Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 12:21, шпаргалка
1.Понятие Мировоззрения
Мировоззрение — это целостность представлений человека о себе, о мире, о своих взаимоотношениях с миром, о своем месте в мире и жизненном предназначении.
Мировоззрение является формой общечеловеческого самоопределения:-мировоззрение дает человеку не просто законы, знание реальности, но и знания с собственной оценкой и отношением;-Предмет мировоззрения — отношения человека и мира.
1.Понятие Мировоззрения Мировоззрение — это целостность представлений человека о себе, о мире, о своих взаимоотношениях с миром, о своем месте в мире и жизненном предназначении. Мировоззрение является формой общечеловеческого
самоопределения:-мировоззрение Мировоззрение составляет основное ядро личности, ведь он формирует фундамент для намерений и планов человека, формирует важные жизненные ценности, из которых мы создаем нормы поведения и жизненную позицию, способствует самоутверждению личности в окружающей среде, ведь человеку не нужны доказательства истинности знания о мире, чтобы иметь четкую ориентацию в мире. Это он получает через выбор, обусловленный не столько знаниями о мире, сколько оценкой определенных ситуаций. Основные Функции Мировоззрения 1."Вписать" человека
в мир;2Дать жизненные .Структура Мировоззрения1Мироощущение; Мироощущение — это способ утверждения мировоззрения, в котором мир и отношение человека к нему воспроизводятся в чувственно-эмоциональной форме. Переживания и оценки направлены не на отдельные явления, а на мир в целом и на общую позицию человека в нем. Это — духовное состояние человека, которое определяет принятие или непринятие человеком мира, его доверие или недоверие по отношению к людям и т.д. Мировосприятие. На этом уровне мировоззрения мир дается человеку как предметная реальность, которая неким образом организована и упорядочена. Здесь более активны всякого рода знания, пространственно-временные представления о мире, которые объединяясь, формируют действительный образ мира, то есть действительное мировоззрение. Миропонимание — это уровень мировоззрения, на котором происходит дальнейшая конкретизация мировосприятия. Это превращает его в высший уровень организации мировоззрения, что позволяет человеку определить мотивы и ориентиры в каждой жизненной ситуации. То есть, мир становится целостным. Это можно выразить следующей формулой:Миропонимание = абстрактное мышление + теоретическое познание |
2.ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ |
3. Предмет и основные проблемы философии. Функции философии. Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Функции: 1) мировоззренческая - с помощью философии у человека формируется мировоззрение. 2)Теоретико-познавательная - философия познает мир, вырабатывает новые знания. 3) Ценностно-ориентационная - философия анализирует ценности и ориентирует человека на них. 4) Интегративная - философия соединяет все знания и опыт, накопленные человеком в единую картину мира. 5) Критическая - критически анализирует происходящие явления в чем-то (полит, эконом. мире, личности и тд) 6)Прогностическая - философия анализирует соц. происш. и предсказывает всякую 7) аксиологическая – соц., нравственные, эстетические ценности. 8)методологическая – применение определенных методов, позволяющих получить определенные знания. Специфика философии: • Взгляды философов не подвергаются экспериментальной проверке( из-за этических соображений) • В философии нет прогресса • В философии существуют вечные вопросы пока существует мыслящий человек, а наука не возвращается к старому я; Любой философ отражает свое мировоззрение; • Философия плюорестична (Плюрализм— философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания либо форм бытия (онтологический плюрализм). •Одного языка, понятного всем философам, нет. |
4.Предпосылки возникновения
и особенности развития Космоцентризм — это первый
этап развития античной философии, который
часто называют досократовским, он сохраняет
вначале черты мифологии. Вместе с тем
и пифагорейцы, и представители милетской
и элейской школ выступают как философы,
поскольку стремятся познать Космос, внешний
мир, построить моноэлементную модель
бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и
Анаксагор делают значительный шаг от
мифологии к философии, поскольку они
пытаются объяснить мир из единого начала
(воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе
с тем у них есть общее с мифологической
традицией, поскольку все они с разными
оговорками не только признают сущее за
проявление беспредельно-стихийного первоначала,
но и считают его живым, развивающимся
существом. Кроме того, они чаще всего
не доказывают свои утверждения, а изрекают,
как это делает, например, Гераклит. Вместе с тем это принципиально
важный этап становления философии как
сферы рационального постижения исходных
оснований Космоса, стремления проникнуть
через видимое в невидимое, начало различения
явления и сущности, бытия и небытия. Тем
самым происходит становление философской
категориальной системы. Следует отметить
