Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:03, шпаргалка
1. Философия и мировоззрение.
2. Проблема происхождения философии.
3. Материализм и идеализм как философские направления.
4. Диалектика и антидиалектика.
5. Роль философии в жизни общества.
6. Философия и наука. Философия как наука и искусство.
61. Общественно-экономические формации. Понятие способа производства и социальной революции. Формационный переход разрабатывался в марксистской теории. Формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. Начинается с коммунизма, создается возможность отчуждения. Коммунизм формацией сначала не называли. Социализм- «от каждого по возможностям, каждому по труду». Способ производства: единство производственных сил (люди, станки, дороги, транспорт) и производственных отношений (отношения между людьми в процессе производства). Каждая формация имеет свой способ производства. Социальная революция- смена способа производства. Базис ОЭФ- совесть производства- экономические отношения. Надстройка. Субъект производства, предмет производства, цель, орудие производства. Маркс выделяет характер выполняемых операций( важно отношение людей к производственной деятельности).
62. Глобальные проблемы современности, их происхождение и пути решения. Глобальными проблемами называются проблемы, вставшие во второй половине XX в. перед всем человечеством, от решения которых зависит существование последнего.1. Проблема предотвращения новой мировой войны. Поиски путей предотвращения мировых конфликтов начались практически сразу после окончания Второй мировой войны и победы над нацизмом. 2. Проблема преодоления экологического кризиса и его последствий. Эта проблема является наиболее актуальной. Одним из негативных результатов человеческой деятельности стало истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. В результате опасные для жизни и здоровья человека вещества выбрасывались в атмосферу, разрушая ее, попадали в почву. Загрязнению подверглись не только воздух и суша, но и воды Мирового океана. Решить проблему преодоления экологического кризиса человечество может только сообща. 3. Проблема демографического роста. Она связана с непрерывным увеличением численности проживающего на территории планеты населения. По состоянию на 1990 г. его количество равнялось 5,3 млрд человек. Однако очевидно, что ресурсы Земли ограничены, и уже сегодня ряду стран пришлось столкнуться с проблемой ограничения рождаемости. 4. Проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира» (проблема «Север—Юг»). Суть этой проблемы заключается в том, что большинство освободившихся во второй половине XX в. от колониальной зависимости стран, встав на путь догоняющего экономического развития, не смогли, несмотря на относительные успехи, догнать развитые страны по основным экономическим показателям (прежде всего по уровню ВНП на душу населения). Во многом это было связано с демографической ситуацией: рост населения в данных странах фактически нивелировал достигнутые в экономике успехи. Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них в отдельности, в отрыве от других, усилиями нескольких стран.
63. Уровни общественного сознания. Общественная идеология и обществ психология. Общественное сознание принято делить в условно "вертикальном" ракурсе — на уровни, а в "горизонтальном" — на формы. Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни - обыденно-практический и научно-теоретический. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер. Выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания - социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Большое значение в обыденном сознании имеет общественная психология. Она представляет собой сложный синтез социальных чувств, настроений, представлении, побуждений, привычек, а также различных иллюзий и предрассудков, которые формируются под влиянием повседневных условий жизни, быта людей. В теоретическом слое сознания, на рациональном уровне отражения действительности, находится идеология. Она (если речь, разумеется, идет о научной идеологии) представляет собой систему идей, теорий, взглядов, отражающих социальную действительность с позиций определенных классов. Идеология как теоретическое самосознание класса выражает его наиболее глубинные интересы.
64. Формы общественного сознания, из взаимосвязь, обществ и индивид сознание, их специфика. Формы общественного сознания: 1)Политическое - совокупность полит. доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений. Возникает вместе с появлением классов, но оказывает сильнейшее влияние на др. формы общественного сознания, в т.ч. и на экономику. Особенность: она выражает коренные интересы различных больших соц. групп. 2)Право - совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных гос-вом. 3)Мораль - совокупность норм поведения, не установленных гос-вом.(обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества) 4)Художественное - духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение.(книги, фильмы, картины, музыка и др.) 5)Религиозное - религиозные верования в духовной жизни общества. 6)Наука - научные представления. Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. 2 основных уровня индивидуального сознания:Начальный (первичный) - «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Вторичный - «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта.. Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира. Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно. Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления.
