Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 16:12, шпаргалка
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы.
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией.
5. Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.
6. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая, ее основные школы.
7. Натурфилософские школы ранней греческой философии.
8. Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские учения Платона и Аристотеля.
9. Основные принципы философского мировоззрения Средневековья. Философская проблематика периодов патристики и схоластики.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ
1. Мировоззрение,
его структура и исторические
типы. Специфика философского
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы.
3. Основные
разделы философии и их
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией.
5. Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.
6. Рационально-практическая
и этико-административная
7. Натурфилософские школы ранней греческой философии.
8. Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские учения Платона и Аристотеля.
9. Основные
принципы философского
10. Формирование
новых принципов культуры
11. Научная революция ХVII в. и гносеологическая направленность философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм как ее методологические программы.
12. Основные темы философии Просвещения: разум, человек, общество. Социально-политические учения английских и французских просветителей.
13. Классическая немецкая философия. Трансцендентальная философия И. Канта.
14. Абсолютный
идеализм и диалектический
15. Предпосылки возникновения и особенности неклассической философии ХIХ в. Критика классической традиции в учении Л.Фейербаха, позитивизме О. Конта, «философии жизни».
16. Переосмысление
классического наследия в
17. Антропологическое
направление в современной
18. Социально-критическое
направление в современной
19. Сциентистское
направление в современной
20. Структуралистское
направление в современной
21. Основные
темы и особенности
22. Становление национального самосознания и философия Беларуси в XVI-XX вв.
23. Основные
направления и проблематика
24. Метафизика и онтология как стратегии познания бытия. Категории «бытие», «небытие», «субстанция», «материя». Системная организация материального мира.
25. Движение
как атрибут бытия. Диалектическая
и синергетическая модели
26. Пространство
и время как атрибуты бытия,
их субстанциональная и
27. Понятие
природы, специфика ее анализа
в философии и науке. Современные
научные концепции
28. Природа
как среда обитания человека.
Исторические типы
29. Образы человека в классической и неклассической философии. Антропосоциогенез.
30. Человек как личность. Теории личности. Свобода и отчуждение личности.
31. Модусы человеческого бытия (труд, любовь, игра, забота, счастье, страдание и др.) и проблема его смысла. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке.
32. Проблема
сознания и основные
33. Генезис сознания. Сознание как особый тип отражения, его основные функции и сущностные черты. Структура сознания.
34. Понятие, функции, виды, иерархия ценностей. Проблема ценностного выбора человека в меняющемся мире.
35. Деятельность
как способ бытия человека. Структура
и основные виды деятельности.
Практика как материально-
36. Гносеология
как философское учение о
37. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания.
38. Познание как постижение истины. Основные философские концепции истины. Критерии истинности знаний в современной науке.
39. Понятие науки. Специфика научного познания. Роль науки в обществе. Этика науки и проблема социальной ответственности ученого.
40. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.
41. Понятие метода и методологии. Общелогические, эмпирические и теоретические методы научного исследования. Основные формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, теория.
42. Предмет, проблемное поле и функции социальной философии. Основные исследовательские программы в обществознании.
43. Общество
как сложноорганизованная
44. Специфика социальных законов. Проблема источников исторического процесса. Факторы социальной эволюции. Субъекты и движущие силы истории. Основные типы социальных изменений.
45. Предмет
и проблематика философии
46. Предмет
политической философии. Понятия
политики и власти. Релятивистско-прагматический
и этический подходы к
47. Взаимосвязь политики, права, идеологии. Понятие права. Предметное поле философии права. Понятие и функции идеологии. Социально-философские основы ведущих политических идеологий.
48. Понятие и функции культуры, ее основные философские модели и типы. Субкультура и контркультура. Взаимодействие национальных культур.
49. Понятие
цивилизации, ее типы и уровни.
Противоречия современной
50. Понятие техники и техносферы. Основная проблематика философии техники. Идеологии сциентизма, технократизма, антисциентизма. Проблема гуманизации техносферы.
51. Характер
и типология глобальных
52. Сущность современной глобализации и ее социокультурные последствия.
1. Мировоззрение, его исторические
типы. Специфика философского
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции и программы поведения людей. Мировоззрение – очень важная часть человеческого сознания, и формируется оно у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.
Структура мировоззрения. Это сложное, интегральное образование, в котором принципиально важны связь следующих его компонентов.
1. Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают научными, профессиональными, повседневно-практическими.
2. Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.
3. Эмоции - субъективная реакция
человека на воздействие
4. Воля - способность к выбору
цели деятельности и
5. Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие их жизненным интересам. Убеждения - это знания, соединённые с волей. Они становятся основой поведения личности, общественных групп, наций, народов.
6. Вера - это степень доверия
человека к содержанию
7. Сомнение - критическое отношение
к каким-либо знаниям или
Основой мировоззрения являются знания. В зависимости от их системности и глубины выделяют обыденный, профессиональный и теоретический уровни мировоззрения.
1. Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые широкие слои общества. Его нередко называют «житейской философией». Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью.
2. Более высокой
разновидностью мировоззрения
3. Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских и научных взглядов предъявляется требование доказательства.
Исторические типы мировоззрения. Предпосылками философского мышления были мифологическое и религиозное объяснения мира.
Миф — это мировоззрение древнего общества, которое соединяет реальность и фантазию. Многие мифы заключают в себе поиски ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии и человеческой судьбе. Это была первая попытка обобщить все многообразие явлений и дать им универсальное объяснение.
Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В отличие от мифа и религии в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.
Специфические черты философского мировоззрения:
1. Это взгляд
на мир с позиций
2. В философии
сформировался свой четкий
3. Философия
логична и доказательна. Положения
философии не просто
4. Философия
- рефлективный тип
5. Важный
принцип философии - свободомыслие.
По самой своей природе
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
2. Предметное самоопределение
философии и ее
Философия (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Впервые термин «философ» употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор в 6 веке до н.э. по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.