Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Маркс вводит в  философию сферу практически-преобразовательной деятельности людей, которой философы раньше не интересовались. Эта практическая деятельность - прежде всего переработка природных предметов для производства нужных для жизни людей материальных благ, а затем революционная борьба ради изменения самого общества - и есть, по Марксу, самый важный вид деятельности, от которого так или иначе зависят все остальные.

Общество - некая  целостность, способная к саморазвитию. Его различные части должны так  или иначе соответствовать друг другу. Такое соответствие в принципе существует между производительными  силами и производственными отношениями. Смену формаций в обществе Маркс объясняет тем, что развиваются производительные силы, нарушая соответствие между собой и производственными отношениями, откуда вытекает необходимость изменения этих отношений, а за ними и других, «надстроечных» отношений, то есть всего общества. И так как изменения затрагивают интересы различных классов, оно совершается в ходе классовой борьбы, в ходе революции, где одни классы выступают как прогрессивные, а другие - как консервативные или реакционные. «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». По Марксу новое общество выводится из противоречий самого общества на данном этапе его развития, и прежде всего из противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

 

Не игнорируя философию и не перечёркивая значение науки, марксизм заявил о себе как концепция познания общественного развития и разрешения проблем классического капитализма. В мировоззренческом плане это система взглядов пролетариата на мир и на своё отношение к миру. Возник марксизм в 1840-е годы как теоретическое отражение кризиса классического капитализма и обоснование исторической миссии пролетариата. Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм. Основоположниками философии пролетариата явились Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). В сложившемся творческом тандеме публицист Энгельс очерчивал проблемную ситуацию, а фундаменталист Маркс теоретизировал её. Исследуя положение рабочего класса, Маркс и Энгельс показали, что капитализм, утвердившись и показав своё превосходство над феодализмом, не только не преодолел, но и усилил противоречие между общественным характером труда и частнособственническим присвоением его результатов. Это противоречие постоянно воспроизводило социальную напряжённость. Марксизм попытался осуществить анализ капитализма и обосновать необходимость его замены более прогрессивным строем. С одной стороны, труд - это средство освоения природы и удовлетворения потребностей. С другой стороны, труд - это изнурение тела и духа. При определённых общественных отношениях человек теряет способность к творчеству, к тому, что делает его человеком, превращаясь из субъекта деятельности в средство деятельности. В результате возникает отчуждение труда и его результатов, превращение их в самостоятельную силу, господствующую над рабочим и враждебную ему. Анализ отчуждённого труда предопределил материалистическое понимание истории. Маркс вскрыл сущность господства частной собственности и исследовал феномен тройной фетишизации товара, денег и капитала. В условиях господства частной собственности персонифицируются общественные отношения и деперсонифицируется человек. В «Экономическо-философских рукописях» 1844 года Маркс рассмотрел коммунизм как средство упразднения отчуждения и возвращения человеку его человеческой сущности. Не как самоценность, а как средство подготовки общества гуманизма, свободной ассоциации свободных индивидов. В своей первой форме коммунизм протестует против частной собственности, превращая её в государственную, а всех людей делая рабочими. В качестве идеала выступают бедность и уравниловка. Во второй форме коммунизм заявляет о себе политическим характером и проявлением зависти по отношению к частной собственности. Лишь в третьей форме возможно не только упразднение отчуждения, но и возврат человеку его человеческой сущности. Эта форма коммунизма может стать реальностью только в случае, когда общество обретает способность стать «по ту сторону материального производства», где идеалу собственности противостоит идеал свободного человека. Проследив эволюцию частной собственности от условия самовыражения человека до господства над человеком, Маркс сделал вывод о том, что частная собственность, порождая пролетариат, создаёт предпосылки собственного упразднения. Пролетариат, выполнив своё историческое назначение, упраздняет самого себя. Будучи современником острейшей классовой борьбы, Маркс видел единственное и эффективное средство уничтожения причин эксплуатации человека в революции. После выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» прошло почти 150 лет. Капитализм приблизился к более свободному образу жизни своих граждан, ослабив тотальность отчуждения. Хотя глобальные проблемы свидетельствуют, что этому обществу ещё далеко до гармонии в системе «человек - общество - природа» и уровня, когда индивид выступает субъектом деятельности. Гуманистическая направленность философии марксизма сохраняет значимость и сегодня. 

 

20.Основные характеристики русской философии XIX – начала XX вв.

Отечественной философской мысли присущи некоторые  общие признаки.

1. Отечественная  философия тесно связана с  общественно-политической деятельностью,  с художественным и религиозным  творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые.

2.  Отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии.

3.  Особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична.

4. С проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична.

5. Русская философская  мысль этически ориентирована,  о чем свидетельствует нравственно-практический  характер решаемых ею проблем,  большое внимание к внутреннему  миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.

Философия, в  ее подлинном смысле слова, возникла в России в ХIХ веке. Даже XVIII век (век М. В. Лсмоносова и А. Н. Радищева) — в значительной мере еще подготовительный, потому что русская мысль до Чаадаева и славянофилов во многом еще лишь следовала за мыслью европейской, еще искала свою тему, свою тональность, свой голос ее выражения. В классическом, золотом для русской культуры XIX веке Россия уже не только училась у Запада, но и учила его. Страна Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Вл. С. Соловьева становилась поистине духовным лидером человечества.

Полнота жизни  — это и есть краеугольный камень вершинного завоевания русской философской мысли: — идеи, или учения, всеединства. Русская философия — душа русского народа, со своими идеалами и ценностями, очень далекими от прагматизма и утилитаризма западной культуры. Философскую установку Запада четко выразил Спиноза: не плакать, не смеяться, а понимать! В полную противоположность такому крайнему рационализму русская философия (русская духовность) утверждала — устами старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского — невозможность постижения Истины без любви: высшие откровения духа даются только любящему сердцу.

