Эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 13:52, реферат

Краткое описание

Согласно его теории целью умственного и общественного развития человечества является его полное духовное единство, которое он называл «точкой Омеги». Де Шарден развил своеобразную метафизику эволюции. Он считал, что все ценное в традиционной философской мысли нисколько не противоречит современным научным взглядам. Развитие физических объектов, в конечном счете, направлено на производство высших, более сложных и совершенных существ. Свойства материи приводят к постепенному усложнению структуры атомов, молекул, клеток и организмов и, наконец, появлению человеческого тела и его нервной системы.

Содержание

Введение
Глава1
Глава2
Глава3
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Теярдизм.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

 

Эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена.

 

Содержание 

Введение

Глава1

Глава2

Глава3

Заключение

Литература

 

 

Введение

Мари-Жозеф Пьер ТейарТейяр де Шарден (Marie Joseph Pierre Teilhard de Chardin, 1881 – 1955), теолог, философ, геолог и палеонтолог, занимавшийся и палеоантропологией, которому, по мнению многих ученых, удалось создать теорию на стыке христианского мировоззрения и современного естествознания, основанную на идее эволюции. В своем основном труде «Феномен человека» Тейяр попытался раскрыть тайны природы через понимание эволюционных процессов.

Согласно  его теории целью умственного  и общественного развития человечества является его полное духовное единство, которое он называл «точкой Омеги». Де Шарден развил своеобразную метафизику эволюции. Он считал, что все ценное в традиционной философской мысли нисколько не противоречит современным научным взглядам. Развитие физических объектов, в конечном счете, направлено на производство высших, более сложных и совершенных существ. Свойства материи приводят к постепенному усложнению структуры атомов, молекул, клеток и организмов и, наконец, появлению человеческого тела и его нервной системы. В отличие от своих предшественников, де Шарден полагал, что человек привносит с собой новое измерение во Вселенную. Он называл это рождением рефлексии: животные просто знают; а человек знает, что он знает, то есть обладает «знанием в квадрате».

Следующей ступенью эволюции является социализация человека. Современная технология, урбанизация и средства сообщения все больше сближают людей; политические, экономические и духовные связи людей растут в геометрической прогрессии.

По мысли  де Шардена, органическая эволюция представляет собой ряд прогрессивных синтезов, которые должны привести к слиянию с Богом. Когда человечество и материальный мир достигнут финальной точки эволюции, наступит парусия, или Второе пришествие Христа. Де Шарден утверждал, что основная цель Христа – привести физический мир к космическому искуплению, а победа над злом – лишь сопутствующее обстоятельство. Зло – это растущая боль внутри космического процесса; беспорядок, который устраняется в процессе постижения.

 Можно считать, что Тейяр де Шарден явился создателем одной из наиболее оформленных эклектических научнотеистических гипотез происхождения и развития жизни, отражающей его личное мироощущение и являющейся стимулом для дальнейшего развития пантеистических концепций в данном направлении.

Космизм Шардена также называют христианским эволюционизмом или тейярдизмом, в зависимости от собственных воззрений на классифицирование его концепции.

В кругу философов теория Тейяра всегда вызывала многочисленные споры. Одни именуют его «новым Фомой Аквинским», сумевшим в ХХ веке найти подходы к единству науки и религии, другие характеризуют его учение как «фальсификацию веры», «подмену христианской теологии гегелевской теогонией» (Жильсон, Маритен). В России учению Тейяра де Шардена созвучны воззрения представителей русского космизма, согласно которому весь космос рассматривается как единый живой организм.

Религии также не оставляют без внимания мысли Шардена. Католическое вероучение в целом не принимает тейяровскую трактовку, полагая, что она отходит от томистской традиции примата богословия перед наукой. Представители православной церкви демонстрируют свое отрицательное отношение к учению Тейяра де Шардена, считая, что его мысли противоречат большинству вероучительных положений апостольского Православия. В тоже время в кругах называющих себя православными, но не являющимися ими по мнению РПЦ, вроде протоиерея Александр Меня и его последователей теярдизм находит благодатную почву.

 

Глава 1

Жизнь Шардена

Его жизненный  путь очень сильно повлиял на его  мировоззрение, что закономерно. Всю  жизнь он был ученым в рясе.

Пьер  ТейарТейяр де Шарден родился в дворянской семье в замке Сарсена в Оверни. Мать его была праправнучкой племянницы Вольтера, но как раз воспитывала сына в набожности, а к естественным наукам его приобщал отец. Семь лет Пьер обучался в иезуитском коллеже, но с особым тщанием изучал геологию, затем вступил в орден иезуитов, а так как в 1902 г. орден был во Франции запрещен, пришлось продолжать теологическое образование в Англии, геологическую практику проходить в Египте. В 1912 вернулся во Францию как геолог с интересами в палеонтологии и преистории. Он стал работать в Музее Естественной Истории под руководством Марселена Буля, общался с Брёйлем и Обермайером, обследовал с ними пещеры и гроты Испании. В Англии ТейарТейяр принял участие в работах над черепом в Пилтдауне и верил в его подлинность и древность.

