Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 22:20, шпаргалка
Краткое описание
1. Проблема определения философии. Специфика философского вопрошания. Основные философские дисциплины Философия — это набор некоторых суждений, которые нельзя доказать. Она спрашивает о фундаментальных понятиях. Карл Ясперс выделил 4 специфики проявления философии: — почти каждый человек считает себя способным отвечать на философские вопросы; — философское мышление каждый раз должно начинаться сначала;
Человек выбрал дух, следовательно, отказался
от жизни
(Шпенглер, Бергсон, Шопенгауэр)
Тем не менее, взяв на вооружение
идею Ницше «Бог умер», Шелер развивает
ее если не в оптимистическом, то, во всяком
случае, в конструктивном ключе. Это и
есть последняя — пятая идея в антропологической
парадигме Шелера — идея, которая возвышает
самосознание человека. Идею о «сверхчеловеке»
Ницше Шелер переосмысливает, и от иудео-христианской
антропологии через концепцию homo sapiens
и homo faber, через антропологию „необходимого
декаданса“ мысль Шелера идет к „постулаторному
атеизму ответственности“. Если классический
атеизм утверждал, что существование Бога
недоказуемо по многим причинам, таким,
как, например, существование зла в мире,
войн, непостижимости и недосягаемости
Бога, то этот новый атеизм утверждает,
что Бог не может и не должен существовать
— и это только ради смысла человеческого
существования. Антропология, считает
Шелер, должна предшествовать теологии.
5) Человек как
сверхчеловек
Бог не может и не должен существовать
Свобода и ответственность — основополагающие
в человеке
Воля и мышление человека должны исходить
из себя (автономия воли)
(Гартмен, Ницше)
Итак, если человек не может
более ни на что положиться, а ориентирован
только на самого себя, (а вернее, на могущество
своего разума, что тоже стало уже постулатом),
— тогда он должен принять это как шанс
установить мир своих вещей, содержательный
порядок своего мира.
Шелер именует современного
ему человека «homo oeconomicus».
44. Вопросы Канта и
их интерпретация. Как определить “человеческое
в человеке”?
Кант различает философию по
школьному понятию и философию по мировому
понятию. Эту последнюю он определяет,
как «науку о последних целях человеческого
разума», и выражается она в вопросах 1) Что я могу
знать? (метафизика) 2) Что
я должен делать? (этика) 3) На
что я смею надеяться? (теология) 4) Что
такое человек? (антропология), причём 3 первых вопроса сводятся
к последнему.
Однако в антропологии Канта
нет ответа на 4 вопрос, в ней нет человеческой целостности.
Останавливаясь на этом противоречии
в своей книге «Кант и проблема метафизики», Мартин Хайдеггер
причину его видит в неопределенности самого вопроса «Что такое человек?».
Первые три вопроса Канта, рассуждает
Хайдеггер, прямо предполагают ограниченность
человека. «Что я могу знать?» подразумевает недостаток
способности познать и, следовательно,
ограниченность. «Что я должен делать?» подразумевает, что мы чего-то
еще не выполнили, и, следовательно, все
ту же ограниченность. «На что я смею надеяться?» показывает, что одни надежды
дозволены, а другие — нет, и, стало быть,
вновь свидетельствует об ограниченности.
Четвертый вопрос — о «конечном в человеке»,
но это вообще не антропологический вопрос,
ибо он затрагивает сущность бытия как
такового.
Каковы бы ни были эти выводы,
но это уже не Кант. Три его вопроса получили
у Хайдеггера совершенно другую акцентировку. Четвертый вопрос
имеет у Канта следующий смысл: что это за существо,
способное познавать, обязанное должным образом действовать
и наделенное правом надеяться?
Философия либо исключает из
своего рассмотрения человека в его целостности
и видит в нем лишь частицу природы, как
это делает космология, либо, в лице отдельных
ее дисциплин, отрывает от человеческой
целостности некую специальную область,
отделяет ее от смежных областей и устанавливает
для нее особые принципы и методы.
Законная философская антропология
должна благодаря систематическому рассмотрению
всех различий, благодаря познанию внутренней
динамики и динамической взаимосвязи
и благодаря постоянному стремлению открывать
единое во многом сможет увидеть и человека
в его целостности. Философская антропология
должна все время различать и подразделять,
столь же серьезно призвана она рассматривать
человека и в его природной данности, сравнивать
его с другими вещами, с другими одушевленными
существами, с другими носителями сознания,
дабы со всей возможной точностью определить
его особое место. Лишь на этом двойном
пути различения и сопоставления настигнет
она подлинного целостного человека.
45. М. Бубер о задаче
философской антропологии и условиях
ее решения
Законная философская антропология
должна благодаря систематическому рассмотрению
всех различий, благодаря познанию внутренней
динамики и динамической взаимосвязи
и благодаря постоянному стремлению открывать
единое во многом сможет увидеть и человека
в его целостности.
