Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 246.79 Кб (Скачать файл)

Другим аспектом медицины, принципиально доступным для  философского анализа, является определение  места медицины в системе наук. Вопрос о месте медицины далеко не праздный, речь идет о критериях, подходах, моделях знания, определяемых через  указание на специфику медицины как  науки. Медицина возникает на пересечении  биологии, химии, физики, техники как  особая отрасль. Вопрос о том, имеет  ли медицина собственные фундаментальные  знания или заимствует их из других наук, является до сих пор дискуссионным. Невозможно не заметить, что приоритет  медицины всегда лежал не в области  теоретических исследований, а в  практической помощи больным. Таким  образом, медицина имеет двуединую  практико-теоретическую сущность и  ориентирована на конечный результат  больше, чем на стройность гипотез. К особенностям медицинского знания можно отнести естественнонаучную ориентацию (изучение человека только как биологической единицы); организмоцентризм, т.е. предпочтительное изучение организменного и субъорганизменного (тканевого, клеточного, молекулярного) уровней живого, а не популяции как в биологии; патологизм или сосредоточие внимания на формах патологической жизнедеятельности; а также развитый аксиологический (ценностный) компонент.

Третий аспект взаимодействия философии и медицины в явном  виде обозначился лишь во второй половине ХХ века. В медицине появились проблемы, не поддающиеся решению собственно медицинскими методами. Вплоть до этого  времени этическая компонента медицинского знания была сама собой разумеющейся; добросовестная деятельность врача  считалась априорно нравственной, решение  медицинских проблем связывалось  с развитием науки и техники. Биоэтические проблемы такого решения  принципиально не имеют. Их понимание  возможно лишь на пути рефлексии над  основами человеческого бытия и  западной культуры. Вместе с философскими проблемами медицины, культурологическим аспектом медицинского знания, методологическими  особенностями врачебной науки, биоэтика составляет часть предмета философии медицины.

Развитие медицинского знания стремительно изменяет мировоззренческие  установки человека. Можно провести аналогию между физикой начала двадцатого века и медициной и биологией  начала двадцать первого. Формирование новой медицинской проблематики ведет к изменению современной  культуры, что и проявилось в феномене биоэтического знания. Последнее  отнюдь не исчерпывается проблематикой  этической (отношениями врач-пациент, уважением прав пациента и т. п.), а скорее выражает испуг интеллектуальной элиты западного мира перед нарастающей  угрозой полного изменения культуры, и рождением новой, еще не понятной и, следовательно непредсказуемой, цивилизации.

    1. Категориальное описание мира.

 «научная картина мира»  Оно родилось, скорее всего как антитеза религиозному пониманию мира, религиозной картине мира. Если философия — мировоззрение (буквально «воззрение на мир»), с этим согласны многие, то она не может не быть картиной мира. И если философия отлична от науки, то и философская картина мира не может не отличаться от научной. Научная картина мира изначально является мозаичной, фрагментарной, так как она опирается на совокупность данных, получаемых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов.

Нет одной, синтетической  науки, которая бы исследовала и объясняла мир в целом (как целое). Ведь наблюдения и эксперименты по самому своему существу касаются лишь отдельных частей или сторон мира. Мир в целом в принципе ненаблюдаем и с ним как целым нельзя проводить эксперименты.

Философия, в отличие от науки, не связана с какими-то отдельными наблюдениями и экспериментами. Она опирается на весь опыт человека, который неизмеримо богаче каких-либо н-блюдений, экспериментов и связанных с ними гипотез, теорий. Философская картина мира использует язык категорий, — фундаментальных понятий, в которых сконцентрирован индивидуальный и общественно-исторический опыт человека. Категории — это краски и кисти философа, с помощью которых он пишет кар-тину мира. Специфика философской картины мира и состоит в том, что она является категориальной кар-тиной мира.

