Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:21, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие Мировоззрения
Мировоззрение — это целостность представлений человека о себе, о мире, о своих взаимоотношениях с миром, о своем месте в мире и жизненном предназначении.
Мировоззрение является формой общечеловеческого самоопределения:-мировоззрение дает человеку не просто законы, знание реальности, но и знания с собственной оценкой и отношением;-Предмет мировоззрения — отношения человека и мира.

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 158.37 Кб (Скачать файл)

1.Понятие Мировоззрения

Мировоззрение — это целостность представлений человека о себе, о мире, о своих взаимоотношениях с миром, о своем месте в мире и жизненном предназначении.

Мировоззрение является формой общечеловеческого самоопределения:-мировоззрение дает человеку не просто законы, знание реальности, но и знания с собственной оценкой и отношением;-Предмет мировоззрения — отношения человека и мира.

Мировоззрение составляет основное ядро личности, ведь он формирует фундамент для намерений и планов человека, формирует важные жизненные ценности, из которых мы создаем нормы поведения и жизненную позицию, способствует самоутверждению личности в окружающей среде, ведь человеку не нужны доказательства истинности знания о мире, чтобы иметь четкую ориентацию в мире. Это он получает через выбор, обусловленный не столько знаниями о мире, сколько оценкой определенных ситуаций.

Основные Функции Мировоззрения

1."Вписать" человека  в мир;2Дать жизненные ориентиры;3«Нарисовать»  действительность в человеческих  представлениях о мире.

.Структура Мировоззрения1Мироощущение;2Мировосприятие;3Миропонимание

Мироощущение — это способ утверждения мировоззрения, в котором мир и отношение человека к нему воспроизводятся в чувственно-эмоциональной форме. Переживания и оценки направлены не на отдельные явления, а на мир в целом и на общую позицию человека в нем. Это — духовное состояние человека, которое определяет принятие или непринятие человеком мира, его доверие или недоверие по отношению к людям и т.д.

Мировосприятие. На этом уровне мировоззрения мир дается человеку как предметная реальность, которая неким образом организована и упорядочена. Здесь более активны всякого рода знания, пространственно-временные представления о мире, которые объединяясь, формируют действительный образ мира, то есть действительное мировоззрение. Миропонимание — это уровень мировоззрения, на котором происходит дальнейшая конкретизация мировосприятия. Это превращает его в высший уровень организации мировоззрения, что позволяет человеку определить мотивы и ориентиры в каждой жизненной ситуации. То есть, мир становится целостным. Это можно выразить следующей формулой:Миропонимание = абстрактное мышление + теоретическое познание

2.ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ 
Мировоззрение. На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Основные проблемы мировоззрения, являются вопросы: О происхождении мира, человека, общества, тайны рождения и смерти, смысл жизни и.т.д. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные - предельно общие. Исторические типы мировоззрения. 
Житейское (обыденное); мифологическое, религиозное; научное, философское.МИФОЛОГИЯ.Мифология является самой ранней формой духовной культы людей, соответствующей стадии первобытного общества.  
Появление мифов связано с особенностями жизнедеятельности первобытного человека. В первобытном обществе жили родами и племенами. Человек как личность была растворена. Родоплеменная форма организации жизни нашла отражение в идеях представлениях.Первобытный человек смотрел на окружающий мир через призму кровнородственных отношений. Они были более понятны для него, поэтому все явления рассматривались как полноценные члены родовой общины, поэтому они одушевлялись. Сущность мифа заключалась в переносе социально человеческих отношений на окружающий мир. В мифах окружающий мир отражается в конкретных, чувственно наглядных картинах. РЕЛИГИЯ.Религия - благочестие, святыня, набожность, предмет культа. Мифология - соответствующие поведение и специфические действия (культ), который основан на вере в существование одного или нескольких богов, демонов, духов и.т.д, т.е. потустороннего мира. Появления религиозных взглядов обусловлено существованием рядов факторов: 1) гносеология - теория познания, т.е. теоретика познавательными причинами. 2) Социальная, т.е. общественная. Общество иерархическая система. Религия во все времена выполняла социальные функции - угнетение, подавление. 3) Психологическая .Религиозные идеи и представления помигают человеку снять стрессы, выжить в трудных ситуациях. Ее родственность с философией - обе они общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Философский мыслящие люди составляют малую часть в общем числе глубоко верующих людей. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, поискам веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума.Философия по некоторым историческим свидетельствам, ввел Пифагор ( 580500г. до н.э. ) по отношению к людям, стремящимся к высшей мудрости и правильному образу жизни. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства стали вытеснять фантастический вымысел. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный. Гениальной догадкой, возникшей у самых истоков философской мысли, было и понимание, что мудрость - это не что-то готовое, что можно выучить и использовать, это стремление, поиск, путь, который каждый человек, даже приобщаясь к мудрости великих должен пройти сам.