В Первой мировой войне участвовал как санитар, не прерывая научной работы. После войны он руководит кафедрой геологии в Католическом институте в Париже. Но его либеральное теологическое и философское творчество вызвало неудовольствие церковных властей, и ему пришлось отправиться подальше от Европы. В 1923 г. 42-летний возмутитель спокойствия уехал в геологическую экспедицию в Китай, где застрял на 12 лет. Оттуда переехал на Яву, с Явы в Бирму, в 1938 г. снова в Китай, где ТейарТейяр и находился всё время Второй мировой войны. В 1945 г. во Францию возвращается 64-летний исследователь, автор многих работ по геологии, палеонтологии, палеоантропологии, специалист по ранним формам человека в Азии.

Коллеж  де Франс предлагает ТейарТейяру кафедру геологии и палеонтологии, но это не одобряют церковные власти. Они велели ему покинуть Францию. Он уехал в США, откуда на два года отправился в Африку исследовать формы раннего человека, а умер от инфаркта в Нью-Йорке в возрасте 74 лет. Посмертный выход его книг "Феномен человека" (1955) и "Среда Божья" (1957), в которых он проповедовал примирение науки с религией, не смягчил позицию церкви.

 

Глава 2

Сущность  концепции

Субстанцией всего мироздания, по мнению французского мыслителя, является Бог. Бог — это средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается и пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, растворен в нем, что весь мир представляет собой Божественную среду. Преодоление традиционного для христианства раскола бытия на две субстанции — духовную и материальную, божественную и земную Тейяр осуществляет на основе признания всеобщей одушевленности материи. Согласно взглядам Тейяра, для объяснения возможности происхождения всего существующего из единой субстанции, необходимо допустить, что атомы, электроны и другие элементарные частицы должны иметь какую-то общую основу, «искру духа». Таким образом, по Тейяру, все материальные образования имеют духовную компоненту. Эту духовную компоненту он называет «радиальной энергией». По его мнению, радиальная энергия обусловливает развитие материи. В ходе создания эволюционно-космической картины мироздания Тейяр заимствует ряд принципов диалектической методологии, и, прежде всего, главный принцип этой методологии — принцип развития. Принцип развития конкретизируется в системе Тейяра положениями диалектической методологии о качественном многообразии образующих мир объектов, их подвижности, изменчивости, взаимопереходах, взаимосвязи и развитии. В своей аргументации он часто обращается к естественнонаучным данным: черпает материал из астрономии, физики, геологии, биологии и других пограничных наук.

Исходным  методологическим принципом при  построении картины мира Тейяру служит понятие эволюции. "Сегодня позитивное {феноменологическое} познание вещей отождествляется с изучением их развития"2 . "Вселенная... представляет собой не порядок, а процесс. Космос, движущейся в Косморазвитии" 3 . Поэтому эволюция — это не частная гипотеза или теория, а "основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными". [С.175]

Мир постоянно находится в процессе изменения, развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Он отмечает также взаимосвязь количественных и качественных изменений и считает, что появление нового качества нельзя объяснить, если не ввести в естественную историю понятия «скачка» как критической точки изменения состояний, через который последующий этап эволюции отрицает предшествующий. «Во всех областях, — писал Тейяр,— когда какая-либо величина достаточно выросла; она резко меняет свой вид, состояние или природу. Кривая меняет направление движения, плоскость переходит в точку, устойчивое рушится, жидкость кипит, яйцо делится на сегменты… » (С. 80). Тейяру присуще также понимание развития как серии «скачков», «узловой линии мер». «Критические точки состояний, ступени на наклонной линии. В общем, разного рода скачки в ходе развития, по его мнению, — это единственный, но зато истинный способ представить себе «первый момент» (С. 180).

Основными критическими точками процесса развития мира, космогенеза выступают у Тейяра следующие этапы неорганическая природа («преджизнь»), органическая материя («жизнь»), духовный мир («мысль», «ноосфера») и Бог («точка Омега») Но внутри первых двух из этих этапов также происходят количественные и качественные изменения.

На первом этапе происходит эволюция галактик и химических элементов в них, формируется оболочка Земли, и на ней идет активный физике — химический процесс, в результате которого возникает  среда (геосфера), благоприятная для образования сложных молекул и первых форм жизни.

В течение  второго этапа возникает живой  покров Земли — биосфера, развиваются все формы живых организмов, начиная от простейших форм и до человека.