Философская антропология должна
все время различать и подразделять, столь
же серьезно призвана она рассматривать
человека и в его природной данности, сравнивать
его с другими вещами, с другими одушевленными
существами, с другими носителями сознания,
дабы со всей возможной точностью определить
его особое место. Лишь на этом двойном
пути различения и сопоставления настигнет
она подлинного целостного человека.
Философское познание человека
есть по самой своей сути самосознание
человека. Принцип индивидуализации
— бесконечного многообразия человеческих
личностей — не делает антропологическое
познание чем-то относительным, но, напротив,
составляет его ядро и остов. Узнать целостную личность антрополог сможет
лишь в том случае, если не упустит из виду
своей субъективности и не превратится в бесстрастного
наблюдателя.
46. Основные
феномены человеческого существования
(на выбор: труд, игра, любовь, одиночество,
смерть, агрессия, счастье)
Смерть:
В повседневной жизни люди стараются
избегать тему смерти. Мы начинаем думать
о смерти, когда с ней сталкиваемся. Отношение людей
к смерти двойственное: 1) мы не хотим
думать о ней, 2) пытаемся понять, чтобы
было не так страшно. Пытаемся понять феномен
смерти.
Смерть включается в игровое
действо, благодаря чему она начинает
представляться включенной в порядок
и цели жизненного мира людей и уже не
такой чуждой.
Тема смерти возникла в глубокой
древности, но и сейчас актуальна.
Сегодня люди привязаны к бытующим
представлениям образам и символам, короче,
консервативны в своих суждениях о смерти.
Архетип — прообраз, первоначальная
идея, выработанная множеством поколений
и влияющая на мировосприятие и мышление
людей
Архетипы смерти — мы так же боимся смерти,
как и наши предки. Смерть ставит нас, как
и наших предков перед вопросом что есть бытие и небытие. Мы задаемся
вопросом что происходит с душой после
смерти?
Про народы. Разнообразные представления:
Индия — душе не умирает, а переселяется
в другое материальное тело. Выбор тела
зависит от того какое поведение было
у человека, соблюдал ли он правила касты.
Если да — человек более высокой касты,
нет — низшая каста или животное. Санасара — перевоплощение
души.
Славяне — души предков обитают в раю,
подразделение покойников на «чистых»
и «нечистых» чистые (умерли пристойной
смертью, их называли родителями — родительский
день) — рай, нечистые (мертвяки — самоубийцы,
убийцы, утопленники, думали, что они мертвяки
поэтому закалывали осиновым колом) —
пекло (ад) Другие. славяне считали, что
может сохраняться активность не только
души, но и тела.
Платон — философия бессмертия. Сочинения
Тимей, Федор, Федон — бог создал тело
и душу, у каждой звезды была своя звезда.
После смерти душа могла вернуться в свою
звезду и вести там хорошую жизнь. Не всем
разрешалось, только тем, кто прожил хорошую
жизнь. Плохие переселялись в женское
тело (женщины считались ниже мужчин),
или в тела плохих животных. Еще он доказывал,
что души бессмертны: 1) если б душа
погибала, то все бы умерло и воцарилась
смерть; 2) душа — жизнь тела, но она не
материальная, следовательно, бессмертная.
Вывод — по Платону смерть хорошо
для плохих людей, потому что они бы не
получили по заслугам. Душа — бессмертна
=> нам не избавиться от возмездия =>
есть шанс изменить себя. Важную роль в
возвышении души Платон уделял философии,
типа она очищает от пороков и зла. Душу
невозможно определить научным путем
поэтому отдали это дело философам.
47. Проблема
взаимоотношения человека и техники. Мышление
осмысляющее и вычисляющее (по работе
М. Хайдеггера)
Все современные люди слишком
легко становятся бездумными, поскольку
сегодня познание всего и вся доступно
так быстро и дешево, что в следующее мгновение
полученное так же поспешно и забывается.
Но даже когда мы бездумны, мы не теряем
нашей способности думать. Мы ее используем,
но особым образом: в бездумности мы оставляем
способность мыслить невозделанной, под
паром. Сегодняшний человек спасается
бегством от мышления. Это бегство от мышления
и есть основа для бездумности. Это такое
бегство, что человек его и видеть не хочет
и не признается в нем себе самому. Человеку
кажется, что он размышляет, но это лишь
частный вид мышления.
Его специфичность состоит
в том, что когда мы планируем, исследуем,
налаживаем производство, мы всегда считаемся
с данными условиями, исходя из определенной
цели, заранее рассчитываем на определенные
результаты. Вычисляющее мышление калькулирует
новые, все более многообещающие и выгодные
возможности. Вычисляющее мышление
— это не осмысляющее мышление, оно не
способно подумать о смысле, царящем во
всем, что есть.
