Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 23:15, шпаргалка
1.Философия и мировоззрение. Истоки философии. Философия и мифология.
2.Предмет основные проблемы и специфика философии.
3.Функции философии. Философия и религия. Философия и другие науки.
4. Платон об идеальном государстве.
5.Античная философия, ее периоды и направления. Милетская школа.
6.Философия Гераклита.
Философия Людвига Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Главное направление философии Фейербаха – критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Философия Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; большой интерес к социально-политическим вопросам; убеждение в познаваемости окружающего мира.
Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что: единственно существующими реальностями являются природа и человек; человек является частью природы; человек есть единство материального и духовного; человек должен стать главным интересом философии; идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека; природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Фейербах: выступает с атеистических позиций; тесно увязывает проблему Бога с антропологией.
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания (гносеология).
Согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи философ выразил словами: «То, что не познаваем мы, познают наши потомки».
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
В 40х годах 19 века началась дискуссия между славянофилами и западниками. Этот спор очень способствовал быстрому развитию русской философии. А предпосылкой этого спора стала работа Петра Чаадаева «Первое философское письмо»: Россия ничего не дала миру и ничему у него не смогла научиться. Прошлое России ужасно, настоящее печально, а будущего нет.
Группа-оппоненты Чаадаеву – славянофилы: Хомяков, Аксаков, Киреевский. Они считают: в России присутствует наиболее правильный вариант христианства – православие. Католицизм дает единство, но не дает свободы, а протестантизм наоборот. А в православии есть и то и другое. Хомяков в этой связи стал использовать термин «соборность», под которым понимается современный поиск пути спасения, славянофилы считают, что русскому национальному характеру присуще недовольство собой, осознание своего несовершенства, они трактуют это как стимул к развитию, в то время как европейцы отличаются самодовольством. В познании надо использовать и разум, и органы чувств, и веру, и совесть, и любовь. С подачи славянофилов вопрос об осмыслении России, её пути стал типичным для русской философии. Заслугой славянофилов является то, что они привлекли к самобытной истории и культуре России.
Оппоненеты славянофилов – это западники: Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Бакунин, Станкевич. Западников объединяет мнение, что Европа имеет передовой опыт в развитии науки, техники, а также Европа имеет более передовое политическое устройство. Её опыт можно перенимать и использовать на благо России. Что касается социальных вопросов, то среди них наблюдается многообразие мнений. Герцен – сторонник крестьянского социализма. Чернышевский – сторонник марксизма. Бакунин – анархист.
И западники и славянофилы сходились в мнении что частная собственность и капиталистический путь развития неприемлимы.
Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.
Социальное познание — это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей.
Основная задача социального знания — анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений. Так, социологическое знание обобщает, стремится объяснить многообразие общественных законов функционирования и развития общества, чтобы на основании и в пределах полученных данных делать прогнозы.
Традиционно
выделяются следующие три типа социального
познания: -гуманитарное знание. Его предметом выступает субъективный
мир человека, социальное бытие которого
рассматривается субъективно, оценивается
через его значимость для человека. Объектом
изучения гуманитарных наук являются
духовные и культурные явления, человек,
общество. Это, прежде всего, педагогика,
психология, эстетическое и нравственное
образование, художественное творчество;
-социально-экономическое
знание. Оно обращено к описанию процессов,
оказывающих значительное воздействие
на развитие общества и прежде всего —
отношения собственности, распределения,
обмена и потребления материальных благ.
Его предмет — экономическая жизнь общества.
Этот тип знания тяготеет к естественным
наукам, поэтому неслучайно в нем широко
используются математические и другие
точные методы
познания; -социально-философское
знание. Оно занимает особое место.
По мнению философов, социально-философское
знание выступает системообразующей основой
для всех социальных знаний, поскольку
разрабатывается на базе обобщения практики
конкретного исторического этапа развития
общества и ориентируется на выработку
наиболее общих представлений о природном
и социальном бытии человека, законах
его развития и отношения к миру (то есть
является по сути частью философского
мировоззрения).
Социально-философское
знание выделяет основные
взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности
общества и место человека в этих системах.
Социальные науки.
Объекты социальных наук — «суть процесса развития», носят исторический характер. Поэтому ключевую роль в их исследовании играет принцип историзма
Наука и культура Лидеры баденской школы неокантианства Виндельбанд и Риккерт выдвинули тезис о наличии двух классов наук: исторических («наук о культуре») и естественных
Антинатурализм Единство всех форм и видов социального познания предполагает и определенные внутренние различия между ними, выражающиеся в специфике каждой из них. Обладает такой спецификой и познание социальных процессов
Натурализм
Следствием натурализма явилось фактическое отождествление социально-гуманитарного познания с естественнонаучным, сведение первого ко второму как эталону всякого познания.
