Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
1. Понятие мировоззрения
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И, чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира. Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей. Это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания, совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека.
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
Мифологическим мировоззрением называется такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях либо на художественно-эмоциональном переживании мира. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной, формой мировоззрения. Мифология возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Что касается религиозного мировоззрения: основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку возвысить себя до чего-то абсолютного, вечного. Религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
Последний исторический тип мировоззрения – философия. На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы. Философия – мировоззренческая форма сознания.
2. Философия и мировоззрение
Философия как тип мировоззрения смотрит на мир в качестве рефлексии.
Мировоззрение содержит 3 элемента:
-Мироощущение- эмоционально психологическая сторона. ощущение
-Мировосприятие- восприятие образов мира
-миропонимание- познавательно- интеллектуальная сторона мировоззрения
Первично миропонимание. оно определяет мировоззрение.
мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же ориентирована на раскрытие наиболее общих принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, методов и форм познавательной и практической деятельности человека. с помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности и теоретичности. философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, почерпнутые из многих источников - из религии, из обыденного познания, из науки и др. Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире и для чего он живет.
Мировоззренчиский принцип-принцип эпохи,определяющий умонастроение, базовые ценности, взгляды всех людей в данную эпоху в культуре.
*космоцентризм *теоцентризм (ничто есть мир) *антропоцентризм(бытие есть мысль)
3.Предмет и задачи философии.
Проблему предмета философии целесообразно рассматривать в ходе её исторического развития. Для этого необходимо обращение к основным вехам философии. Таким как, натурфилософии, античной классики (Сократ, Платон, Аристотель), средневековой философии, философии Нового времени и основным философским направлениям современности (марксизм, позитивизм, неопозитивизм).
Первые древнегреческие философы предметом изучения делали природу, рассматривая проблемы возникновения и строения мира. Они искали первооснову всего сущего, из которой все возникает, и в которую все превращается. Поворот от космоса к человеку совершил Сократ, который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти и др. С тех пор философия ставит перед собой задачу – исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении. Предназначение философии – создание целостного миропонимания. Объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе категорий и законов.
Философия является интегратором всей культуры. Она ориентирована на раскрытие следующих основных проблем:
1. Отношение мира и человека
2. Место человека в этом мире
3. Его предназначение.
4.юридическое мировоззрение
Юридическое мировоззрение сегодня (как, впрочем, и в прошлом) — это целый ряд направлений и школ, которые объединяет общая установка — признание первостепенной роли права в жизнедеятельности и эволюции общества.
Суть юридического мировоззрения состоит в том, что его представители смотрели на государство и право человеческими глазами. Они выводили их содержание из разума и опыта, а не из теологии (Богосло́вие, или теоло́гия — совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога. Они стремились обосновать господство буржуазии прежде всего ссылками на законность и правопорядок.энгельс называл юр мировоззр «классическим мировоззр буржуазии» юр мир абсолютизировало правовую форму общ отн . складывалось ф ходе борьбы буржуазии против феодальных отн и абсолютизма. В период становления капитализма существенно возросла роль права как в экономике, так и в политике, что также способствовало упрочению Юридическое мировоззрение. Хотя Юридическое мировоззрение подчёркивало важность правовых начал и законности в жизни общества, выступало с антифеодальным требованием «заменить правление людей правлением закона», оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития.
5.структура и назначение философии
Кант трактует философию как учение о единении истины, добра и красоты, что значительно расширяет ее узкорацианальное понимание, как только теории или методологии научного познания, которые высказывались вначале просветителями, а потом позитивистами. Аристотелем были обобщены и сгруппированы разделы философии таким образом:
1) теоретическая философия, ее цель - знания ради знания(делиться на: А) физическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть субстанциально) и двигается; Б) математическую, ее предмет - то, что существует отдельно (то есть абстракция) и есть недвижимым; В) первую, собственно философию, ее предмет - то, что существует отдельно и есть недвижимым. 2) практическая философия, ее цель - знания ради деятельности; 3) творческая (патетичная) философия, ее цель - знания ради творчества.
2)
6. соц функции философии
Соц философия-дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности.
-Аксеологическая оценка вещей,явл окр мира с точки зр различных ценностей –морально-нравств, этических, соц., идеологических.
