Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:12, тест

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

философия на сегодня.docx

— 45.54 Кб (Скачать файл)

1. Натурфилософия. Наивный материализм античной эпохи.

Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — исторический термин, обозначавший (примерно до XVIII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания[1]. Впервые термин «philosophia naturalis» встречается у Сенеки. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Яркими представителями натурфилософии в средние века являлись схоласты. Большинство натурфилософских систем до XVIII века были чисто умозрительными; с появлением классической физики натурфилософия быстро вытесняется философией науки, отсекающей всякую гипотезу, которая не представляется необходимой для доказательства. Тем не менее, различные натурфилософские системы появлялись в XIX и XX веках.

Под натурфилософией обычно понимается философская и естественно-научная дисциплина, в рамках которой делается попытка свести все доступные на данный момент знания о природе в единую систему, основанную на некоторых исходных принципах. Неизбежные пробелы в естественно-научных знаниях заполнялись при этом экстраполяцией уже известных фактов, основанной на принятой в данную эпоху научной картиной мира. В круг интересов натурфилософов попадали вопросы космологии, космогонии, строения вещества, сущности движения. Различные натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др.

Наивный материализм

Античный материализм - это наивный (или стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии.

Уже философы милетской школы стояли на позициях стихийного материализма. Наиболее чётко материалистическое мировоззрение выражено в творчестве Демокрита из Абдер. Для всего периода Древней Греции Демокрит был наиболее знающим и образованным человеком. Гегель и Маркс называли его энциклопедическим умом Греции. Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты. Соединения первоначал - атомов (бытие) ведут к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) предметов - переходу их в пустоту (небытие). Атомы - вечные, неделимые, неизменные; мельчайшие элементы материи. Движение - важнейшее свойство атомов и всего реального мира Пустота: не имеет плотности, едина, бесформенна. Бытие: абсолютно плотно, множественно, определено своей внешней формой. Атом - абсолютно плотный, не имеющий в себе пустоты, не воспринимаемый чувствами из-за маленьких размеров. Материалистические идеи Демокрита плодовито разрабатывал его младший соотечественник Эпикур, а также последователь двух великих греков римский философ Лукреций Кар.

__________________________________________________________

2.Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Фалес из Милета (625-547 до н.э.) родоначальник европейской науки и философии; кроме того, он математик, астроном и политический деятель. Фалес произвел переворот в мировоззрении, выдвинув идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев всего во влаге. Все происходит из воды и в воду же обращается. По представлению Фалеса, Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном; она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма. В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной всё полно богов, всё одушевлено, всё имеет душу. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Приемник Фалеса Анаксимандр (610-540 до н.э.) первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию (то, что существует само по себе) ее части изменяются, а целое остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное начало: оно не доступно чувственному восприятию, но постижимо разумом. А все существующее как бы рассыпано в виде крохотных долек. (частички земли – конкретные массивы).

Анаксимен (585-525 до н.э.) полагал, что первоначалом всего является воздух. Все вещи возникли из воздуха, и представляют собой его модификации (образ), образующиеся путем его сгущения.

Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями и положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего.


3. Философская школа элеатов.

Ксенофан из Колофона (565-473 до н.э.) – изложил свое учение стихами. Всю жизнь был бедным, скитался по различным городам Греции. Высмеивал богов в человеческом виде. Считал, что бог ни душой, ни телом не походит на смертных. Высказывал ряд мыслей о происхождении Земли, пологая, что она появилась из моря. В качестве аргументов он ссылался на то, что в отдалении от моря находят раковины, а на камнях отпечатки рыб и растений. Полагал, что Бог не отделим от мира, что есть лишь одно бытие во многих видах и это одно – Бог.

Парменид (конец VII-VI в. до н.э.) – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы. Родился в знатной семье и провел молодость в забавах и роскоши. Принимал активное участие в политических делах родного города. Философию разделил на философию истины и мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах же, говорил он, точности нет. Центральной идеей является бытие, соотношение мышления и бытия. Глубокая мудрость его идеи заключается в том, что нельзя мыслить о том чего нет, это не возможно. Мысль будет метаться в поисках небытия. Небытие не доступно ни чувствам, ни мыслям. Считал, что Вселенная не имеет недостатков. Все наполняется бытием.

