Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:42, контрольная работа
Темой представленной контрольной работы является изучение вопроса о том, как немецкий идеализм рассматривал проблему сущности человека. Данный аспект, учитывая наличие целой плеяды ярких представителей немецкой классической философии, безусловно, хотелось бы изучить, основываясь на работах таких выдающихся мыслителей как, Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Вильгельм Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, но учитывая предполагаемый объем работы, сделать это было бы весьма затруднительно, поэтому автор решил остановить свое внимание на Иммануиле Канте.
Введение. 3
1. Развитие немецкой классической философии. 4
2. Жизнь и творчество Иммануила Канта. 5
3. Учение о человеке 6
Заключение. 10
Список литературы. 11
Содержание
Стр.
Введение. 3
Заключение. 10
Список литературы. 11
Введение
Темой представленной контрольной работы является изучение вопроса о том, как немецкий идеализм рассматривал проблему сущности человека. Данный аспект, учитывая наличие целой плеяды ярких представителей немецкой классической философии, безусловно, хотелось бы изучить, основываясь на работах таких выдающихся мыслителей как, Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Вильгельм Фридрих Шеллинг, Георг Гегель, но учитывая предполагаемый объем работы, сделать это было бы весьма затруднительно, поэтому автор решил остановить свое внимание на Иммануиле Канте.
Приступая к рассмотрению данной темы, необходимо подчеркнуть, что немецкая классическая философия явилась значительным этапом в развитии философской мысли и культуры человечества. Анализ базовых положений данного философского направления позволяет сделать вывод, что его центральным понятием (наряду с такими понятиями, как сознание, дух, мышление) было понятие разума, который считался некой критической силой, свойственной человеку по его природе, для которого не существует абсолютных авторитетов и всё может стать предметом рассмотрения, вся действительность, т.к. разум не ограничен ни извне, ни в себе самом. Он целиком суверенен. К тому же подчеркивалась и внутренняя активность этой силы. Активность разума распространялась вплоть до возможности господства над действительностью, до преобразования на разумных основаниях того устройства социального мира, который сложился.
Таким образом, можно сказать, что проблема сущности человека немецкой классической философией в целом на первый план не ставилась, однако, учитывая тот факт, что рассмотрение разума как отдельного элемента объективной действительности, по сути, не возможно и его гармоничное развитие происходит только наряду с развитием личности самого носителя – человека, изучение сущности носителя в рамках данной концепции - значимый и сложный вопрос, который заслуживает самого внимательного изучения, и бесспорно является теоритическим обоснованием актуальности представленной работы.
Таким образом, можно отметить, что ключевой целью данной работы является изучение человека как активного, творческого, деятельного субъекта, способного, в силу наличия разума, к созданию духовного и культурного мира. Данная цель реализуется через решение следующих задач:
Таким образом, определив основную цель и задачи данной работы, автор считает целесообразным перейти к непосредственному освящению представленной темы.
В отличие от Англии, Франции, Голландии Германия на протяжении всего 17 и 18 столетия оставалась крайне отсталой страной. Она в то время гордо именовала себя "Священной римской империей", но фактически была конгломератом около 300 "самостоятельных" карликовых государств. В своей "державе" каждый князь был неограниченным владыкой и тираном. Ремесло, торговля, промышленность и земледелие страны были доведены до самих ничтожных размеров. Крестьяне, ремесленники и предприниматели страдали вдвойне - от паразитического правительства и от плохого состояния дел. Дворянство и князья находили, что, хотя они и выжимали все соки из своих подчиненных, их доходы не могли поспевать за их растущими расходами. Все было скверно, и по всей стране господствовало общее недовольство. Ни образования, ни средств воздействия на сознание масс, ни свободы печати, ни общественного мнения, не было даже сколько-нибудь значительной торговли с другими странами.
В сравнении с Голландией, Англией и Францией, где уже прошли буржуазные революции, Германия в конце 18 - начале 19 века была страной, где еще существовали феодальные отношения. Это нашло свое отражение и в развитии философской мысли в Германии (в ней господствовали идеалистические воззрения). Немецкая буржуазия только складывалась, как класс и была политически бесправна. Социально – экономическое и политическое положение Германии конца 18 века наложила отпечаток на немецкую философию того времени. Ей свойственен двойственный компромиссный порой противоречивый характер.
В конце 18 - начале 19 века передовые представители естествознания в философии уже стали в той или иной мере преодолевать метафизический способ мышления. Все более пробивала себе дорогу идея развития природы и общества. В критике метафизических воззрений и в теоретической подготовке диалектического метода значительную роль сыграли представители классической немецкой философии - И. Кант, И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В. Шеллинг (1775-1854), Г.Ф. Гегель (1770-1831).
Немецкая классическая философия
стала одной из вершин развития мировой
философии. Она отразила особенности
и противоречия Германии, страны, отсталой
в социально-экономическом
Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины 18 в. и имевшего другим своим проявлением, главным по воздействию вширь на общественное сознание, классическую немецкую литературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения.
Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы.
Философски обобщить состояние и уровень достигнутого наукой постижения мира и тем самым открыть путь новым, невиданным в истории человечества научным открытиям во всех областях знания легло на плечи немецких философов.
Немецкая классическая философия не только завершает развитие Новой философии, но и возможно представляет собой вершину развития всей европейской философии.
Иммануил Кант (1724-1804), представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Оказал значительное влияние на таких мыслителей как Фихте, Гегель, Шопенгауэр и, в той или иной мере, на всю последующую философскую мысль.