-Мировоззренческая способствует формированию целостности картины мира, представление об его устр и места чел-ка в нем
-гносеологическая познание окружающей действительности
- футуристическая
- методологическая фил вырабатывает осн метод познания окр действительности
-соц функция-объяснить общ, причины его возникновения, эволюцию соврем состояние, его структуру, элементы.
7.человек как центральная проблема философии
Протогор формирует определение человека –мера всех вещей,существующих,что они существуют и не существующих,что они не существуют.
Сократ МАИЕФТИКА-искусство рождения истины душа обладает бессмертием.
Платон- человек подобен колеснице, кот везут 2 коня. Тело-темница души.сущность человека бессмертна,душа способна обладать абсолютным знанием. Мир идей: первообразы,которые предшествуют любой матер.вещи(отражение идей) этот мир вечен,неизменен.
Мир вещей: изменчив,непостоянен. Между ними ЕСТЬ НЕРАЗРЫВНАЯ СВЯЗЬ ТЕЛО-ТЕМННИЦА ,НЕ ВСЕГДА СООТВ ДУШЕ.
АРИСТОТЕЛЬ- человек-общественное животное. Чел живущий вне общества-это сверх человек,что невозможно либо существо недоразвитое. Чел должен быть политически активен.в средние века понимание человека меняется. Августин блаженный в работе «исповедь»говорит о чел-ке –это личность,разумная душа,которая пользуется смертным телом,для познания бога,кот возможно 2 путями.1)познание разума. Теология-систематезированное изложение,вероучение об основании его истинности. 2)познание через веру. В эпоху возраждения меняется онт к чел-ку. Пико дела-Мирандолла «речь о достоинствах чел-ка»достоинство-разум.
17в.новое время. Декарт-я мыслю-я существую. Мир некий механизм,машина,представл о человеке. Паскаль-чел тростник на веру,но тростник мыслящий. Ламетри- чел-машина. Иррационализм отвергает логические связи в природе
Фил антропология. Шеллер и Леснир СОБР знание о чел в единое. *биологическое *культурологическое *религиозно-философское. Шеллер- человек-порыв и дух-эмоциональное начало. Альберт канон-смысл жизни самосовершенствование. Индивид-чел рожденный в социуме.
Евгеника –попытка создать совершенных людей. Селекция с целью усовершенствования новых поколений. Биологизоторство- позиция абсолютизации биологического в человеке.
8.проблема антропосоциогинеза.
Проблема антропосоциогенеза.
Антропосоциогенез – процесс становления человека как общественного существа. В 19 веке после создания Чарльзом Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Сторонники этой теории, что именно труд создает человека. В ходе трудовой деятельности рука становится весьма более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается полное сплочение людей, возникает потребность что-то сказать друг другу. Но почему наши предки начали трудиться? В популярной литературе можно встретить ответ: чтобы поддержать свое существование, люди должны есть, защищаться и т.д. Однако в природе животные не производят, не испытывают такой потребности но способные поддерживать свое существование. Даже если животные осуществляют орудийную деятельность – это не способствует преодолению ими животных границ мира. Ход антропосоциогенеза можно объяснить возникновением принципиально новой формой наследования. Существенной чертой антропосоциогенеза является именно то, что достигается тем, что в процессе изготовления предмета придается целесообразная форма. Поскольку человек в одном из своих определений есть совокупность способностей и влечений, их приобретение и совершенствование есть развитие человека, составляющее содержание антропосоциогенеза. Антропосоциогенез и есть, в конечном месте, становления живой, постоянно пульсирующей системы, конденсирующей в себе способы деятельности с ними, способы отношения людей к миру, друг к другу и самим себе. По мнению американского философа Мемфорда преимущество человека состояло в том, что он обладал движимым умом, телом, являлся самосовершенствующим животным, использующим главным образом свой ум. Фактроры антропосоциогинеза: труд,язык (система знаков-средства сохранения,передачи инфо) семья, табу-не распростанялось на всех,искл касались жрецов, не сводим к инстинкту самосохр, нарушение табу каралось-иззгой.
10.социальное и биологическое в человеке.
Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами:
— производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а животное не производит, только использует то, что есть в наличии;
— изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;
— может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.);
— способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;
— свою жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.
Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.
Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека
11.человек и его потребности
Потре́бность это вид функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),[1] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.