Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на термины для экзамена (зачета) по "Философии"
МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных филос. направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического и объективного, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное лишь как свойство материи.
МЕХАНИТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - (противоположный материализму диалектическому), отрицающий качественное саморазвитие через противоречия, сводящий разнообразие форм движения к механическому движению.
СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ — форма материализма, отождествляющая материю с её непосредственными проявлениями в форме стихий.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ- философия марксизма-ленинизма, научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания.
ИДЕАЛИЗМ – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено.
ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – одна из основных разновидностей идеализма, в отл. от субъективного идеализма считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.
СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма, в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие к.-л. реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
Семинарское занятие 8.
Немецкая классическая философия
АПРИОРНОСТЬ (с лат. предшествующий) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. В XX веке считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они условны и относительны.
“ВЕЩЬ В СЕБЕ” - филос. термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (“в себе”), в отличие от того какими они являются “для нас” – в нашем познании. Наличие скрытого смысла вещи, нами неразгаданного.
ОБЪЕКТ - философская категория. Это есть то, на что направлена познавательная или другая деятельность субъекта.
СУБЪЕКТ – тот, кто познает, то есть носитель «разумной души».
ФЕНОМЕН - филос. понятие, означающее: 1)явление, постигаемое в чувств. опыте; 2)объект чувств. созерцания, в отличие от его сущностной основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания).
НОУМЕН (от греч. noumenon) - умопостигаемое в противоположность феномену, т. е. постигаемому чувствами; термин впервые употреблен Платоном
ИМПЕРАТИВ (лат. imperativus) — требование, приказ, закон. С появлением кантовской «Критики практического разума» императив — это общезначимое предписание, в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОСТЬ – понятие схоластической философии, обозначающее аспекты бытия, которые выходят за пределы ограниченного существования, эмпирического мира.
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ – основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим.
АБСОЛЮТНЫХ ДУХ – в философской системе Гегеля конечное звено развития духа, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию.
Семинарское занятие 9.
Марксизм. Прагматизм. Позитивизм. Экзистенциализм. Фрейдизм. Структуализм. (19-20 вв)
ВОЛЮНТАРИЗМ – идеалистическое направление в философии, рассматр. волю в качестве высшего принципа бытия (в отличие от рационализма, интеллектуализма, у которых на первом месте разум, интеллект).
ГЕРМЕНЕВТИКА (с гр. — истолкование текстов или искусство перевода, объяснения). В XX в. герменевтикой называют учение о понимании, о научном постижении наук о культуре, философская герменевтика определяет превосходство понимания и интерпретации над объяснением.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ – обозначение идеалистического течений в философии, кот. ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер бытия
ИНТУИТИВИЗМ – идеалистическое течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания (разновидность иррационализма)
ОТЧУЖДЕНИЕ (с нем.) — одна из наиболее обсуждаемых проблем философии XX века. Понятие отчуждения раскрывает положение человека в современном мире, когда его судьба не зависит от его собственных усилий, само существование бессмысленно, основано на одиночестве и потере собственного "подлинного Я". Это особая форма взаимоотношений человека с окружающим его миром.
ПОЗИТИВИЗМ (с лат. устойчивый, положительный) — философская школа, основанная О. Кантом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте и претендующая на "снятие односторонностей" материализма и идеализма.
ПРАГМАТИЗМ – субъективно-идеалистическое философское учение. Философия – не размышление о первых началах бытия, а общий метод решения проблем, встающих перед людьми в разл. жизн. ситуациях, в процессе их практич. деят-сти, протекающей в непрерывно меняющемся мире.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ (с дат.) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущности человека и по-разному определяющего эту сущность.
ПРАКТИКА – материальная, чувственно-предметная деятельность человека.
ФОРМАЦИЯ - общественный строй: первобытно - общинный
(первобытный коммунизм), феодализм, капитал
БАЗИС и НАДСТРОЙКА (греч. basis — основание) — основные
понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие
структуру "общественно-
МАХИЗМ - «критика опыта» - субъективно-идеалистич.
направление в философии и методологии
науки, основанное в нач.20 в. Махом и Авенариусом.
НЕОПОЗИТИВИЗМ - философское те
ПОЗИТИВИЗМ (с лат. устойчивый, положительный) — философская школа, основанная О. Кантом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте и претендующая на "снятие односторонностей" материализма и идеализма.
СТРУКТУАЛИЗМ — направление в философии XX века, как и герменевтика, непосредственно связанное с развитием гуманитарного познания.
ИНТЕНЦИАЛЬНОСТЬ (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет.
Семинарское занятие 10.
Русская философия 19-20 вв.
ЗАПАДНИКИ – представители одного из направлений рус. общественной мысли 40-х гг. 19 в. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по “западному”, т. е. буржуазному, пути. В середине 40-х гг. в московский кружок 3. входили Герцен, Грановский, Огарев. В. Боткин, Кавелин., Н. Кетчер, Е. Корш и др. Тесную связь с кружком имел Белинский, а также И. Тургенев, П. Анненков, И. Панаев и др.
ВСЕЕДИНСТВО – одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность всех его элементов.
КОСМИЗМ – специфическое мировосприятие, умонастроение, основанное на вере в органическое единение человека и Вселенной.
КОСМОС – (греч. kosmos) – понятие древнегреческой философии, в котором выражено представление о мире как упорядоченном, рационально организованном, одушевленном целом. Космос противоположен хаосу как неопределенному, бесформенному состоянию мира. Введен термин Пифагором. Подробно описывается Платоном в «Тимее».
СЛАВЯНОФИЛЫ — направление рус. общественной мысли и философии 1840—1850-х гг., представители которого протестовали против односторонней подражательности Западу и поставили своей задачей отыскать «начала русского просвещения», отличные от «просвещения западного».