значение первых космоцентрических философских
концепций, поскольку самое сложное —
начало чего-то фундаментального. Начало
европейской философии, у истоков которой
стояли греки, — революция в интеллектуально- |
5.Натурфилософия античности. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, – просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, – явилась не только непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Она также является колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западноевропейской и византийско-православной. Именно античная цивилизация окончательно преодолела в своем культурном развитием рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила “логику вещей” от “логики слов и мыслей”, утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деятельности возможно только по его собственным законам. Историческая заслуга поздней
древнегреческой мифологии Не боги создавали космос,
а космос создал из себя богов –
с таким мировоззренческим |
6.Атомистический материализм Демокрита. В V в. до н. э. возникает атомистический материализм, наиболее выдающимся представителем которого был Демокрит (480-380 до н. э.). После Зенона, доказывавшего, что представление о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества вещей и их подвижности должна была считаться с этими результатами элейской критики, и притом не только в целях философии, но и в интересах математики. Гениальной попыткой преодоления этих трудностей явилось учение античных атомистов. В отличие от элеатов, Демокрит считает, что окружающий нас мир — как о том говорят нам данные чувственного восприятия — многообразен и изменчив. В нем есть как бытие (материя), так и небытие (пустота). Чтобы логически непротиворечиво объяснить устройство мира, он вводит понятие атома — мельчайшей неделимой частицы материи (по греч. «атом» буквально означает «неделимый»). Демокрит утверждает, что мир состоит из бесчисленного множества атомов, которые движутся в пустоте. Демокрит рисует картину эволюции мира. Существует первичный атомный хаос: множество разнообразных по форме, величине, весу атомов носится в пустоте. При столкновении атомы разлетаются, и в результате этих массовых столкновений возникает вихревое движение. В вихре подобные подходят к подобным. В центре вихря в конце концов образуется Земля, на периферии образуются светила. Земля представляется Демокриту плоской, вращающейся вокруг своей оси. Демокрит полагает, что атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Атом неделим, вечен, лишен содержания, но имеет определенную форму, величину. Многообразие форм атомов и их комбинаций объясняет многообразие явлений мира. Важнейшим свойством атомов является движение. Оно вечно, не имеет начала и не нуждается в какой-то особой причине для своего существования. Пустота — необходимое условие движения, поскольку оно возможно только в пустоте. Сталкиваясь, атомы соединяются в разнообразных сочетаниях. Видимые нами тела — это скопища атомов, которыми и определяются их свойства. Атомы неизменны и вечны, а вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и изменчивы. Первоначальные различия атомов лежат в основе всех наблюдаемых различий вещей. Ни одно из них, следовательно, не бывает беспричинным. Таким образом, признание универсальной причинности непосредственно вытекает из атомистики. Поэтому Демокрит одновременно и отрицает случайность, и признает ее. Он отрицает случайность, понимаемую как беспричинность: никакое событие не может возникнуть без причины; но он признает ее как противоположность целесообразности: никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо цели, и в этом смысле всякое событие случайно. Атомистическое воззрение Демокрит распространил на учение о жизни и душе. С его точки зрения, все живые существа, в том числе и растения, одушевлены, но в разной степени. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений он считает атомы особой формы — круглые, гладкие и весьма малые. Происхождение организмов Демокрит объясняет из различных физических условий, отвергая целесообразность. Душа, по Демокриту, состоит из особых огненных атомов и есть их временное соединение. Бессмертие души он отвергает. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представление о неделимости атома было оставлено физикой лишь на пороге XX в. |
77.Проблема человека в античной философии (софисты, Сократ). В период своего становления человеческое познание было направлено на объективный мир. Изменение общественной жизни, формирование новых общественных потребностей, накопление философией объема знаний обусловили дальнейший шаг в развитии философской проблематики. Произошел переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Возникло новое направление в философии, представителями которого были софисты и Сократ. Термин софисты применяется для обозначения группы древнегреческих мыслителей середины V - первой половины IV века до н.э. Ее наиболее видными представителями являются Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт. Со второй половины 4 века до н.э. слово "софист" стало обозначать особый тип философа-профессионала, учителя философии. •Софисты отождествляли мудрость со знанием, умением, способ¬ностью доказывать все, что они считали необходимым, выгодным. Они утверждали, что доказывать можно все, что потребуется доказать в тех или иных обстоятельствах. В философии софистов человек становится единственным бытием. По их утверждению, бытие вне человека не существует, человек только в себе самом может найти истину. Софист Протагор выразил свою мысль в следующем утверждении: "Человек есть мера всех вещей существую¬щих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют." Софисты подчеркивали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Учеником софистов, а затем их непримиримым оппонентом был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Для Сократа мерилом всех вещей является человек как разумное, мыслящее существо, поскольку в мышлении находят свое выражение общие законы. Основополагающей способностью человека является разум, способный дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы найти его. Исходным началом метода Сократа, помогающего рождению человеческой мысли, является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему Сократ пробуждал у людей сомнение в общепринятых истинах и тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая основывалась бы на логических аргументах. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания, сознание черпает из самого себя все понимание истины. Задача философа заключается в том, чтобы помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм. |
8.Философская система Платона. Наиболее выдающимися |
9.Общая характеристика
философии средневековья и Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э. Философия Средневековья — своеобразный исторический тип философии. Она представлена множеством имен, различных школ и направлений. Вместе с тем она отличается рядом присущих ей в целом особенностей. 1. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Философия средневековья имела два основных источника своего формирования. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее неоплатоновской традиции. Второй источник – Священное Писание. 2. Единство Священного Писания и Священного Предания, которые взаимно дополняют и поясняют друг друга. 3. В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации. Благодаря полисемантизму текстов Священного Писания открывается возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. 4. Все философски вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма. Теоцентризм— (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где в соответствии с этим принципом на высшую ступеньку в системе знания помещается теология — «наука» о Боге; ниже ее — находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже — различные частные и прикладные науки. Идея творения лежала в основе онтологии христианской философии Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении. Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия). Средневековая философия включает в себя идею божественного предопределения, теодицею, т.е. богооправдания перед лицом мирового зла, эсхатологическую идею, т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. |
10.Теоцентризм как важнейшая
особенность средневековой Средневековая философия представляет собой тот длительный отрезок времени в истории Европейской философии, который непосредственно связан с христианством. По мере того, как христианство
приобретает все большее |
11.Развитие схоластической
философии. Учение Ф. В средние века господствующей формой общественного сознания была религия, и в философии это монопольное положение религии выразилось в господстве схоластики (от греч. “схолатикос” — школьный, ученый) — такого типа философии, который характеризуется отрывом от реальной жизни. Многие философы схоластики, пытались отделить знание, философию от веры, религии. Фома Аквинский предвидя, что в перспективе в связи с успехами науки будут расшатываться позиции церкви, призывал с уважением относиться к правам рассудка, здравого смысла, разумеется, в рамках их подчиненности вере, религии и принципиальной согласованности с ними. Он исходил из того, что божественное провидение осуществляется не непосредственно, а посредством естественных законов, а раз так, то человек способен своей деятельностью влиять на ход событий. Тем самым, с одной стороны, была заложена предпосылка будущей протестантской этики, а с другой — основание для будущего ньютоновского “божественного первотолчка”. С “легкой руки” Фомы Аквинского величайшим философским и научным авторитетом средневековья (“предшественником Христа в деле познания природы”) стал Аристотель. С 1366 г. специальным папским декретом схоластам повелевалось изучать “Логику”, “Метафизику” и “Физику” Аристотеля, без чего нельзя было получить ученую степень. Как известно Аристотель колебался между материализмом и идеализмом, и поэтому схоластами использовалась та часть, его учения которая тяготела к идеализму и религии. Так обстояло, например, дело с аристотелевским учением о форме. Бог для томистов тоже есть “форма всех форм”, чистая, лишенная материи форма, он — действующая и конечная причина мира, созданного богом из “ничего”. Материя занимает у Аквината подчиненное, второстепенное место, она — совершенно неопределенная и абсолютно пассивная потенция (возможность), и лишь духовная форма превращает ее в действительность.В известном смысле вся схоластика есть философствование в пределах интерпретации Библии и других религиозных текстов. В этом она противоположна науке Нового времени с ее стремлением открыть истину благодаря опыту, эксперименту. Положительная сторона учения. Прежде всего необходимо отметить их вклад в развитие логики. В трудах схоластов была сохранена преемственность с античной философией в области интеллектуальных навыков, необходимый для философской рефлексии понятийно-терминологический аппарат. Отметим также вклад схоластов в развитие лингвистики. |
12.Антропоцентризм и
гуманизм философии эпохи С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха – эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви. Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий. Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму: – Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов; – Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан; – Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии. Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности). Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Этапы развития гуманизма: – светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви; – ценностно-моральный акцент философии и литературы. Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Основные черты философии эпохи Возрождения: – отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы; – использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура); – тесная связь с естествознанием; – исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Никколо Макиавелли (1469–1527) – один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства. Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы – государства.Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли. Вопросы, которые рассматривает Макиавелли: – «Что лучше: внушать любовь или страх?» – «Как государи должны держать слово?» – «Каким образом избегать ненависти и презрения?» – «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?» – «Как избежать льстецов?» и др. |
113.Натурфилософия эпохи Возрождения. Пантеизм Н. Кузанского. Онтология вошла в противоречие со средневековой философией. Бог уже менее абсолютен и властен, чем раньше. Он не творит мир из Ничего (Ничто), а сливается с ним.Характерна попытками замены теоцентризма и креацинизма идеями вечности и бесконечности Вселенной.Николай Кузанский (Кребс, Кузанец) (1401-1464)немецкий философ, богослов, астроном, математик, кардиналПисал философские и математические трактаты за один присест. Предвосхитил главные идеи философии Нового времени.Онтология КузанскогоСторонник пантеизма. Бог есть абсолютный максимум, единое, который не находится вне мира, а мир пребывает в единстве с ним. Бог содержит мир в себе. В этом диалектика всеобщей взаимосвязи Бога и мира.Философия, изучая Бога и природу, есть натурфилософия (философия природы).Гносеология КузанскогоОсознавая непознаваемое, мы, тем самым, уже имеем определенное знание о нем (критика агностицизма).Выделение отдельного уже свидетельствует о существовании целого, т.е. доказывается диалектическая взаимосвязь категорий «единичное» и «целое».Джордано Бруно (1548-1600),итальянский философ, противник схоластики,Высказывал материалистические взгляды, критиковал религиозные догматы (о непорочном зачатии). Осужден церковью. 8 лет в заключении. Отказался отречься от своих взглядов. Сожжен в Риме на костре как еретик. «Вы вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю».Онтология БруноСторонник пантеизма.Природа неуничтожима, бесконечна. В бесконечной Вселенной существует множество миров со своими центрами (в виде звезды). Поэтому Бог не может быть чем-то изолированным. Он мировое целое, которое везде. Бог в самой природе как ее внутреннее деятельное начало (это пантеизм) и вне ее не мыслим.Был также сторонником гилозоизма – во всем, в каждом предмете (или в его частице) есть одушевленное начало, и хотя бы в зародышевой форме потенциальная жизнь. «И камень мыслит!». |
14.Философия власти и политики Никколо Макиавелли. Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли (1469-1527): Человек изначально обладает злой природой; движущими мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде; для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство; на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется; правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»; ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым; в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. |
15.Особенности развития
философии и науки Нового Итак, в системах Бэкона и Декарта проявились две тенденции, ставшие затем ведущими в европейской философии: линия эмпиризма, тяготеющая к опыту, и линия рационализма. |