Третий  этап охватывает становление и историческое развитие человеческого общества. Сейчас завершается формирование единого  человечества, а вместе с ним нового покрова Земли — сферы человеческого  духа — ноосферы. Результатом этого процесса, по Тейяру, станет объединение всего человечества в новую сверхличность, что произойдет в точке Омега.

Жизнь никогда не является аномалией, случайностью, исключением. Однако не она определяет закономерности развития Космоса. Решающее значение Тейяр придает третьему этапу эволюции, связанному со становлением и развитием человечества. Человек, согласно его учению, есть звено в биологической эволюции, связанное с предшествующими этапами. Однако он занимает совершенно исключительное место в мироздании, потому до появления человека с его уникальной способностью к мышлению все в мире было разобщено, и это разобщение постоянно усиливалось. Человек же через свою деятельность постоянно осуществляет высший синтез всего существующего, создает новую сферу – сферу духа (ноосферу) в качестве продукта процесса гоминизации. Гоминизация, по его словам, представляет собой фантастическое зрелище коллективной рефлексии. «Каждое Эго перерастает в некое мистическое Суперэго». В результате этого процесса образуется «мыслящий, коллективный и постоянный организм», «мыслящий пласт земли».

Свое  завершение Ноосфера находит в некоем синтезе центров человеческого сознания, духовном центре универсума — «точке Омеге» — Боге.

С раскрытием Омеги как органического центра Вселенной, ее перводвигателя и целевой причины, по замыслам Тейяра, завершается первая часть его философскотеологической системы, в которой произошло рациональное обоснование монотеизма (единобожия). Во второй части Тейяр ставит перед собой задачу придать монотеизму христианский характер. Образ Бога — Омеги в этой части системы уступает место образу Христа-универсального, Христа-эволюционера. Христос, по утверждению Тейяра, есть внутреннее содержание мира, укорененное в него по самое сердце наиболее маленького из атомов. Вокруг Христа происходит все естественное развитие не только Земли и человечества, но и звезд, и других планет: Сириуса, Андромеды и т. д. — всех реальностей, от которых мы зависим физически.

Христос представляется Тейяром как неисчерпаемый синтез элементов и системы, единства и множественности, духа и материи, бесконечного и личного. Таким образом, Христос предстает как органический центр гармонизации всего универсума. Он накладывает решающий отпечаток на все свойства универсума. Вся Вселенная 
представляет собой ничто иное как тело Иисуса Христа — Божественную среду. Все члены этого тела находятся в определенной связи друг с другом, взаимно обусловливают друг друга. Тейяровские концепции Космо- и Христогенеза, по сути дела, означали его переход на позиции пантеизма, растворения Бога в мире. Но пантеизм осужден церковью. И Тейяр, поэтому стремится отмежеваться от пантеизма. В своих главных работах «Феномен человека», «Божественная среда», он неоднократно подчеркивает, что концепция эволюционного христианства по основному принципу противоречит основным установкам пантеизма

Пантеизм  лишь соблазняет нас совершенным универсальным единством, но, по сути дела, не дает его. Основное отличие своей системы от классических форм пантеизма Тейяр видит, прежде всего, в том, что пантеизм культивирует целое, в котором теряются индивидуальные различия. В его же системе осуществляется дифференцированное единство, объединение без потери индивидуальности. Следует отметить внутреннее противоречие в установках христианского эволюционизма. Христианский эволюционизм, как отмечалось выше, стремится построить картину мира на основе использования диалектической методологии. Однако диалектический подход требует признания ненаправленного бесконечного саморазвития субстанции. В концепции же Тейяра процесс эволюции носит замкнутый характер. Он начинается в определенной точке — точке «Альфа» и завершается в точке «Омега». Каждый элемент каждого уровня организации связан с центром сферы, а все сферы - с точкой «Альфа». Эта точка транспозиционна точке «Омега», находящейся в бесконечном удалении от поверхности сферы. «Омега» выражает погружение Бога в вещи и руководство эволюционным процессом. Атрибуты точки Омега — автономность, наличность, необратимость и трансцендентность.

Шарденом выдвинуто также следующее принципиальное положение: «Ничто в мире не может объявиться в конце, после ряда совершаемых эволюцией переходов (хотя бы и самых резких), если оно незаметно не присутствовало в начале». В этом высказывании прослеживается взаимосвязь с принципом достаточного основания Г.В. Лейбница, а также с гипотезой преформизма.

На эволюционные взгляды Тейяра де Шардена оказала  существенное влияние философия  Г. Спенсера, который предложил систему  интеграций и возникновение иерархических  уровней и организации материи  от атомов и молекул до клеток. По Спенсеру, количество материи остается неизменным, из чего следует ее непрерывное  перераспределение.

Информация о работе Эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена