Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:38, шпаргалка

Краткое описание

Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство
Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука

Вложенные файлы: 1 файл

filosofiq_nauki.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

1. Предмет философии  науки. Концептуальная модель  философии науки

Предмет философии науки

Философия науки - пытается ответить на следующие основные вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, что собой представляет наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как взаимодействуют? Это, разумеется, далеко не полный перечень, но он дает примерное представление о том, что в первую очередь интересует философию науки.

Наука - это определенная человеческая деятельность, обособленная в процессе разделения труда и направленная на получение знаний.

Концептуальная модель современной философии науки

Наука – как система знания

Наука – как социальный институт. Т.к Наука, которая, начиная с XVI в. является ядром европейской культуры. Современная философия науки является не только методологией науки и техники, она включает и историю науки, и социологию науки, и когнитивную психологию.

В процессе развития философии науки  сложилось несколько представлений  о природе и функциях ФН. Во-первых, ФН является формулировкой общенаучной картины мира (ОКМ), которая совместима с важнейшими научными теориями и основана на них. По второй версии ФН есть выявление предпосылок научного мышления и тех оснований, которые определяют выбор учеными своей проблематики. В-третьих, философия науки понимается как анализ и прояснение понятий и теорий науки (неопозитивизм). В четвертом варианте ФН есть метанаучная методология, проводящая демаркацию между наукой и не наукой.

ФН это не только исследование методов научного познания, но и выявление перспективных направлений развития науки с учетом современных реальностей. Ее задача - определять, чем научное мышление отличается от иных способов познания, какими методами должны руководствоваться ученые и исследователи природы, каковы основные условия корректности научного объяснения и когнитивный статус научных законов и принципов, механизмы развития научного знания.

В новой философии науки концептуально  оформляются изменения в структуре  науки, методах и целях научного знания, глубокие преобразования, связанные  с человеком как субъектом  научной деятельности, наконец, обосновывается онтология реальности, открывающейся  в эволюционно-синергетической парадигме науки. Классическая наука основана на взаимодействии общества по типу механизма, постнеклассическая опирается на этическую нейтральность.

Сегодня термином наука называют, по крайней мере, три типа науки - классическую, неклассическую, постнеклассическую, различающиеся по многим параметрам, в том числе, критериями научности и научной рациональности. Главной чертой современного идеала научности является высокая социально-практическая ориентированность.

 

2. Наука в культуре современной цивилизации

Существует несколько версий когда  возникла наука:

Наука связана с изобретением письменности. С возникновением античности. Н, как продукт 16-17вв. как теор.знание, основанное на опытах.

Техника сопутствует человеку на всем протяжении его истории. Целенаправленное созидание искусственной среды и искусственных средств труда – один из существенных отличительных признаков человека, как биосоциального существа. По-видимому, благодаря именно этой способности человек смог занять лидирующее положение в Природе. По мере развития общества и его технической оснащенности стали проявляться некоторые противоречия между ними, вылившиеся в наше время в крупные проблемы. В первую очередь следует назвать экологическую, так как вследствие необдуманного и варварского отношения к природе под угрозой гибели оказалась вся планета Земля.

Не менее острыми являются негативные социальные последствия научно-технического прогресса. Техника более или  менее защитив человека от стихии, дав ему тепло, жилище и пищу, вместе с тем сузила полноту общения с Миром, с Природой. А разделение труда привело к общему снижению физических и интеллектуальных нагрузок при одновременном перенапряжении одних мышц по сравнению с другими и канонизировало мыслительные процессы. В таких условиях человек не может быть развит гармонично. Возникла проблема незанятых рабочих рук и свободного времени. И, несмотря на все достижения техники, Человек не стал лучше и чище. Не стал счастливым.

В сфере производства возникла проблема стыковки человека со сложными техническими комплексами. Была вызвана к жизни целая наука – инженерная психология. Во многих случаях остается трудноразрешимой проблема работы во вредных условиях: повышенная или пониженная температура и влажность; загазованность, запыленность, повышенный уровень шума и т.п.

В конце XX века каждые 10...15 лет удваивается  объем знаний, устаревают технологии, а на смену приходят принципиально  новые, сложной проблемой становится обучение новых поколений. Чему учить  их и как учить? При всей сложности ответов на этот вопрос, бесспорно одно: необходимо формирование экологического мышления, а это в свою очередь требует гуманитарных подходов ко всем современным проблемам и особенно к подготовке кадров.

Эти, и многие другие проблемы побудили философов, этнографов, культурологов, историков обратить более пристальное внимание на те цивилизации, которые развиваются в противовес техногенной и угнетены ею. Речь идет о ценностях родовой организации общественной жизни с мифологическим мировоззрением, которое выполняло охранную функцию по отношению к природе и было пронизано космическим мироощущением. Стали неожиданно актуальными учение древнекитайских даосов с его принципом недеяния в противовес европейскому активизму; учение об ахимсе (ненанесении вреда живому) в индуистско-буддийской традиции; христианская концепция человека как духовного существа; философия русского космизма (Федоров, Вернадский) с его представлением о человеке как космическом событии. Поэтому искания в лице таких современных мыслителей как Тойнби, Леви-Стросс, Мирча Элиаде, Лосев, Фейерабенд, Хейзинг и др., пытающихся осмыслить весь опыт духовного развития человечества, а не только Европы трех последних столетий, подают надежды на положительные ответы в вопросе: «Чем и как заменить современную техногенную цивилизацию с ее агрессивной позицией по отношению к природе?»