65. Культура и цивилизации. Цивилизация аграрно-ремесленная, индустриальная и информац. Понятие “цивилизация” возникло в ХVIII веке в тесной связи с понятием “культура” и первоначально означало определенный уровень материальных и духовных достижений общества. Термины “цивилизация” и “культура” часто трактуются как синонимы. Тем не менее еще в ХIХ веке предпринимались попытки развести эти понятия. Наиболее отчетливо противопоставление культуры и цивилизации проявляется у О. Шпенглера. Культура по Шпенглеру – это период расцвета искусства, литературы, гуманистических идей и т.п., тогда как цивилизация означает высокий уровень научно-технических достижений и антигуманный технократизм. Он пишет, что цивилизация понимается им как логическое следствие, завершение и исход культуры. У каждой культуры есть своя цивилизация, которая суть неизбежная судьба культуры. Цивилизация в строгой последовательности следует за культурой, “как смерть за жизнью, неподвижность за развитием”, как неизбежный конец. Известны разл. топологии цивилизаций, выделяющие иногда несколько десятков типов цивилизаций или аналогичных образований. Наиб. крупномасштабной явл. цивилизация топология Тофлера. 3 осн. цивилизации, возникшие в ходе глобальных социотехнологич. рев-ций.1 рев-ция- аграрно-ремесленная. Результат — возникн. исторически первой цив. Основа пр-ва: землед. и ремесл. технологии. Переход к оседлости, появление различных форм собств., возникновение первых государств. 2 рев-ция индустриальная. (XVII - нач. XIX в., в нек. странах - позднее.) Результат — возн. индустр. и урбанистич. цив. Складываются различные хоз-ва, ориентированные на индивид. — груп. инициативу. 3 рев-ция, (на наших глазах) — информац.-компьютерная. Процесс информатизации всех сфер жизни общ-ва. В основе: особые технологич. cистемы (информац. технология). Конечный рез. - создание новой информац. цив. Все претерпевает изменения: материальное производство и мировоззрение, быт и образование, общение и искусство. Все отчетливее проступают контуры новой цивилизации - информационного общества.
66. Проблема отчуждения человека. Понятие личности. Социализация личности. Различные подходы к определению человеческой сущности, связи сущности и существования сходны в одном: человеческая сущность и существование не совпадают, а зачастую разорваны. Философы Нового времени назвали это отчуждением (Гоббс, Руссо, Гегель). Антропологический смысл отчуждения состоит в том, что человек, лишенный части своих сущностных характеристик, утрачивает свою природу. Для феномена отчуждения характерны следующие доминанты: чувство бессилия, ощущение того, что судьба индивида вышла из-под его контроля; представление о бессмысленности и иррациональности существования; утрата взаимных обязательств людей и господствующей системы ценностей, разрушение институализированной культуры; ощущение одиночества, исключенности человека из социальных связей; чувство утраты индивидом своего «подлинного Я», разрушение аутентичности личности, в форме отчуждения. Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе. Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социализация выполняет в общество три основных задачи: 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
67. Локальные культуры и цивилизации. Теории общественного круговорота. Понятие “цивилизация” возникло в ХVIII веке в тесной связи с понятием “культура” и первоначально означало определенный уровень материальных и духовных достижений общества. Термины “цивилизация” и “культура” часто трактуются как синонимы. Тем не менее еще в ХIХ веке предпринимались попытки развести эти понятия. Наиболее отчетливо противопоставление культуры и цивилизации проявляется у О. Шпенглера. Культура по Шпенглеру – это период расцвета искусства, литературы, гуманистических идей и т.п., тогда как цивилизация означает высокий уровень научно-технических достижений и антигуманный технократизм. Он пишет, что цивилизация понимается им как логическое следствие, завершение и исход культуры. У каждой культуры есть своя цивилизация, которая суть неизбежная судьба культуры. Цивилизация в строгой последовательности следует за культурой, “как смерть за жизнью, неподвижность за развитием”, как неизбежный конец. Переход от культуры к цивилизации, по мнению О. Шпенглера, произошел в античности в IV веке и на Западе в ХIХ столетии. Эти идеи были изложены в 1918 году в основном труде О. Шпенглера “Закат Европы”. Теория общественного круговорота, или локальных цивилизаций и культур активно разрабатывалась и защищалась многими философами и историками еще с древности. Наиболее яркое воплощение ее идей нашли свое отражение у Н. Я. Данилевского (1822—1885 гг.), О. Шпенглера (1880—1936 гг.), П. А. Сорокина (1889—1968 гг.), А. Тойнби (1889—1975 гг.). У Шпенглера насчитывается 8 полностью осуществивших свои возможности культур: Египетская, Индийская, Вавилонская, Китайская, Аполлоновская (греко-римская), Магическая (византийско-арабская), фаустовская (западно-европейская), культура Майя. Шпенглер ожидал возникновение еще и русско-сибирской культуры. По его мнению, каждому культурному организму заранее отмерен определенный жизненный срок в одно тысячелетие. В своем развитии культура, как и любой живой организм проходит стадии: детства, юности, зрелости, увядания. Умирая, культура перерождается в цивилизацию, которая является противоположностью культуры. Все теории общественного круговорота рассматривают историю как замкнутые, независимые друг от друга локальные общественные образования.