Слово «картина» давно  употребляется в самом широком  смысле, в том числе по отношению  к миру в целом. Во-первых, «картина» означает нечто «отображающее», передающее определенное видение, чувствование человека. Во-вторых, это слово говорит о целостном отображении чего-либо. Картина что-то изображает, то это что-то представляется в целостном, осмысленном виде. В-третьих, слово «картина» несет ту смысловую нагрузку, что оно включает в себя не только логически осмысленный, рассудочный момент, но и момент интуитивный, кон-кретно-образный, субъективный.

Выражение «категориальная картина мира» передает тот факт, что описание, объяснение мира осуществляется с помощью категорий, а язык категорий — особый язык, не сводимый ни к формально-логическому рассуждательству, ни к интуитивно-гадательному мышлению.

мир — это материя и  движение; в мире нет ничего, кроме  материи и движения.

Наиболее фундаментальными определениями мира являются материя и движение. Они же основополагающие категории, состав-ляющие ядро категориальной картины мира. Это значит, что все остальные категории являются частными определениями материи и движения.

Материя и движение —  две стороны мира. Движение занимает равное с материей положение в  мире.

Противоречие — всеобъемлющая, универсальная форма единства материи и движения.

Оно осуществляет диалектическую связь материи и движения, «сталкивает» их как противоположные определения и в то же время сливает во-едино, «делает» материю движущейся, а движение материальным.

Становление, в отличие от противоречия, не охватывает все формы связи материи и движе-ния. Его нельзя применить к миру в целом, т. е. нельзя сказать, что мир становится. В мире, конечно, посто-янно происходят изменения, превращения. Однако как целое он не имеет какого-то одного избранного на-правления всех изменений и превращений, что харак-терно для становления (как движения от низшего к высшему). Последнее имеет место лишь на отдельных «участках» мира, лишь для отдельных форм материи и движения (примеры: прогресс в живой природе, исто-рический прогресс). Таким образом, становление явля-ется особенной формой единства материи и движения.

Противоречие и становление  относятся друг к другу, в известном  смысле, как абстрактное и конкрет-ное единство материи и движения.

Итак, в основе категориальной картины мира лежат четыре категогии: материя, движение, противоречие, становление. Первые две являются самыми основными: они отражают определения, образующие мир. Вторые две связывают их.

    1. Категория материи.

Материя – философская  категория для обозначения объективной  реальности, данной нам в ощущениях  и существующей независимо от них (В.И. Ленин). Трактовки материи в философии: в объективном идеализме материя  трактуется как порожденная нематериальной субстанцией, духовным первоначалом –  Абсолютом, Высшим Разумом; в теизме и деизме материя сотворена Богом, а потому не является субстанцией, т.к. материя существовала не всегда: был  такой момент, когда ее не существовало (принцип креационизма); в субъективном идеализме отрицается существование материи вне сознания человека и утверждается, что материя – это внешняя проекция комплекса наших ощущений; в гилозоизме утверждается, что материя (природа) одушевлена, подобно человеку; в пантеизме материя отождествляется с субстанцией-Богом, обожествляется, трактуется как воплощение Бога; в метафизическом материализме материя первична по отношению к сознанию, качественно неизменна, не развивается, существуя по законам механики; в диалектическом материализме материя трактуется как объективная реальность, данная нам в ощущениях (Ленин), как субстанция, находящаяся в процессе саморазвития.

Развитие представлений  о материи: 1) Натурфилософские представления  о материи. В древнегреческой  натурфилософии VI-V вв. до н.э. материя  понимается как первоначало (субстанция, то из чего все возникает) и отождествляется  с различными природными стихиями (вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена, огонь у Гераклита и т.д.); 2) Естественнонаучные представления  о материи. В Новое время (XVII-XVIII вв.) в связи с развитием естествознания материя понимается как субстрат (то, из чего все состоит), как вещество, состоящее из атомов (идея восходит еще к Демокриту), обладающее свойствами неделимости, протяженности, плотности (Ламетри, Гельвеций, Гольбах и др.). Однако это понимание материи оказалось слишком узким, когда в конце XIX – начале XX вв. был сделан ряд открытий (элементарные частицы, поля, радиоактивность и др.); 3) Философско-гносеологические представления о материи. В начале XX века в целях преодоления кризиса в понимании материи В.И. Ленин в труде "Материализм и эмпириокритицизм" дает трактовку материи как философской категории для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания человека и отображается нашими ощущениями непосредственно или опосредованно (с помощью технических средств); 4) Философско-онтологические представления о материи. С середины ХХ в. материя начинает пониматься как субстанция, абсолютная реальность, "причина самой себя" (истоки – у Б.Спинозы), которая обладает множеством атрибутов (движением, мышлением, творчеством, вечностью, бесконечностью и т.д.). Так, в синергетике (И. Пригожин) опровергается традиционная идея о неспособности материи к саморазвитию и утверждается идея творческого характера саморазвития материального мира.

