, культурологов, историков обратить более пристальное внимание на те цивилизации, которые развиваются в противовес техногенной и угнетены ею. Речь идет о ценностях родовой организации общественной жизни с мифологическим мировоззрением, которое выполняло охранную функцию по отношению к природе и было пронизано космическим мироощущением. Стали неожиданно актуальными учение древнекитайских даосов с его принципом недеяния в противовес европейскому активизму; учение об ахимсе (ненанесении вреда живому) в индуистско-буддийской традиции; христианская концепция человека как духовного существа; философия русского космизма (Федоров, Вернадский) с его представлением о человеке как космическом событии. Поэтому искания в лице таких современных мыслителей как Тойнби, Леви-Стросс, Мирча Элиаде, Лосев, Фейерабенд, Хейзинг и др., пытающихся осмыслить весь опыт духовного развития человечества, а не только Европы трех последних столетий, подают надежды на положительные ответы в вопросе: «Чем и как заменить современную техногенную цивилизацию с ее агрессивной позицией по отношению к природе?»
Представление о границах науки
зависит от принятой модели науки. Представление
о природе науки можно получить
Наука и философия
Можно сказать, что философия – это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру.
Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.
С одной стороны, она безусловно не может назваться наукой, как физика или математика, несмотря на все исторические претензии, предпринимаемые ею в это отношении. С другой стороны, Кант ставит проблему становления философии как особой науки и формулирует необходимые для этого условия. Философия должна заниматься критикой чистого разума, метафизикой природы, метафизикой нравов.
Религия и наука
Каково отношение между
Элементарное историческое образование достаточно, чтобы усмотреть, что религиозная вера никем сознательно не "выдумана", а есть коренное, исконное свойство человеческого духа, что как у всякого народа есть какие-то, никем нарочито не придуманные, а сами собой возникающие представления о добре и зле, о праве и нравственности, какие-то порядки семейной, хозяйственной, общественной жизни, так у всякого народа есть какие-то религиозные верования.
Гораздо большего внимания и действительно серьезного обсуждения заслуживает другая сторона вопроса верований в какой мере они могут притязать на истинность, можно ли продолжать разделять их перед лицом научного объяснения мира и жизни? И тут господствующий отрицательный ответ на этот вопрос будет обосновываться приблизительно так. Религия и наука суть два способа объяснения одной и той же реальности, именно: сущности и происхождения мира, жизни, человека.
Искусство и культура
Искусство не нацелено на познание. Оно способно выражать и передавать переживания человека и дает таким образом способ общения. Искусство ценнее тем больше, чем больше автор самовыразился посредством произведения искусства. Наука же универсальна и неиндивидуальна.
Наука является:1.Системой знаний, 2. Теоретической деятельностью, 3.Социальным институтом
Она устанавливает то, что выступает против привычных фактов.
4. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука
Наука – система теорий предметного
знания. Но существуют другие представления
или модели науки. Так Мишель Фуко
в книге «Археология знания»
и в книге «Слова и вещи»
рассматривает науку как дискур
Вторая модель – наука как когнитивная система (система познанного, система знаний). Вопрос о границе науки зависит от модели науки. Границы науки выстраиваются как дилемма познанное (наука) / непознанное (вненаучное). Познанное – истинное знание.
Если модель науки – социальный институт, то границы науки выстраиваются в соотношении с другими сферами культуры (искусством, религией и т.д.). Сама наука – исторически развивающийся феномен. Поэтому границы науки можно рассматривать как прозрачные.
Границы науки в культуре условны,
но есть. Наука – особенная
Формы вненаучного знания
Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, не формализуется и находится в противоречии с существующей картиной мира. Существует переход от научного и ненаучного знания. Существует пояс околонаучного знания, которое обозначают пара-, квази-, лже-, псевдонаучное. Все эти формы антинаучного знания отличаются друг от друга.
В понятие антинаука влилось много разных смыслов и явлений, но их объединяет направленность против того, что называют просвещением.
Квазинаучное знание включает в себя учение о феноменах как телекинез, телепортация, объяснение которых неубедительно с точки зрения принятых критериев научности.
Лженаучное знание – сознательно эксплуатирует домыслы и предрассудки, ошибочное знание, чего нельзя сказать о квазинаучном. Симптомы: Использование какого-либо утверждения на злобу дня. Лженаука насаждается в отличие от науки. Расцветает в условиях жестко иерархизированной науки.
Антинаука – знание утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Псевдонаучное знание – знание, полученное в результате интеллектуальной активности, спекулирует на совокупности популярных теорий о древних астронавтах, снежном человеке и т.д.
Все эти феномены близки друг к другу. Наука – критическое, систематическое знание, требующее экспериментального подтверждения. Псевдонаука же нет.
Холтон: Между ними есть одно что их объединяет - это направленность просвещение; антинаука – альтернативная наука.
Сциентизм – приверженность к научному знанию. Приверженность к тому, что научное толкование истинно. Это другая противоположенность псевдонауке.
Антинаука наносит вред современному обществу в целом и человеку в частности. Происходит ряженье в науку. Этот феномен должен вызывать тревогу, так как на интеллектуальной безграмотности многие спекулируют. Невнимание к роли и значению науки может привести к опасным последствиям, открыть дороги зловещим общественным силам, социально опасно.
Постмодернизм появился в 80-90 гг. Говорит, что будет гибель науки, личности и метафизики. Ценность постмодернизма – утверждение о плюрализме ценностей, точек зрения. Не надо стремиться к верификации существующих моделей. Все модели равны.