68. Теории естественного детерминизма. Утверждение наличия главного фактора, влияющего на развитие общества. Географические условия: выход к морю, климат. К естеств детерминизму относится детерминация населения. К теории естественного детерминизма относится биологическая концепция.
69. Теории технического детерминизма. Техн детерм - распространенная на Западе философская концепция, согласно к-рой технические средства производства, т. е. машины, механизмы, компьютеры, роботы и т. д., а также научно обоснованные технологические знания представляют собой решающий фактор, однозначно определяющий все стороны общественной жизни характер и направление социального развития. В рамках Т. д. выделяются два крайних течения: технологический эвдемонизм, считающий, что прогресс в технике и технологии автоматически устраняет социальные противоречия и антагонизмы, неравномерное распределение богатства, культуры, а также технологический алармизм, видящий лишь негативные последствия этого прогресса: усиление социально-экономических противоречий, рост насилия над личностью. дегуманизацию общественной жизни и др. Т. д. во всех его проявлениях представляет собой неадекватную реакцию на совр. научно-техническую революцию. Он не учитывает, что техника и технология приводят к разным последствиям в различных социально экономических системах на различных стадиях их исторического развития
70. Мораль и эстетическое сознание. Эстетическое сознание. Эстетическое сознание - это та форма или часть общественного сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление о красоте: красивым признается здоровье, богатство, почет - словом, все то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в эстетическом, сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство того или иного предмета или состояния. Эстетическая память всегда предметна и конкретна, а художественная память также и образна. Эстетический вкус играет важную роль в эстетическом восприятии, как бы автоматически отбирая для памяти то, что отвечает эстетическим вкусам индивида, отбрасывая все, что противоречит ему. Еще одно специфическое свойство эстетического сознания - воображение. Оно обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном неизбежно возникновение образности, или конкретного представления. Воображение отражает, как правило, степень духовности личности. Следует выделить два наиболее общих уровня эстетического сознания: обыденное и научное. Первое из них - отражение действительности на эмоционально-чувственной ступени. Оно не оформлено в системе идей, тогда как второй уровень оформлен в ясных эстетических положениях, характеризуется обобщенностью и теоретичностью, поэтому и обладает большой познавательной силой, способной активно влиять на умы и чувства людей. Мораль - нравственность, один из осн. способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма обществ. сознания и вид общественных отношений. М. регулирует поведение и сознание человека во всех сферах обществ. жизни - в труде, в быту, в политике, в науке, в семейных, личных отношениях.
71. Политика и политическое сознание. Правовое сознание. Государство как политический институт. Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно ближе стоит к экономическому базису и выражает материальные и политические интересы субъектов. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни, т.е. с возникновением политической системы общества. Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно-практическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Это сознание нестабильно, ибо зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. Обыденное сознание противоречиво. С одной стороны, в нем содержится здравый смысл, а с другой, его выводы не всегда бывают справедливыми, т.е. его возможности ограничены. Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами. Государство - основной элемент политической структуры социально дифференцированного общества. Сегодня признано, что возникновение государства имело многофакторный, нередко ситуативный характер. Термином ‘’ государство’’ обозначается политический институт, который характеризуется следующими чертами: - отношение власти и подчинения; у государства есть масса возможностей - от закона и традиций до специальных органов принуждения, чтобы организовать и подчинить народ; - монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; - наличием законов и правом их применять; - стабильной и относительно универсальной структурой государственных органов, а именно а/ законодательные органы-парламенты/одно- и двухпалатные/, советы, съезды депутатов и пр; б/ исполнительные министерства , госкомитеты, органы правопорядка ; в/армия и органы госбезопасности; г/ государственная система информации ; д/ судебные органы . Но в разных странах неодинаковы избирательные системы , роль президента и парламента , судебных и правительственных органов .