Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 14:45, шпаргалка
Понятие мировоззрения и философского мировоззрения
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.
Телеологизм Аристотеля - в его учении о перводвигателе. Движение вечно, след. должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. «Первый двигатель» - сам есть энергия, чистая деятельность. Не обладает материей, в нем нет костного, он есть чистая форма – цель.
Душа - форма по отношению к материи. Ей обладают только растения, животное и человек. Растительная душа ведает функциями питания роста и размножения. У животных прибавляется способность желания. Разумной душой обладает лишь человек. Разум не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Аристотель разделял добродетели на два главных вида: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые).
22) Метафизика Аристотеля
Аристотель (384 до н. э. - 322), древнегреческий ученый, философ, учитель Александра Македонского, ученик Платона.
Он перенес акцент с идеи на форму. Форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная – сущность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая – во имя чего совершается действие.
«Метафизика» - собрание четырнадцати книг Аристотеля разнородного содержания.
Сквозная тема книг "М." - критика различных взглядов предшествующих философов, как учений, которые не могут быть использованы в виде теорий о «сущем как таковом». Проясняется значение многих понятий: тождество, качество, соотнесенное, часть, целое и т.д. «Исследование начал умозаключения также есть дело философа, т.е. того, кто изучает всякую сущность вообще».
Существуют три вида умозрительного знания: физика, математика и первая философия. Физика изучает сущее, которое способно двигаться. Предмет математики - сущее, которое не способно двигаться. Определения математики предполагают некий субстрат. Только первая философия изучает неподвижное и самостоятельно существующее. Она есть также наука о сущности, т.е. о сути бытия вещи. Основное же определение философии таково: "наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе".
Единичное бытие - синтез материи и формы. Материя – это возможность бытия, а форма - осуществление этой возможности, акт. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Выходит, что форма – это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.
Сущее как таковое имеет первые причины, которые должен постигать философ, раскрывая суть бытия вещей. К первым причинам, по Аристотелю, относятся: форма, материя, начало движения и цель. Форма представляет собой сущность чувственно воспринимаемых вещей как действительных. Материя - это сущность чувственно воспринимаемых вещей в возможности. Состоит материя из элементов - предельных частей, на которые делимы тела по виду. Элементов четыре: огонь, воздух, вода и земля. Светила совершают непрестанное движение потому, что возможность противоречащего их круговому движению отсутствует, а значит, они лишены материи. Если в сущности, способной к возникновению, содержится начало движения, то такая сущность называется природой.
Природа - то, из чего и сообразно с чем нечто возникает. Возникновение происходит из состояния лишенности. Поэтому для возникающих сущностей основными считаются три причины, или начала: материя, форма и лишенность. Последние два начала образуют "противоположение". Началами для цвета будут соответственно поверхность, белое и черное, для дня и ночи - воздух, свет и тьма.
Основное начало для вечных сущностей - деятельность. Этой сущностью является ум или Бог, т.е. такое движущее, которое не нуждается в том, чтобы его самого приводили в движение. "Бог есть вечное, наилучшее живое существо". Неоплатоники, средневековые схоласты, философы Нового времени во главе с Гегелем - все они так или иначе обращались к творческому наследию Аристотеля и черпали свое вдохновение в книгах "М."
Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулировало развитие С.Ф => Философия пишется с точки зрения церкви
Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.à Средневековая мысль всегда теоцентричнаà всё сущее определяет Бог.
Идея креационизма: Источник всего сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный дар Бога.
Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризма, человек был важен как часть целого. В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподобляться Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).
Средневековая философия филологична по своей сути, так как отталкивается от Библии
мир средневековья –
мир дуалистичный (духовенство
Основные черты исторического периода:
Социальная неоднородность, появление люмпенов (бродяги, нищие, уголовные элементы)
Экономический хаос в результате варварских набегов
=> Империя нуждалась в религии, способной сплотить различные социальные слои (все равны перед Богом).