Зенон (490-430 до н.э.) – философ и политический деятель, последователь Парменида. От Парменида научился презирать роскошь. Вся его жизнь – борьба за истину и справедливость.

Элеатам не удалось доказать, что движения нет.


4. Атомистическое  учение Демокрита.

Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Эта гипотеза связана с Демокритом (470-460 до н.э.- умер в глубокой старости). Первоначало сводил к атомам, и вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек – атомов, движущих в пустоте. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединение атомов образуют все многообразие природы. Согласно атомистам, душа тоже состоит из атомов- с единой субстанцией. Демокрит разработал научный метод познания, основанный на новом опыте, наблюдение и теоретическое обобщение фактического материала. Ощущения считал он представляют основу познания. Вселенная его строго подчеркнута принципу причинности: все возникает на каком либо основании и в силу причинности. Душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов. Он впервые высказал идею проэктивной объективации субъективного образа : от вещи отделяются тончайшие поверхности, втекающие в глаза, уши и т.д. При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того что видимо. Демокрит был тверд в признании бытия Бога. Боги состоят из атомов , а бог есть космический разум.

_________________________________________________________________

5. Великим диалектом античного мира является Гераклит из Эфеса (530-470 до н.э.) Он принадлежал к царскому роду. Все существующие постоянно переходит из одного состояния в другое. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель, бытие и небытие – связаны между собой и переходят друг в друга. Получается, что ничего нет, все лишь становится. Согласно его воззрениям, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называет вечным всеобщим Логосом, т.е единым и общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все – едино! Гераклит учит, что мир единый из всего, не создан никем из богов и людей, а был, есть и будет живым огнем. Но он не ставит огонь на место воды и воздуха. У Гераклита Космос – это вечно пылающий огонь. Он тождествен божеству. Огонь как душа Космоса предлагает разумность и божественность. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождения души новой жизни.


6. Софисты и софистика.

Софистом изначально называли человека, который посвящал себя умственной деятельности.  Софистов было много, но основных трое: Протагор (480-410 до н.э.), Горгий ( 483-375 до н.э.), Продик ( родился между 470-460 до н.э.). Все они разделяли схожие воззрения.  Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности. В своих стремлениях к убедительности,  софисты доходили до идеи, что можно, а не редко и нужно, доказать все, что угодно, и также все угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельства. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.

Протагор. Ему принадлежит знаменитое положение: Человек есть мера всех вещей. Написал закон, определявшие мократический образ правления и обосновал равенство свободных людей. Горгий. Доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. Пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Когда мы считаем человека хорошим, но когда мы говорим о нем, возможно, что он уже сделал нечто плохое. Продик. Проявлял интерес к языку. Он составил этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, т.е. различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора.

__________________________________________________________________

7.Философское  учение Сократа – поворотный  пункт в истории античной философии.

Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.) Сократ — античный мыслитель, первый афинский философ.

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела.  Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал: “…пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас… говоря то самое, что обыкновенно говорю. Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи: “Но вот уже время идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога”. Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”. Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Основные идеи: Майевтика и ирония  Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя. О человеке Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра. Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого. Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна. Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.


8. Кинизм. Диоген как представитель школы киников.

Ки́ники (др.-греч. κῠνικοί, от κύων (собака) и/или Κῠνόσαργες (Киносарг, холм в Афинах); лат. Cynici), кинизм — одна из наиболее значительных сократических философских школ. Её родоначальником считается ученик Сократа Антисфен[1], ярким представителем — Диоген Синопский.

Диоген Синопский стал символом движения киников. Диоген был старшим современником Александра. Один из источников говорит, что он умер в Коринфе в тот же день, что и Александр в Вавилоне.