И это не чувственная  любовь (как у Фейербаха). Это духовная любовь — именно она отличает человека от всех живых тварей земли. Именно она придает нашему сознанию цельность  и полноту.

Классическая  русская философия, как и классическая русская литература, антибуржуазна. «Близорукость» и «утопизм» тех, кто искал альтернативу капитализму, был в то же время дальновидным провидением более глубокой исторической сущности: антигуманного, безнравственного, антиэстетического, а потому по необходимости и «неистинного», преходящего характера западноевропейского, т.е. буржуазного, типа развития. Отстав от российской действительности, русская философия намного ее опередила. В программе Всеединства и Цельного знания был прочерчен путь, который мог и должен был пересечься с основной магистралью европейской мысли, но не слиться с ней, а сохранить свой голос в этом дуэте. Это был голос Любви и Добра, не заглушающий, но и не заглушаемый западным голосом — Воли и Разума.

Особое место  во второй половине XIX века занимает религиозная философия. Один из ее представителей К. Н. Леонтьев (1835-1891) предлагал ужесточить религиозные требования к человеку, настаивал на внедрении "византизма" в качестве социального идеала и на сохранении монархии, православия в качестве суровой аскетической веры и, наконец, поземельной общины.

Основные тенденции  русской религиозной философии XIX века впитала в себя философия  В. С. Соловьева (1853-1900). Социальный идеал  Соловьева - свободная теократия  или вселенская церковь, объединяющая православие, католицизм и протестантизм и утверждающая тем самым конечную стадию истории - богочеловечество. Выдвигая и отстаивая идею всеединства, синтеза веры и знания, науки и религии и т. д., Соловьев выступил против тезиса Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием. Он призывал не только видеть и выявлять зло, но и противостоять ему.

 

21.Основные идеи в философии В. Соловьева (Богочеловечество, Всеединство, София).

В.С Соловьев  (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий  (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».

Окружающий мир  по С не может рассматриваться  как совершенное создание, непосредственно  исходящее из воли одного божественного  художника. Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа., которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности.

Механизм сближения  Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом, воплощение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. Ис. Хр. открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке бог.

 

22.Идеи свободы и творчества в философии Н. Бердяева.

Философия Н. А. Бердяева – совокупность нескольких независимых друг от друга идейных  комплексов: идеи свободы; идеи творчества и объективации; идеи личности; идеи метаисторического эсхатологического смысла истории.

Бердяев в своем  творчестве различает мир призрачный и мир подлинный. Мир призрачный, посюсторонний – мир эмпирический, социальный, мир, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство. Здесь  человек подчинен необходимости, общеобязательным формам жизни. Человек становится объектом, обезличивается, отделяется от мира, теряется, отчуждается от самого себя. Вначале человек был рабом природы, потом стал рабом государства, национальности, класса, теперь он становится рабом организованного общества и техники, рабом машины.

Мир подлинный  – это идеальное бытие, где  царствует любовь и свобода, где  признается преимущество личного начала перед социальным целым. Именно во внутреннем мире человека коренится потенциал духовной свободы. Задача человека – освободить свой дух, «выйти из рабства в свободу», из вражды призрачного мира «в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способности, которую имеет только человек как созданный по образу и подобию Бога-творца.

Смысл жизни  и назначение человека состоит не в спасении, а в творчестве, творчестве себя самого, своей жизни, творении мира. Для этого и дарована человеку свобода. Но свобода возлагает на человека ответственность за свою судьбу и за судьбу всего мира. Таким образом, свобода, творчество и ответственность в творчестве Бердяева неразрывно связаны.

Главная проблема философии Бердяева – смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом. Смысл бытия обнаруживается в смысле собственного существования. Осмысленное существование – это существование в истине, достижимое человеком на путях спасения (бегства от мира) или творчества (активного переустройства мира культурой, социальной политикой). 

«Персоналистическая революция», к которой стремился философ, «означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости, освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному… духовному миру». 

Бердяев убежден, что свобода трагична: если она составляет сущность человека, то, следовательно, она выступает как обязанность; человек порабощен своей свободой. Само состояние выбора может давать человеку чувство угнетенности. «Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем». «Свобода пораждает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание… И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя». 

Философия свободы есть философия богочеловечества. Христианство есть не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке. Для Бердяева эта идея неразрывно связана с творчеством, в котором человек усыновляет себя Богу. Присущая человеку способность к творчеству божественна. Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Творчество – это цель жизни человека на земле – то, для чего Бог создал его.

 

23.Неклассическая  европейская философия ХIХ века (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше).

Неклассическая философия 19 века — этап развития философской  мысли, непосредственно предшествующий современной философии.

Одной из основных характеристик этого периода философии стал иррационализм — представление о том, что решающий фактор в познании; поведении людей, мировоззрении и истории не разум, не рациональное начало, а иррациональное (бессознательное).

Центральными аспектами  духовной жизни становятся воля, чувство, интуиция, бессознательное, воображение, инстинкт и т. п. Представители иррационализма — А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др.

Жизнь - это органическая целостность и творческая динамика бытия.. Жизнь находится в процессе непрерывного становления. Ее нельзя познать рациональными, односторонними методами науки. Жизнь для человека - предмет переживания. Неуправляемость жизни не становится фактором пассивности человека. Он стремится выйти за границы своего бытия, прежде всего социального, возвыситься над собственной судьбой.

Философия А. Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр (1788-1860) — немецкий философ, один из первых представитей иррационализма. Шопейгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разума. Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного существа, а именно — человека. Она представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего. Особенность его учения — волюнтаризм. Воля — это начало любого бытия, она порождает явления, или «представления».

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»