 

    1. Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство

Представление о границах науки  зависит от принятой модели науки. Представление  о природе науки можно получить, сопоставив ее с другими формами знания, прежде всего, с философией, религией, искусством, с обыденным познанием.

Наука и философия

Можно сказать, что философия –  это совокупность ключевых выводов  из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру.

Непосредственной целью науки  является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

С одной стороны, она безусловно не может назваться наукой, как  физика или математика, несмотря на все исторические претензии, предпринимаемые ею в это отношении. С другой стороны, Кант ставит проблему становления философии как особой науки и формулирует необходимые для этого условия. Философия должна заниматься критикой чистого разума, метафизикой природы, метафизикой нравов.

Религия и наука

Каково отношение между религией и наукой? Согласны ли они между  собой? Может ли научно образованный и мыслящий человек иметь религиозную  веру?

Элементарное историческое образование  достаточно, чтобы усмотреть, что  религиозная вера никем сознательно не "выдумана", а есть коренное, исконное свойство человеческого духа, что как у всякого народа есть какие-то, никем нарочито не придуманные, а сами собой возникающие представления о добре и зле, о праве и нравственности, какие-то порядки семейной, хозяйственной, общественной жизни, так у всякого народа есть какие-то религиозные верования.

Гораздо большего внимания и действительно  серьезного обсуждения заслуживает  другая сторона вопроса верований  в какой мере они могут притязать  на истинность, можно ли продолжать разделять их перед лицом научного объяснения мира и жизни? И тут господствующий отрицательный ответ на этот вопрос будет обосновываться приблизительно так. Религия и наука суть два способа объяснения одной и той же реальности, именно: сущности и происхождения мира, жизни, человека.

Искусство и культура

Искусство не нацелено на познание. Оно  способно выражать и передавать переживания  человека и дает таким образом  способ общения. Искусство ценнее тем  больше, чем больше автор самовыразился посредством произведения искусства. Наука же универсальна и неиндивидуальна.

Наука является:1.Системой знаний, 2. Теоретической  деятельностью, 3.Социальным институтом

Она устанавливает то, что выступает  против привычных фактов.

4. Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука

Наука – система теорий предметного  знания. Но существуют другие представления  или модели науки. Так Мишель Фуко в книге «Археология знания»  и в книге «Слова и вещи»  рассматривает науку как дискурс. Он формирует представления о науке и ее границах. Особый дискурс выражения мыслей об окружающих. Серия порогов. Дискурс – способ обобщения, выражения. Он рассматривает гуманитарные науки.

Вторая модель – наука как  когнитивная система (система познанного, система знаний). Вопрос о границе науки зависит от модели науки. Границы науки выстраиваются как дилемма познанное (наука) / непознанное (вненаучное). Познанное – истинное знание.

Если модель науки – социальный институт, то границы науки выстраиваются  в соотношении с другими сферами культуры (искусством, религией и т.д.). Сама наука – исторически развивающийся феномен. Поэтому границы науки можно рассматривать как прозрачные.

Границы науки в культуре условны, но есть. Наука – особенная теоретическая  деятельность. Наука не имеет границ как метод познания и мышления. Наука безгранична, но для постижения мира как целостности ее недостаточно. Нужны еще религия, опыт нравственной жизни, человеческого бытия и т.д.

Формы вненаучного знания

Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, не формализуется и находится в противоречии с существующей картиной мира. Существует переход от научного и ненаучного знания. Существует пояс околонаучного знания, которое обозначают пара-, квази-, лже-, псевдонаучное. Все эти формы антинаучного знания отличаются друг от друга.

В понятие антинаука влилось много разных смыслов и явлений, но их объединяет направленность против того, что называют просвещением.

Квазинаучное знание включает в себя учение о феноменах как телекинез, телепортация, объяснение которых неубедительно с точки зрения принятых критериев научности.

Лженаучное знание – сознательно эксплуатирует домыслы и предрассудки, ошибочное знание, чего нельзя сказать о квазинаучном. Симптомы: Использование какого-либо утверждения на злобу дня. Лженаука насаждается в отличие от науки. Расцветает в условиях жестко иерархизированной науки.

Антинаука – знание утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Псевдонаучное знание – знание, полученное в результате интеллектуальной активности, спекулирует на совокупности популярных теорий о древних астронавтах, снежном человеке и т.д.

Все эти феномены близки друг к  другу. Наука – критическое, систематическое  знание, требующее экспериментального подтверждения. Псевдонаука же нет.

Холтон: Между ними есть одно что их объединяет - это направленность просвещение; антинаука – альтернативная наука.

Сциентизм – приверженность к научному знанию. Приверженность к тому, что научное толкование истинно. Это другая противоположенность псевдонауке.

Антинаука наносит вред современному обществу в целом и человеку в частности. Происходит ряженье в науку. Этот феномен должен вызывать тревогу, так как на интеллектуальной безграмотности многие спекулируют. Невнимание к роли и значению науки может привести к опасным последствиям, открыть дороги зловещим общественным силам, социально опасно.

Постмодернизм появился в 80-90 гг. Говорит, что будет гибель науки, личности и метафизики. Ценность постмодернизма – утверждение о плюрализме ценностей, точек зрения. Не надо стремиться к верификации существующих моделей. Все модели равны.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"