Задачи социальной философии
Если говорить о задачах социальной философии, то первоочередной из них является раскрытие сущности общества, характеристика его как части мира, отличающейся от иных его частей, но связанной с ними в единый мировой универсум
Функции социальной философии
Функции социальной философии: -гносеологическая - исследование и объяснение наиболее общих закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных процессов на уровне больших социальных групп;
В. С. Соловьев – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.
Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровни бытия взаимосвязаны, т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С. «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире».
Окружающий мир по С. не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом.
Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности.
Философия жизни - направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни - Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Бергсон, Георг Зиммель, Освальд Шпенглер, Людвиг Клагес. К этому направлению относят мыслителей самой разной ориентации - как в собственно-теоретическом, так и особенно в мировоззренческом отношении.
Главное понятие философии жизни - "жизнь" - неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически - как живой организм, и психологически - как поток переживаний, и культурно-исторически - как "живой дух", и метафизически - как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.
Другой вариант философии жизни связан с космологически-метафизическим истолкованием понятия "жизнь"; наиболее выдающимся философом здесь является А. Бергсон. Он понимает жизнь как космическую энергию, витальную силу, как "жизненный порыв", сущность которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; биологическая форма жизни признается лишь одной из проявлений жизни наряду с душевно-духовными ее проявлениями. "Жизнь в действительности относится к порядку психологическому, а сущность психического - охватывать смутную множественность взаимно проникающих друг друга членов... Но то, что принадлежит к психологической природе, не может точно приложиться к пространству, ни войти вполне в рамки разума". Поскольку субстанция психической жизни есть, согласно Бергсону, время как чистая "длительность", текучесть, изменчивость, она не может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, а достигается непосредственно - интуитивно. Подлинное, т. е. жизненное, время Бергсон рассматривает не как простую последовательность моментов, подобно последовательности точек на пространственном отрезке, а как взаимопроникнутость всех элементов длительности, их внутреннюю связанность, отличную от физической, пространственной рядоположности. В концепции Бергсона метафизическая трактовка жизни соединяется с ее психологической интерпретацией: именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии), и теория познания французского философа.
Человека – эротическое существо. Влечения человека рассматривались Фрейдом в качестве носителя бессознательного. Выдвинув теоретический постулат о бессознательных влечениях как основе мотивационного поведения человеческого существа, он задался целью выявить так называемые первичные влечения составляющие ядро бессознательного. В качестве основы этих первичных влечений Фрейд первоначально принял сексуальные влечения, которые, как он ошибочно считал, являются не только причиной возникновения невротических заболеваний, но и мощным стимулом творческой деятельности психически нормального человека и культурных достижений человечества.
Пониманию природы конфликтных ситуаций способствует фрейдовская трактовка личности, основанная на вычленении трех структурных элементов, обладающих своей собственной спецификой и находящихся в определенном соподчинении друг с другом. «ОНО» - глубинный слой бессознательных влечений, то сущностное ядро личности, вокруг которого структурируются и над которым надстраиваются остальные элементы. «Я» - сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение «СВЕРХ Я» - сфера долженствования моральной цензуры, выступающая от имени родительского авторитета и установления норм в обществе.
Фрейдовсое «Я» это нечто иное, как особое, дифференцированная часть «ОНО» и следовательно, психоаналитическом ведение человека не сознание управляет бессознательными процессами, а наоборот, последний властвует над индивидом, с другой стороны, моральное и социальное СВЕРХ Я, которое казалось бы должно сглаживать трения между ОНО и Я, оказывается у Фрейда наследником и носителем бессознательного. Это значит что Я как бы находится в зависимости не только от бессознательного ОНО но и от социального сверх Я, которое властвует над ними виде двух демонов, совести и бессознательного чувства вины, таким образом Фрейдовское Я не являясь по выражению основателем психоанализа хозяином в своем доме находится в конфликтных ситуациях с внешним миром, ОНО и СВЕРХ Я что постоянно драматизирует человеческое существование.
Антропологизация бессознательного оборачивается драматизацией бытия человека в мире. Это драматизация человеческого бытия усугубляется тем, что каждый индивид по Фрейду обладает склонностью к агрессии. В предельном своем выражении она находит свое отражение в инстинкте смерти, противостоящем инстинкту жизни. Внутренний мир человека представляет собой, следовательно, арену борьбы и действие двух противоположных сил, от исхода взаимоотношения которых зависит судьба как отдельного индивида, так и человеческой цивилизации. В целом человек представляется Фрейду отнюдь не мягкосердечным, добродушным существом: среди его бессознательных влечений имеется врожденная склонность к разрушению и необузданная страсть к истязанию самого себя и других людей. В применении к анализу культур Э.Геккель говорит что в детстве человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процесс происхождения культуры человечества. Этот теоретический принцип был применен Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельное детство и становление культуры.