Диоген решил жить, как собака, и поэтому его назвали "киником", что означает собачий (ещё одна версия происхождения названия школы). Он отвергал все условности, касающиеся и религии, и манер, и одежды, и жилища, и пищи, и приличий. Говорят, что он жил в бочке, но Гилберт Маррей уверяет, что это ошибка: то был огромный кувшин, какие употреблялись в первобытные времена при погребениях. Он жил, как индийский факир, подаянием. Он заявляет о своем братстве не только со всем человеческим родом, но также и с животными. Он был человеком, рассказы о котором собирались ещё при жизни

Учение Диогена никоим образом не было тем, что мы теперь называем "циничным", как раз наоборот. Он пламенно стремился к "добродетели", в сравнении с которой, как он утверждал, все земные блага ничего не стоят. Он искал добродетель и моральную свободу в освобождении от желания: будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха. Диоген считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес человеку искусства, породившие сложность и искусственность современной жизни.

Метод и путь, ведущий к свободе и добродетелям, Диоген обозначает понятиями - "аскеза", "усилие", "тяжкий труд". Тренировка души и тела до готовности противостоять невзгодам стихии, умение господствовать над похотями, более того, презрение к наслаждениям - фундаментальные ценности киников, ибо удовольствия не только расслабляют тело и душу, но серьезно угрожают свободе, делая человека рабом своих привязанностей. По этой же причине осуждался и брак в пользу свободного сожительства мужчины и женщины. Впрочем, киник также находится вне государства, его отечество - целый мир. "Автаркия", т.е. самодостаточность, апатия и безразличие ко всему суть идеалы кинической жизни.

 


 

9.(проболжение).Учения Платона и Аристотеля.

В учении Платона можно выделить онтологию, гносеологию, начала социальной философии. Платон обозначил начало философской традиции, которая именуется объективным идеализмом. Он мысленно разделил мир на две части: ту, которая существует вечно – это мир сущностей или мир идей, целей, и ту, которая всегда исчезает, имеет начало и конец, принимает различные формы и, в конечном итоге, достигая своей цели, рано или поздно исчезает из чувственно воспринимаемого людьми мира. Идея – это сущность, к которой стремятся отдельные предметы. Верховная идея – добро и совершенство ищут себя через различные проявления, и именно эта идея вечна и неисчерпаема. Безусловно, это учение не могло не опираться на идею Создателя всего порядка идей – Высшего мастера, Демиурга, замыслившего порядок мира, сотворившего Космос (порядок) и вдохнувшего в него живую разумную душу. Мир идей существует, по Платону, независимо от мира людей, они не могут на него повлиять: этот мир объективен. Отсюда: учение Платона – ярчайший пример объективного идеализма. В теории познания Платона опирается на представление о душе: душа бессмертна, а тело, как все чувственно воспринимаемое, имеет конец; душа всегда в путешествии, она соприкасается с миром идей, после расставания с телом она созерцает идеи, а впоследствии «припоминает» их. Весь процесс познания представляет собой припоминание, которое осуществляется в процессе мышления и не зависит от чувственно воспринимаемой действительности. Побуждать мышление следует путем постановки вопросов и ответов на них (путем диалектики то есть развития, движения мысли), постигая , наконец, трансцендентальную ( нездешнюю, внеземную) действительность мира идей. Душа человека, по Платону трехчастна: она обладает разумом, волей и чувством. Отсюда вытекают основные добродетели – мудрость, мужество, умеренность; соединенные вместе они образуют основную добродетель – справедливость. Преобладание в человеке одной из добродетелей, по Платону, делает одних философами, других воинами, третьих – хорошими работниками в любой области. Распределение в обществе должны быть таковым, чтобы философы управляли, воины защищали отечество, работники приумножали богатство страны. Философия Платона характерна тем, что в ней создана цельная система представлений о бытии, мышлении, познании, человеке, обществе, морали. Несмотря не то, что она представляет собой пример объективного идеализма, она по праву считается классической, то есть образцовой, по полноте рассматриваемых проблем.Академия Платона просуществовала около 900 лет.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"