3. Предмет и основные проблемы философии. Функции философии.

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет  изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.


Функции: 1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение.  2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания.  3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них.  4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира.  5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд)  6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую 7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности.  8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания. Специфика философии:  • Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке( из-за этических соображений)  • В философии нет прогресса • В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение;  • Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм).  •Одного языка, понятного всем философам, нет.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Предпосылки возникновения  и особенности развития древнегреческой  философии. Космоцентризм.

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.  Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы. Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.  Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности. Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.  Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.  Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.  Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля

5.Натурфилософия античности.

Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, – просуществовавшая  с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, – явилась не только непревзойденным  культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Она также является колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западноевропейской и византийско-православной.

Именно античная цивилизация окончательно преодолела в своем культурном развитием  рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф  и Логос, отделила “логику вещей” от “логики слов и мыслей”, утвердила  представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деятельности возможно только по его собственным  законам.

Историческая заслуга поздней  древнегреческой мифологии состояла в выработке такого представления  о Космосе, которое служило важной предпосылкой возникновения рационального  познания мира. Космос осознавался  древними греками как материальное, организованное, и в то же время  одухотворенное, живое целое, образовавшееся из стихии неорганизованного хаоса. Космос, или Вселенная, представлялись как гармоничное, симметричное, ритмически устроенное целое. Это целое находится  в состоянии постоянного становления, изменения. Периодически космос способен превращаться в хаос и вновь возрождаться.

Не боги создавали космос, а космос создал из себя богов –  с таким мировоззренческим представлением завершалось мифологическое сознание. И этим же представлением оно открывало  дорогу для возникновения рационального  познания природы. С появлением такого вещественно-телесного, пластического  образа космоса до возникновения  рационального отражения естественных закономерностей мира остался только один шаг. В Древней Греции такой  шаг был осуществлен в начале VI в. до н.а. Именно в это время в древнегреческой культуре завершается отделение объекта и субъекта , возникает теоретическая проблема отношения человека и мира, познания законов природы, ее структуры, организации бытия

6.Атомистический материализм  Демокрита.

В V в. до н. э. возникает атомистический материализм, наиболее выдающимся представителем которого был Демокрит (480-380 до н. э.). После Зенона, доказывавшего, что представление о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества вещей и их подвижности должна была считаться с этими результатами элейской критики, и притом не только в целях философии, но и в интересах математики. Гениальной попыткой преодоления этих трудностей явилось учение античных атомистов. В отличие от элеатов, Демокрит считает, что окружающий нас мир — как о том говорят нам данные чувственного восприятия — многообразен и изменчив. В нем есть как бытие (материя), так и небытие (пустота). Чтобы логически непротиворечиво объяснить устройство мира, он вводит понятие атома — мельчайшей неделимой частицы материи (по греч. «атом» буквально означает «неделимый»). Демокрит утверждает, что мир состоит из бесчисленного множества атомов, которые движутся в пустоте. Демокрит рисует картину эволюции мира. Существует первичный атомный хаос: множество разнообразных по форме, величине, весу атомов носится в пустоте. При столкновении атомы разлетаются, и в результате этих массовых столкновений возникает вихревое движение. В вихре подобные подходят к подобным. В центре вихря в конце концов образуется Земля, на периферии образуются светила. Земля представляется Демокриту плоской, вращающейся вокруг своей оси. Демокрит полагает, что атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму, величину. Многообразие форм атомов и их комбинаций объясняет многообразие явлений мира. Важнейшим свойством атомов является движение. Оно вечно, не имеет начала и не нуждается в какой-то особой причине для своего существования.  Пустота — необходимое условие движения, поскольку оно возможно только в пустоте. Сталкиваясь, атомы соединяются в разнообразных сочетаниях. Видимые нами тела — это скопища атомов, которыми и определяются их свойства. Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и изменчивы. Первоначальные различия атомов лежат в основе всех наблюдаемых различий вещей. Ни одно из них, следовательно, не бывает беспричинным. Таким образом, признание универсальной причинности непосредственно вытекает из атомистики. Поэтому Демокрит одновременно и отрицает случайность, и признает ее. Он отрицает случайность, понимаемую как беспричинность: никакое событие не может возникнуть без причины; но он признает ее как противоположность целесообразности: никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо цели, и в этом смысле всякое событие случайно. Атомистическое воззрение Демокрит распространил на учение о жизни и душе. С его точки зрения, все живые существа, в том числе и растения, одушевлены, но в разной степени. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений он считает атомы особой формы — круглые, гладкие и весьма малые. Происхождение организмов Демокрит объясняет из различных физических условий, отвергая целесообразность. Душа, по Демокриту, состоит из особых огненных атомов и есть их временное соединение. Бессмертие души он отвергает. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представление о неделимости атома было оставлено физикой лишь на пороге XX в.


