Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 18:46, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

_Жаворонкова А.С., Шпаргалка по философии.doc

— 767.00 Кб (Скачать файл)

Относительность. Относительность истины — это ее неполнота, условность, незавершенность, приблизительность, вхождение в нее лишь субъективно значимых компонентов, устраняющихся из знания перманентно как не совместимые с природой вещи.

Процессуальность. Истина является динамическим качеством познания, которое возникает как суверенный итог отдельных несуверенных познавательных актов, предпринимаемых человечеством в заданных условиях.

Конкретность. Конкретность истины является синтетическим, интегральным параметром, он вытекает из абсолютности, относительности, процессуальности истины. Истина всегда конкретна, потому что получена субъектом в некоторой наличной обстановке, которая характеризуется единством места, времени, действия.

Конкретность истины является ее определенностью — независимо от степени строгости и точности истина имеет предел положительной применимости, где понятие последнего задается областью фактической выполнимости теории.

Основные пункты конкретности истины:

— истина исторична — реализуется в некоторой ситуации, характеризуемой единством места, времени, действия;

— истина динамична — абсолютное дано относительно и через относительное, оно имеет свои границы и исключения;

— истина качественна — есть интервал выполнимости, за пределы которого экстраполяция истины недопустима.

Хотя базой для науки является истина, наука содержит массу неистинного:

— теории, содержащие противоречия;

— недоказанные теоремы;

— неразрешенные проблемы;

— гипотетические объекты с неясным познавательным статусом;

— парадоксы;

— противоречивые объекты;

— неразрешимые положения;

— необоснованные предположения;

— порождающие антиномии представления и рассуждения и др.

Наука не может пропускать гипотетические, маловероятные знания вследствие того, что: полностью не доказана его противоречивость; имеются надежды на его скорое обоснование; критическое испытание гипотетического знания провоцирует производство нового знания и др.

 

42. ОТКАЗ ОТ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЗНАНИЯ

 

Первыми, кто сделал шаг к отказу от проблематики сознания, были:

— Джон Дьюи (1859–1952);

— Мартин Хайдеггер (1889–1976);

— Людвиг Витгенштейн (1889–1951).

Джон Дьюи  — американский философ, один из ярчайших представителей неопрагматизма.

Прагматизм — направление в философии, которое ведет свое начало от американского философа Пирса, оно видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, служит ли оно действию, жизненной практике.

Основным понятием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мнению Дьюи, философия появилась не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому главной задачей философии является такая организация жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, которая способствовала бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире.

Главная идея Дьюи, определяющая суть его философии, — инструментализм.

Инструментализм  — направление в философии, согласно которому ум и интеллект точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы.

По мнению этого мыслителя, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей.

Мартин Хайдеггер  — немецкий философ, сторонник экзистенциализма.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности.

По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные Хайдеггером:

— Для чего живет человек?

— В чем смысл его жизни?

— Каково место человека в мире?

— Каков выбор им своего жизненного пути? Людвиг Витгенштейн  — австрийский мыслитель, логик и математик. Людвиг Витгенштейн:

— развивал идеи лингвистической философии;

— разрабатывал проблемы математической логики;

— анализировал язык математики как наиболее совершенный язык научного знания.

Он предлагал свести все научное знание к логике и математике, тем самым абсолютизируя значимость формальных преобразований, якобы могущих выразить содержательные утверждения о мире.

Главное произведение позднего периода Витгенштейна — «Философские исследования», в которых он трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Задача же философии сугубо «терапевтическая» — устранение путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений, которые оцениваются им как своего рода заболевания.

 

43. ТЕМА СОЗНАНИЯ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ XIX–XX вв.

 

История русской литературы является богатым культурно-историческим феноменом.

Наиболее содержательным периодом русской философии является XIX в. Этот период был «золотым веком» в истории русской духовности, веком классики и универсализма. Этому столетию присущ органический синтез философской мысли и художественного слова.

Начало русской классической философии положило творчество Чаадаева (1794–1856). В его «Философских письмах» с религиозной точки зрения были поставлены вопросы:

— Каковы особенности исторического развития России и Западной Европы?

— Что такое русское национальное самосознание? Философская политика Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX в. и возникновению в ней двух противоположных течений — славянофильства и западничества.

Славянофилы связывали судьбу России с развитием русского национального сознания и расцветом русской православной религии.

В истории русской философии, которая всегда уделяла большое внимание религиозной теме, особое место принадлежит Н.Ф. Федорову (1828–1903), поставившему в основу всей своей системы идею «всеобщего спасения». Отличительной особенностью мысли Федорова является его непримиримое отношение к смерти, необходимости ее активного преодоления. В его известной работе «Философия общего дела» звучит призыв к «действию», а не пассивному созерцанию мира и выражена вера в то, что разум и сознание человека могут сами по себе осуществить эту задачу.

Николай Александрович Бердяев (1874–1948) — один из ярчайших представителей русской религиозной философии. Для социального переустройства общества, согласно Бердяеву, нужно прежде всего не техническое переустройство, а духовное возрождение. Для России это связано с утверждением «русской идеи». По мнению Бердяева, главной отличительной чертой русской идеи является религиозный мессианизм, который пронизывает все общество, его культуру, сознание. Суть национальной русской идеи — осуществление царства Божия на земле. Бердяев с критикой относится к крайностям и славянофилов, и западников в их выводах о месте России в мировой истории. Россия, по его мнению, может осознать себя и свое призвание в мире лишь в свете проблемы Востока и Запада. Она находится в центре этих миров и должна сознавать себя «Востоко-Западом», соединителем, а не разделителем их.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900) — русский философ-идеалист, поэт, публицист, литературный критик. Он стал основоположником русской христианской философии как самобытного целостного сознания.

Главной идеей Соловьева является идея «всееди-ного сущего». Предельно высшее единство сущего, согласно Соловьеву, — это Бог. Абсолютная глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Только Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неизмеримое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мирового сознания, т. е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства.

 

44. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.

С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др.

Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

Теория познания  — специальное исследование познания, которое делится:

— на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию;

— на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания:

— природа познания;

— возможности и границы познания;

— отношение знания и реальности;

— соотношение субъекта и объекта познания;

— предпосылки познавательного процесса;

— условия достоверности знания;

— критерии истинности знания;

— формы и уровни познания и др.

Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой:

— одни ученые изучают объективную реальность, а другие — саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства;

— одни находят знания, а другие — знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка:

— gnosis — познавание, узнавание (познание, знание);

— episteme — знание, умение, наука.

В русском языке термин «познание» имеет два основных значения:

— знание как данность, добытый факт;

— процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения.

Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания.

Теория познания должна:

— обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское;

— объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания:

— исследует природу человеческого познания;

— исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания);

— рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях;

— исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их.

Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.

 

45. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

 

Познание  — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Виды познания:

Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой.

Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой.

Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки.

Сущность научного знания заключается:

— в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем;

— в достоверном обобщении фактов;

— в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным — общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.

Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы.

Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы:

— ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения);

— восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений);

— представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания:

— понятие;

— суждение;

— умозаключение.

Понятие  — это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов.

Суждение  — мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"