    1. Представление о материальной основе мира в древней греческой философии.

Анаксагор

Существенный вклад в  возможность плюралистического  видения мира внес Анаксагор (ок. 500 — 428 гг. до н. э.), который значительную часть своей жизни прожил в Афинах в период их наивысшего экономического и политического могущества. В своей философии он стоял на позициях стихийного материализма.

В качестве основы и движущей силы всего сущего он выдвинул ум, который  является у него не столько духовным, сколько материальным началом, движущей силой. Анаксагор считал, что небесные светила — это не божества, а  глыбы и скалы, оторвавшиеся от Земли  и раскалившиеся вследствие быстрого движения в воздухе. За это учение Анаксагор был привлечен к  суду деятелями афинской аристократии и изгнан из Афин.

Одним из центральных вопросов, волновавших Анаксагора, был вопрос о том, как возможно возникновение  сущего. Ответ на этот вопрос он дает такой: все возникает из подобного  себе, т. е. из качественно определенных частиц, которые он именует “семенами” — гомеомериями. Они инертны, но приводятся в движение разумом.

Анаксагор указывал на необходимость  проверки данных чувственного познания, ввиду того, что знания, получаемые в его процессе, не являются исчерпывающими. Чувственное познание усиливается  соединясь с рациональным познанием.

Мыслитель объяснил природу  затмения Луны.

Демокрит

Итогом развития материалистических представлений о мире стало атомистическое учение Демокрита (ок. 460 — 370 гг. до н. э.). Продолжая линию своих предшественников — Левкиппа, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрит создал учение об атомистическом строении материи. Он считал, что объективно существуют атомы и пустота. Бесконечное число атомов наполняет бесконечное пространство — пустоту. Атомы неизменны, постоянны, вечны. Они движутся в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число миров. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Развитие мира, по Демокриту, совершается закономерно и причинно обусловлено. Однако, отстаивая идею естественной причинности и необходимости, Демокрит отрицал случайность. Случайным он называл то, причину чего мы не знаем.

Демокрит заложил основы материалистической теории познания. Он считал, что познание возможно лишь благодаря органам чувств. Данные органов чувств, по Демокриту, перерабатываются разумом.

В воззрениях на общество Демокрит был сторонником рабовладельческой демократии. Он считал, что лучше пребывать в бедности при народовластии, чем в богатстве при властителях. Он не осуждал стремление к богатству, но осуждал приобретение его бесчестным путем.

Идеи Демокрита оказали чрезвычайно большое влияние на дальнейшее развитие материалистической философии. Его даже рассматривают как одного из основоположников материалистической линии в философии.

Значительную роль в развитии философии сыграли древнегреческие  учителя философии — софисты, среди которых были и оригинальные мыслители: Протагор из Абдер, Горгий Леонтийский, Гиппий из Элиды. Софисты интенсивно вводили в философию новую проблематику. Особое значение они придавали осмыслению взаимосвязи человека и общества.

    1. Мир идей Платона.

У древних греческих материалистов  мир состоял из вещей, реально существующих.

У Платона мир вещей  также текуч, преходящ. Однако есть нечто вечное, что определяет материальные явления. Это причины, которые нельзя воспринять чувствами, но можно постичь умом. Эти причины есть формы вещей. Их Платон называет идеями. Платон в единичных вещах вычленяет общее и пере­носит его в «занебесную» область. Так появилось идеальное, нечувственное и даже сверхчувственное бытие.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"