 

 

77.Проблема человека в античной философии (софисты, Сократ).

В период своего становления  человеческое познание было направлено на объективный мир. Изменение общественной жизни, формирование новых общественных потребностей, накопление философией объема знаний обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Произошел переход от преимущественного  изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных  проявлениях. Возникло новое направление  в философии, представителями которого были софисты и Сократ. Термин софисты  применяется для обозначения  группы древнегреческих мыслителей середины V - первой половины IV века до н.э. Ее наиболее видными представителями  являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Со второй половины 4 века до н.э. слово "софист" стало обозначать особый тип философа-профессионала, учителя философии. •Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением, способ¬ностью доказывать все, что они считали необходимым, выгодным. Они утверждали, что доказывать можно все, что потребуется доказать в тех или иных обстоятельствах. В философии софистов человек становится единственным бытием. По их утверждению, бытие вне человека не существует, человек только в себе самом может найти истину. Софист Протагор выразил свою мысль в следующем утверждении: "Человек есть мера всех вещей существую¬щих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют." Софисты подчеркивали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Учеником софистов, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Для Сократа мерилом всех вещей является человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Основополагающей способностью человека является разум, способный дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы найти его. Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению человеческой мысли, является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждал у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания, сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа заключается в том, чтобы помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм.

8.Философская система  Платона.

Наиболее выдающимися философами Древней Греции были Платон и Аристотель. Философская система Платона содержит четыре составные части, которые вошли всовременную философию:1.Онтология – философское учение о Бытии;2.Космология – философское учение об Окружающем мире;3.Гносеология – философское учение о Методах познания мира;4.Этика – философское учение о Правилах поведения людей в обществе.Платон разделил весь окружающий мир на две основные части:Мир идей или Общих понятий;Материальный мир или Мир вещей.По его мнению, первичным (главным) является Мир Идей или Общих понятий. А производным (вторичным) является Материальный мир.Доказательство Платона: Материальные предметы не вечны, и существуют только определённое время. А общие понятия илиидеи – вечны. «Конкретные предметы существуют  потому, что они выражают какие-либо идеи». Например, предметы искусства, существуют потому, что есть идея прекрасного, которую они воплощают.Платон явился основателем объективного идеализма. (Софисты были основателями философиисубъективного идеализма).Платон впервые определил общее понятие всех предметов материального мира, которое он назвалМатерия. Это понятие вошло в современную философию.Большое внимание Платон уделял четвёртой части своей системы – Этике. Он решил создать систему Идеального (совершенного) Государства, а также систему нравственного воспитания личности.Платон разделил всё общество на три основных сословия: *Сословия – это группы людей, имеющие определённые права и обязанности, установленные государством.1.Правители Государства – философы, политики, люди способные управлять страной;2.Воины – преданы государству, должны защищать его от внешних врагов;3.Крестьяне и ремесленники – должны содержать государство, и быть благоразумными и добросовестными. Каждое сословие должно было заниматься только своим делом, и не вмешиваться в дела других сословий. Укреплению Государства должна способствовать религия, и строгое государственное воспитание детей.

9.Общая характеристика  философии средневековья и этапы  её развития.

Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э. Философия Средневековья — своеобразный исторический тип философии. Она представлена множеством имен, различных школ и направлений. Вместе с тем она отличается рядом присущих ей в целом особенностей. 1. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Философия средневековья имела два основных источника своего формирования. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее неоплатоновской традиции. Второй источник – Священное Писание. 2. Единство Священного Писания и Священного Предания, которые взаимно дополняют и поясняют друг друга. 3. В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации. Благодаря полисемантизму текстов Священного Писания открывается возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. 4. Все философски вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма. Теоцентризм— (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в системе знания помещается теология — «наука» о Боге; ниже ее — находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже — различные частные и прикладные науки. Идея творения лежала в основе онтологии христианской философии Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. 



 

 

 

 

 

10.Теоцентризм как важнейшая  особенность средневековой философии. 

Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок  времени в истории Европейской  философии, который непосредственно  связан с христианством.