Итак, есть два вида мышления,
причем существование каждого из них оправдано
и необходимо для определенных целей:
вычисляющее мышление и осмысляющее раздумье.
Именно это осмысляющее раздумье
имеется ввиду под тем, что сегодняшний
человек спасается бегством от мышления.
Возражают, что осмысляющее мышление бесполезно
в практической жизни. Что чистое размышление
“выше” обычного рассудка. В последней
отговорке верно только то, что осмысляющее
мышление само не получается: для осмысляющего
мышления подчас необходимы высшие усилия,
оно требует более длительного упражнения,
чуткой заботы и умения ждать.
И все же каждый может выйти
в путь размышления по-своему и в своих
пределах, потому что человек — это мыслящее,
т. е. осмысляющее существо. Чтобы размышлять,
нам достаточно остановиться на близлежащем
и подумать о том, что касается каждого
из нас — здесь и сейчас. Тогда мы увидим,
что любое настоящее творение коренится
в почве своей родной земли. Иоган Гебел
однажды написал: “Мы растения, которые
— хотим ли мы осознать это или нет — должны
корениться в земле, чтобы, поднявшись,
цвести в эфире и приносить плоды”. Поэт
хочет сказать: чтобы труд человека принес
действительно радостные и целебные плоды,
человек должен подняться в эфир из глубины
своей родной земли. Эфир здесь означает
свободный воздух небес, открытое царство
духа.
Современные средства информации
стимулируют человека, и воображаемый,
описываемый мир уже сегодня ближе человеку,
чем окружающий его родной мир. Под угрозой
находится сама укорененность сегодняшнего
человека. Потеря корней не вызвана лишь
внешними обстоятельствами и судьбой,
она не происходит лишь от небрежности
и поверхностности образа жизни человека.
Утрата укорененности исходит из самого
духа века, в котором мы рождены.
В течение последних столетий
идет переворот в основных представлениях,
в т. ч. совершенно новое положение человека
в мире и по отношению к миру. Мир теперь
представляется объектом, открытым для
атак вычисляющей мысли. Сила, скрытая
в современной технике, определяет отношение
человека к тому, что есть. Таким образом, теперь
основная проблема науки и техники звучит
так: каким образом мы сможем обуздать
и как мы научимся управлять этими невероятно
гигантскими атомными энергиями так, чтобы
гарантировать человечеству, что эти громадные
энергии внезапно — даже в случае отсутствия
военных действий — в каком-нибудь месте
не вырвутся и не уничтожат все?
Между тем технический прогресс
будет идти вперед все быстрее и быстрее
и его ничем нельзя остановить. Во всех
сферах своего бытия человек будет окружен
все более плотно силами техники. Эти силы,
которые повсюду ежеминутно требуют к
себе человека, привязывают его к себе,
тянут его за собой, осаждают его и навязываются
ему под видом тех или иных технических
приспособлений, — эти силы давно уже
переросли нашу волю и способность принимать
решения.
Но к новому миру техники принадлежит
также и то, что его достижения самым быстрым
образом становятся всем известны и привлекают
всеобщий интерес. Так сегодня все могут
прочитать то, что говорится в этой речи
о технике в любом умело издаваемом иллюстрированном
журнале, или услышать эту речь по радио.
Но одно дело услышать или прочитать, т.
е. просто узнать что-то, другое дело —
осознать, т. е. осмыслить то, что мы услышали
или прочитали.
Страшно на самом деле не то,
что мир становится полностью технизированным.
Гораздо более жутким является то, что
человек не подготовлен к этому изменению
мира, что мы еще не способны встретить
осмысляюще мысля то, что в сущности лишь
начинается в этом веке атома.
Сможет ли человек с утратой
старой укорененности обрести новую почву,
такую почву и основу, на которой будут
по-новому процветать сущность человека
и все его труды даже в атомный век? Путь
к этому — это путь размышления. Осмысляющее
мышление требует от нас не цепляться
односторонне за какое-то одно представление,
сойти с привычной мысленной колеи, по
которой мы мчимся все дальше и дальше.
Приспособления, аппараты и
машины технического мира необходимы
нам всем — для одних в большей, для других
в меньшей мере. Мы зависим от технических
приспособлений, они даже подвигают нас
на новые успехи. Но внезапно, и не осознавая
этого, мы оказываемся настолько крепко
связанными ими, что попадаем к ним в рабство.
Но мы можем пользоваться техническими
средствами, оставаясь при этом свободными
от них, так что мы сможем отказаться от
них в любой момент. Мы впустим технические
приспособления в нашу повседневную жизнь
и в то же время оставим их снаружи, т. е.
оставим их как вещи, которые не абсолютны,
но зависят от чего-то высшего. Отношение
одновременно “да” и “нет” миру техники
— “отрешенность от вещей”.