Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:33, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Люди отличаются
от животных своим осмыслением
Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:
— духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);
— социальной культуры (нравственной, правовой, политической);
— технологической культуры (технической, научной, инженерной).
Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии — общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.
9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ
Философия — одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века.
Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно чувствуется в эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем — ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в нынешний период истории, в самом начале III тысячелетия.
С самого начала изучения философии студенты уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, объяснить в некотором смысле, что такое философия.
В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) часто удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, например:
— конечен или бесконечен мир;
— существует ли абсолютное, окончательное знание;
— в чем человеческое счастье;
— какова природа зла.
К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные:
— какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации;
— как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля;
— как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы;
— как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества;
С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.
Изучение философии помогает понять и осознать стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер.
Обычных людей философия может интересовать как минимум с двух точек зрения:
— для лучшей ориентации в своей специальности;
— для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.
Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.
Предметом философских размышлений всегда были:
— природный и общественный мир;
— человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом.
Своеобразие философии сказалось в характере мышления — философы создавали главным образом трактаты, которые имели обращения к знаниям, разуму людей.
Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Важнейшие функции философии:
— обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний;
— открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия;
— прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
10. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС
История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.
Историко-философский процесс — это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).
Предмет истории философии — это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.
История философии:
— теоретическое, предельно рациональное осмысление важных мировоззренческих вопросов о мире и бытии человека в нем;
— отражение общей логики культурного развития человечества (знание эпохи о самой себе, ответ на зов своего времени);
— единство различного, множество эпох, направлений и течений в них, отдельных школ, учений и идей, их живого диалога;
— конкретно-исторические представления людей об окружающем их мире и своем месте в нем;
— нескончаемый творческий процесс теоретического поиска истины;
— активный диалог идей, преемственность и взаимообогащение различных мировоззренческих систем;
— история личностей, их жизненного опыта, интеллектуального поиска и размышлений о важнейших мировоззренческих вопросах. Историко-философский процесс по отношению к мыслителям: активное самовыражение ярких мыслящих индивидуальностей; становление цивилизованного, культурного, свободного человека.
Важнейшие системы историко-философского процесса:
— теологическая философия (движущая сила — Бог);
— метафизическая философия (движущая сила — трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);
— идеалистическая философия (движущая сила — духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);
— натуралистическая философия (движущая сила — природа человека, обладающего страстями, побуждениями);
— материалистически-
Философия истории бывает:
— индивидуалистическая;
— коллективистская;
— детерминистская (фаталистическая);
— индетерминистская (активистическая).
В истории философии можно увидеть и проследить интеллектуальный, нравственный и эстетический опыт человечества.
Основные проблемы в истории философии:
— смысл и цель человеческой жизни;
— поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.
Основные этапы историко-философского процесса: философия античного мира; философия Средних веков; философия эпохи Возрождения; философия Нового времени; философия эпохи Просвещения; философия конца XIX — начала XX вв.; философия XX в.
С объективной стороны
история философии — это
11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
1. Философская мысль Древнего Китая и Древней Индии зарождается на фоне мифологии как первой формы общественного сознания. Основное свойство мифологии — неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин, она объясняет явления мира действием богов и героев. Впервые в истории человечества в мифологии ставится и ряд собственно философских вопросов: что такое жизнь и смерть; как возник мир и как он развивается и др.
2. Философия Древнего Китая и Древней Индии зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. В Древней Индии философия возникла примерно в I тысячелетии до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. Авозникновение философии в Китае относится к VI–V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества: рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей, а также разорение общинников.
3. Философия Древнего Китая и Древней Индии обращена к общечеловеческим ценностям. Человек должен овладевать философской мудростью, чтобы получить общечеловеческие ценности. Для этого ему следует научиться разбираться:
— в проблеме мира и его познания;
— в проблеме взаимодействия человека и природы;
— в проблеме смысла жизни человека и др. Философия Древнего Китая и Древней Индии интересовалась проблемами:
— прекрасного и безобразного;
— добра и зла;
— справедливости и несправедливости;
— дружбы, товарищества;
— любви и ненависти;
— счастья, наслаждения и страдания и др.
4. Закономерность развития философии Древнего Китая и Древней Индии — это мировоззренческий характер философского знания. Философские взгляды, теории, идеи, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, иногда эклектическими (соединениями двух предыдущих типов мировоззрений).
Идеализм представлен в философии Древнего Китая и Древней Индии в своих двух разновидностях: как объективный и как субъективный идеализм — это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.
В философии Древнего
Китая и Древней Индии
— движение;
— противоположность;
— единство;
— материя;
— сознание;
— пространство;
— время;
— мир.
В философии Древнего Китая и Древней Индии не ставится проблема дискретности материи и ее строения. Материя рассматривается в ней:
— как некая «помеха» душе;
— как некое субстанционное начало.
В решении проблем познания философия Древнего Китая и Древней Индии подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. При этом исследовалось четыре источника достижения истины: восприятие; вывод; сравнение; доказательство.
Важнейшая проблема социальной философии — это проблема народа и правителя.
Философия охватила все духовные ценности Древнего мира: искусство и религию; этику и эстетическую мысль; право и политику; педагогику и науку.
Вся духовная цивилизация Древнего Китая и Древней Индии несет в себе обращение к бытию личности, ее самосовершенствованию и самосознанию через уход от материального мира.
12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Античный мир — эпоха греко-римской классической древности.
Античная философия — это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.
Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.
Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:
— натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
— гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
— классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
— период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);
— неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:
1) античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
2) античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
3) античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;