По мере того, как христианство приобретает все большее влияние  и распространение, оно все больше нуждается в рациональном обосновании  своих догм. Отсюда попытка использовать для этой цели учения античных философов. Поэтому средневековое мышление и миросозерцание определяли 2 разные традиции: христианское откровение и  античная философия (в идеалистическом  варианте - Платоновском).Христианская мысль пыталась ассимилировать философские  идеи античности, особенно идеи неоплатонизма  и стоицизма.Возникшее христианское учение основывалось на средневековом мышлении. Специфической чертой средневековья был Теоцентризм.Теоцентризм — когда реальность, определяющая все сущее, была не природа, а бог. В основе лежат 2 принципа, тесно переплетающихся друг с другом: идеи творения и идеи откровения.Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (бытия), а идеи откровения составляют фундамент учения о познании (гносеология). Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии. В средневековой философии выделяют 2 основные вехи: патристика и схоластика.1. ПАТРИСТИКАХристианство борется с враждебным окружением как внешними, так и внутренними врагами.Внешние враги — варвары (языческие племена).Внутренние враги - течения, которые переняли язычество с разными признаками христианства. Претендовали на роль учений.Одним из таких учений был гностицизм.Гностицизм — дуалистическое объяснение мира: борьба света и тьмы, добра и зла, имеющее универсальное космическое явление. Зло происходит от материи, добро — от бога. Таким образом, существует как бы два бога: Бог и враждебный ему творец — Демиург — творец мира.Манихейство — основатель — персидский мыслитель Мани (216-270 г). Свет и тьма, двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения. Патристика была направлена на борьбу с различными, враждебными христианству, учениями.Аврелий Августин — один из основателей патристики написал работы: ”Исповедь”, ”Град Божий”, ”О троице”.Центр философского мышления - Бог. Бог первичен, это высшая сущность, он единственный, существование его независимо, все остальное существует благодаря божественной воле.


11.Развитие схоластической  философии. Учение Ф. Аквинского.

В средние века господствующей формой общественного сознания была религия, и в философии это монопольное  положение религии выразилось в  господстве схоластики (от греч. “схолатикос” — школьный, ученый) — такого типа философии, который характеризуется отрывом от реальной жизни. Многие философы схоластики, пытались отделить знание, философию от веры, религии. Фома Аквинский предвидя, что в перспективе в связи с успехами науки будут расшатываться позиции церкви, призывал с уважением относиться к правам рассудка, здравого смысла, разумеется, в рамках их подчиненности вере, религии и принципиальной согласованности с ними. Он исходил из того, что божественное провидение осуществляется не непосредственно, а посредством естественных законов, а раз так, то человек способен своей деятельностью влиять на ход событий. Тем самым, с одной стороны, была заложена предпосылка будущей протестантской этики, а с другой — основание для будущего ньютоновского “божественного первотолчка”. С “легкой руки” Фомы Аквинского величайшим философским и научным авторитетом средневековья (“предшественником Христа в деле познания природы”) стал Аристотель. С 1366 г. специальным папским декретом схоластам повелевалось изучать “Логику”, “Метафизику” и “Физику” Аристотеля, без чего нельзя было получить ученую степень. Как известно Аристотель колебался между материализмом и идеализмом, и поэтому схоластами использовалась та часть, его учения которая тяготела к идеализму и религии. Так обстояло, например, дело с аристотелевским учением о форме. Бог для томистов тоже есть “форма всех форм”, чистая, лишенная материи форма, он — действующая и конечная причина мира, созданного богом из “ничего”. Материя занимает у Аквината подчиненное, второстепенное место, она — совершенно неопределенная и абсолютно пассивная потенция (возможность), и лишь духовная форма превращает ее в действительность.В известном смысле вся схоластика есть философствование в пределах интерпретации Библии и других религиозных текстов. В этом она противоположна науке Нового времени с ее стремлением открыть истину благодаря опыту, эксперименту. Положительная сторона учения. Прежде всего необходимо отметить их вклад в развитие логики. В трудах схоластов была сохранена преемственность с античной философией в области интеллектуальных навыков, необходимый для философской рефлексии понятийно-терминологический аппарат. Отметим также вклад схоластов в развитие лингвистики.


12.Антропоцентризм и  гуманизм философии эпохи Возрождения.

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха – эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви. Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий. Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму: – Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов; – Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан; – Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии. Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности). Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Этапы развития гуманизма: – светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви; – ценностно-моральный акцент философии и литературы. Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Основные черты философии эпохи Возрождения: – отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы; – использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура); – тесная связь с естествознанием; – исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Никколо Макиавелли (1469–1527) – один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства. Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы – государства.Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли. Вопросы, которые рассматривает Макиавелли: – «Что лучше: внушать любовь или страх?» – «Как государи должны держать слово?» – «Каким образом избегать ненависти и презрения?» – «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?» – «Как избежать льстецов?» и др.