ОБЩИНА – первичная социальная форма первобытнообщинного сторя, сохраняющаяся в течение долгого времени и в классовом обществе.
ЕВРАЗИЙСТВО — социально-философское учение, идейно-политическое движение р
Субъективный
идеализм И. Г. Фихте
и объективный идеализм Ф. Шеллинга
Поставленные
И. Кантом проблемы первым в немецкой
классической философии попытался решить
И. Г. Фихте
(1762—1814). Фихте ставит перед собой задачу
преодолеть
кантовский дуализм теоретического и
практического ра-
зума, «вещей в себе» и явлений. Кантовский
принцип авто-
номии воли, согласно которому практический
разум сам
дает себе закон, превращается у Фихте
в универсальное
начало всей его системы. Из принципа практического
ра-
зума — свободы он стремится вывести и
теоретический
разум — познание природы. Познание в
системе Фихте
представляет собой лишь подчиненный
момент единого
практически-нравственного действия.
Таким образом, фи-
лософская система Фихте строится, прежде
всего, на при-
знании активной практически-деятельной
сущности человека. «Все мое мышление
должно иметь отношение к мо-
ей деятельности, оно должно признавать
себя средством,
хотя и отдаленным для этой цели, без этого
оно — пустая
бесцельная игра, трата сил и времени...»,
— писал он в ра-
боте «Назначение человека» (СПб., 1905. —
С. 72). Исходное понятие системы Фихте—«Я».
«Я» утверждает себя в качестве такового
в акте самосознания. «Я» Фихте основывается
не на акте мышления, а на волевом
усилии, действии. «Я» есть волевое, действующее
сущест-
во. В своем стремлении преодолеть дуализм
Канта, Фихте
делает шаг в направлении идеи тождества
мышления и бы-
тия. Он стремится найти общее основание
для духовного
мира «Я» и окружающего человека внешнего
мира. Такая
постановка вопроса поставила перед ним
задачу вывести
из «Я» существования и все определения
«не — Я».
Фихте
осознает противоречивость понятия
«вещи в
себе», с одной стороны, предусматривающей
существова-
ние независимого от сознания объективного
мира, а с дру-
гой — предполагающего отражение этого
мира в сознании
субъекта. Поэтому он отказывается от
этого понятия. В ре-
зультате, философская система Фихте получает
форму
последовательного субъективного идеализма.
По учению
Фихте, из «чистого Я», трансцендентальной
апперцепции
должна быть выведена не только форма
знания, но и все
его содержание, т. е. естественный мир.
А это значит, что
кантовский трансцендентальный субъект
превращается в
абсолютное начало всего существующего,
в «абсолютное
Я», из деятельности которого, по Фихте,
должна быть объ-
явлена вся полнота реальности; весь окружающий
чело-
века мир — «не — Я».
Фихте подчеркивает приоритет
человеческого субъ-
ективно-деятельностного начала над природой.
Природа,
по Фихте, существует не сама по себе, а
ради чего-то дру-
гого, а именно для того, чтобы создать
возможность само-
реализации «Я». Деятельный субъект «Я»,
преодолевая
сопротивление природы, развертывает
все свои определе-
ния, то есть наделяет ее своими характеристиками.
Тем
самым предметная сфера человека отказывается
продуктов его деятельности
В конечном счете «Я» осваивает «не— Я» и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.
Такая постановка вопроса потребовала
от Фихте кон-
кретизировать понятия «Я». С одной стороны,
«Я» — это
конкретный индивид, с присущей ему волей
и мышлени-
ем, а с другой стороны — «Я» -— это человечество
в целом,
т. е. «абсолютное Я». Взаимоотношения
индивидуального
«Я» и «абсолютного Я» характеризует,
по Фихте, процесс
освоения человеком окружающей среды.
Индивидуальное
и абсолютное «Я» Фихте, то совпадают и
отождествляют-
ся, то распадаются и различаются. Эта
пульсация совпа-
дений - расхождений составляет основное
ядро диалекти-
ки Фихте, движущей принцип его системы.
Идеал всего
движения, развития состоит в достижении
совпадения ин-
дивидуального и абсолютного « Я ». Однако
достижение это-
го идеала полностью невозможно, ибо привело
бы к пре-
кращению деятельности, которая, по Фихте,
абсолютна.
Поэтому вся человеческая история — лишь
приближение
к идеалу.
Перед Фихте также встала проблема,
откуда берут-
ся другие «Я». И он ее решает на основе
правового принци-
па признания «Я», как гражданин государства
признает
существование других «Я». Наличие множества
свобод-
ных индивидов служит, по Фихте, условием
возможности
самого «Я» как разумного свободного существа.
Идеи Фихте развил дальше его
младший современ-
ник Ф. Шеллинг (1775—1854) В учении Шеллинга
преодо-
левается противопоставление мира природы
как мира яв-
лений, и мира свободы как субъективного
деятельностного
«Я» на основе учения об их тождестве,
т. е. тождества субъ-
екта и объекта, точке «безразличия» их
обоих. Однако ос-
тается задача, как из этого первоначального
тождества
вывести все многообразие определений
этого мира. Шел-
линг рассматривал возникновение таких
определений как
«творческий акт», который, будучи непознаваемым
для
разума, является предметом особого рода
иррационально-
го познания — интеллектуальной интуиции,
представляющей собой единство сознательной
и бессознательной де-
ятельности. Такая интуиция, по Шеллингу,
недоступна
всем смертным, а дана только особо одаренным
людям, ге-
ниям. Интеллектуальная интуиция,
по Шеллингу, — выс-
шая форма философского творчества и служит
тем инст-
рументом, на основе которого возможно
саморазверты-
вание тождества.