Апологетика II – III вв |
Период утверждения христианства. Церковь ещё гонима. Задача: показать нелепость языческих верований. Возникает догмат о триединстве Бога. Основная проблема: отношение веры и разума. |
Тертуллиан, Климент Александрийский | |
Патристика IV – X вв |
Святость жизни, ортодоксальность учения, признание церковью. |
вост |
западная |
Григор. Нисский, Вас. Кесарийский |
Аврелий Августин, еп. Кетарена. | ||
Схоластика (от лат. Школа) XI – XIV вв |
Возникают учебные заведения,
предпринимаются попытки |
Иоганн Скотт Иреугена , Ансельм Кетеркерийский, Пьер Абельяр, Фома Аквинский |
Раннее средневековье - становление Христианской догматики в условиях формирования европейского государства. В условиях жесткого диктата церкви философия была объявлена «служанкой богословия». Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля=> формирование идеи двух истин: разума и веры). Еще в 5 веке было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству, и некоторые христианские идеологи склонялись к ней, другие же отрицали. Так возникла литература апологетов(защитников христианства), а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства.
Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия , но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако , наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика иррациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов.
Склонна к софистике и догматизму.
24. Философские идеи Нового Завета
-отношения, в которых
состоят Бог и человек,
-Информация, исходящая от Бога, принимается субъектом безоговорочно как абсолютный критерий человеческого поведения и познания, принимается на веру, т.е. она для человека абсолютно убедительна. Бог — и соответственно Ветхий Завет, Новый Завет, писания святых — открывает человеку тайны мира и божественную волю, человек обязан верить Богу. Иного не дано.
Концепция откровения и веры имеет два, казалось бы, противоположных по содержанию источника. 1).Один ориентирует на сверхчувственную реальность, идеальное => не может быть эмпирическим и вообще непосредственно познаваемым. 2). Другой источник настаивает на неопосредованности откровения. Откровение столь же неопосредовyано, как и чувство.
- изречение Тертуллиана "Верую потому, что абсурдно". Здесь отрицается сама необходимость рационального осмысления откровения.
- в XI в. Анселъм приходит к формуле "Верю и понимаю
- в XIII в. Фома Аквинский стремится достичь гармонии между верой и разумом, но при приоритете веры. Соединить мысль и чувство оказывается очень непростым делом, их часто разводили, приходя к концепции двойственной истины.
- Ибн Рушд считал, что истинное в философии и науке может быть ложным в теологии и наоборот. Концепция двойственной истины обычно используется для автономного развития теологии и религии, философии и науки. В средние века эта концепция использовалась для борьбы с суевериями и засильем церкви.
- напряженность религиозной жизни - необходимости трансформации религиозных установок в правила поведения, в практическую философию. Есть возможность сослаться на авторитеты, на откровения, следуя Нагорной проповеди Христа, где он говорил: "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец небесный".(не убей, не прелюбодействуй, возлюби ближнего своего и врага, делай другим, что хотел бы, чтобы они делали тебе, и т.п.) За грехи священник назначает наказание, человек выполняет- примиряется с Богом, но собственное Я задействовано слабо!
- Переворот: открытие индивидуальности морального поведения человека (Абеляр). В последние века средневековья покаяние, все связанные с ним страдания и слезы - результат напряженной внутренней духовной жизни субъекта. Это были отнюдь не рядовые правила поведения, а достижение высоконравственных идеалов.
Вывод: Христианство принесло новые нравственные принципы. Список этих принципов не оставался неизменным, что-то отвергалось, что-то видоизменялось, число критиков христианства росло, но на почве непредвзятого анализа нельзя не признать, что субъективизация духовной жизни человека и выработка на этой основе нравственных принципов — огромный шаг вперед в понимании человека и общества. Средневековые философы — в соответствии с содержанием Нового Завета — при осмыслении общества ставили на первое место нравственность, точнее, нравственные принципы.
Идеи:
Книги
Б. – Ветхий Завет (13до н.э. – 1в.);
Новый Завет (1-2 в.нэ.).
25. Основные
принципы средневекового
Основные принципы средневековой философии (отражают принципы средневекового мышления):
26. Философия патристики (Августин): проблема веры и знания
Патристика - христианское богословие, 2–8 вв.
Аврелий Августин (354–430 гг.) – представитель патристики. Родился в Северной Африке, получил классическое образование в Карфагене, преподавал риторику. Семья А.А. была языческой(отец) и христианской(мать) одновременно. До 33 лет шел по стопам отца, в 33 года принял христианство. Лишен должности преподавателя риторики, изгнан за принятие христианства. Был великолепным логиком, что позволило ему стать выдающимся философом.