 

 

 

 

113.Натурфилософия эпохи Возрождения. Пантеизм Н. Кузанского. Онтология вошла в противоречие со средневековой философией. Бог уже менее абсолютен и властен, чем раньше. Он не творит мир из Ничего (Ничто), а сливается с ним.Характерна попытками замены теоцентризма и креацинизма идеями вечности и бесконечности Вселенной.Николай Кузанский (Кребс, Кузанец) (1401-1464)немецкий философ, богослов, астроном, математик, кардиналПисал философские и математические трактаты за один присест. Предвосхитил главные идеи философии Нового времени.Онтология КузанскогоСторонник пантеизма. Бог есть абсолютный максимум, единое, который не находится вне мира, а мир пребывает в единстве с ним. Бог содержит мир в себе. В этом диалектика всеобщей взаимосвязи Бога и мира.Философия, изучая Бога и природу, есть натурфилософия (философия природы).Гносеология КузанскогоОсознавая непознаваемое, мы, тем самым, уже имеем определенное знание о нем (критика агностицизма).Выделение отдельного уже свидетельствует о существовании целого, т.е. доказывается диалектическая взаимосвязь категорий «единичное» и «целое».Джордано Бруно (1548-1600),итальянский философ, противник схоластики,Высказывал материалистические взгляды, критиковал религиозные догматы (о непорочном зачатии). Осужден церковью. 8 лет в заключении. Отказался отречься от своих взглядов. Сожжен в Риме на костре как еретик. «Вы вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю».Онтология БруноСторонник пантеизма.Природа неуничтожима, бесконечна. В бесконечной Вселенной существует множество миров со своими центрами (в виде звезды). Поэтому Бог не может быть чем-то изолированным. Он мировое целое, которое везде. Бог в самой природе как ее внутреннее деятельное начало (это пантеизм) и вне ее не мыслим.Был также сторонником гилозоизма – во всем, в каждом предмете (или в его частице) есть одушевленное начало, и хотя бы в зародышевой форме потенциальная жизнь. «И камень мыслит!».

14.Философия власти и  политики Никколо Макиавелли.

Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли (1469-1527): Человек изначально обладает злой природой; движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство; на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется; правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»; ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым; в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.


 

15.Особенности развития  философии и науки Нового времени.  Проблема метода познания в  философии. Философия Нового времени продолжила начатый мыслителями Возрождения курс на активизацию личности, культ знания вообще, и научного в особенности. Хронологически первыми формировались философские системы Бэкона и Декарта. Ф.Бэкон (1561—1626) в науке видит основное средство решения социальных проблем и противоречий тогдашнего общества, разумеется, как и средство процветания хозяйственной жизни. Бэкон старается дать новую логику познания, познания по преимуществу чувственного, включающего в себя опыт и эксперимент. Обвиняя старую логику в отрыве нашего познания от практических потребностей. Он считает знание должно выводиться из практики, из эксперимента, а в научных исследованиях следует двигаться только методом индукции. Идущий от греков дедуктивный метод Бэкон объявляет малопродуктивным, а индуктивный рассматривает как универсальный ключ для раскрытия тайн природы.Рене Декарт (1596—1650) — французский философ, математик, физик и физиолог, был первым, кто постарался преодолеть односторонность бэконовского подхода, соглашаясь в то же время с ним и в критике схоластики, и в понимании огромной роли эксперимента. Но если Бэкон — эмпирик, то Декарт прежде всего рационалист, и подтверждение достоверности наших знаний он ищет в первую очередь в возможностях и особенностях нашего интеллекта.Декарт придал математике статус ведущей науки, а саму “математизацию” науки определил как стратегическую линию ее развития. Будучи создателем аналитической геометрии, он мечтал создать “универсальную математику” и с ее помощью выстроить такую систему научного знания, которая позволила бы человеку господствовать над природой.Противопоставив чувственному опыту теоретические идеи, Декарт попытался объяснить их происхождение. В результате он вводит понятие “интеллектуальной интуиции”, делающей очевидным то, что заложено в нашем разуме от рождения, и, таким образом, вынужден развить концепцию врожденных идей. Еще одной особенностью философии Декарта является дуализм, т.е. решение основного субстанционального вопроса философии в пользу наличия не одной, а двух субстанций в мире и человеке — материальной (телесной) и духовной.

Итак, в системах Бэкона и Декарта  проявились две тенденции, ставшие  затем ведущими в европейской  философии: линия эмпиризма, тяготеющая к опыту, и линия рационализма.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"