Родился в столице восточной
Пруссии Кенигсберге. Его отец, ремесленник,
был достаточно состоятельным для
того, чтобы найти средства для
обучения в гимназии, а затем в
университете сына, которого мечтал увидеть
пастором. Однако Кант после окончания
в 1745 году теологического факультета Кенигсбергского
университета, где он увлекся философскими
дисциплинами, не пожелал стать
В профессорской диссертации Канта были заложены основы принципиально новой философии, которую сам он назвал «Критической» и которая приобрела характер обстоятельно обработанной системы в Германии, состоящей из «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788) и «Критики способности суждения» (1790).
«Критическая» философия
Канта – прежде всего в ее
гносеологической ипостаси, названной
им концепцией «
С середины 80-х годов воззрения Канта стали для немецких философов не менее чем на два десятилетия преимущественным предметом внимания и острейших дискуссий. Выражением резко возросшего философского престижа Канта явилось его избрание деканом философского факультета и ректором (1786-1790) Кенигсбергского университета. Только преклонный возраст побудили Канта оставить в1797 году преподавательскую деятельность в университете и выйти в отставку.
Философская мысль Канта продолжала напряженно работать и в последние годы его жизни, о чем свидетельствуют оставленные им рукописи, опубликованные столетие спустя в его «Посмертных трудах». Жизнь Канта с юношеских лет и до кончины оказалась сосредоточенной на философском творчестве, которому был полностью подчинен размерный, однообразный и ничем не отвлекающий от решения задачи уклад его жизни. Умер 12 февраля 1804 в Кенигсберге.
3. Учение о человеке
В одном из заключительных разделов «Критики чистого разума» Кант сформулировал три знаменитых вопроса, исчерпывающие, по его мнению, все духовные проблемы человека: что я могу знать? Что я должен делать? На первый вопрос, полагал он, даёт ответ его теоретическая философия, на второй - практическая. Ответ на третий вопрос, который затрагивает проблему веры, сразу не получился. «Критика способности суждения» с её выходом в проблемы теологии и культуры указывала «дорогу надежды», по которой следует идти индивиду. Культура – последняя цель природы, человек призван создать её. Можно ли при этом, рассчитывать на какие - либо внешние силы, кроме собственных потенций? Какого рода надежду оставляет вера во всемогущее существо? На помощь сверхъестественных сил, по Канту, надеяться непозволительно. Нет ни чудес, выходящих за пределы объективных законов опыта, ни божественной тайны, превышающей возможности нашего духа. Вера в бога – это, прежде всего надежда на собственную нравственную силу. При том, что И. Кант не устраняет надежды и на посмертное воздаяние без веры в будущую жизнь невозможна никакая религия. Речь об этом идёт в трактате «Религия в пределах только разума» (1793г.). Трактат важен для понимания этической теории Канта. Человеческих способностей недостаточно для того, чтобы привести в соответствие право людей на счастье с их обязанностями, необходимо признать всемогущее моральное существо как владыку мира. Кант начинает с размышлений о нравственной природе человека. Одни мудрецы убеждены, что человек безнадёжно погряз во зле. Иные видят его по природе добрым, а злым лишь под влиянием обстоятельств. И те и другие – ригористы, категоричные в своих суждениях. Им противостоят индифферентисты, которые полагают, что человек по природе своей нейтрален – ни добр, ни зол, и синкретисты, считающие его одновременно и добрым и злым. Иммануил Кант в делах морали ригорист, но одновременно он диалектик. Он и здесь пытается совместить, более того – столкнуть противоположности. Человек, утверждает философ, «по природе зол». В нём заключена неизбывная склонность творить зло, которая выглядит как приобретённая, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем человек обладает задатками добра. Моральное воспитание в том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злу.
В своей последней работе
«Антропология с прагматической
точки зрения» Кант как бы подводит
итог размышлениям о человеке и вообще
всем своим философским
Человек для Иммануила Канта – «самый главный предмет в мире». Человек создан таким образом, что впечатления и возбуждения, вызываемые внешним миром, он воспринимает при посредстве тела – видимой части его существа, материя которого служит не только для того, чтобы запечатлеть в обитающей в нём невидимой душе первые понятия о внешних предметах, но и необходима для того, чтобы внутренней деятельностью воспроизводить и связывать эти понятия, короче говоря, для того, чтобы мыслить. Над всеми другими существами его возвышает наличие самосознания. Благодаря этому человек представляет собой индивид. При всех изменениях, которые он может претерпеть, он всё же одно и то же лицо. Из факта самосознания вытекает эгоизм как природное свойство человека. Просветительская философия, исходившая из отдельного, обособленного индивида, культивировала разумный эгоизм как основу поведения. Кант отвергает эгоизм во всех его видах, как не совместимый с разумом. Эгоизму философ противопоставляет плюрализм – образ мыслей, при котором человек рассматривает своё «я» не как весь мир, а лишь как часть мира. Человековедение – это мироведение. Кант требует обуздания эгоизма и полного контроля разума над психической деятельностью, притом, что он энтузиаст воображения. Но одно дело, когда мы сами вызываем и контролируем наши внутренние голоса, другое – когда они без зова являются к нам и управляют нами, тут уже налицо душевная болезнь либо предрасположение к ней.
Не контролируемое разумом сознание снова привлекает пристальное внимание философа. Может ли человек иметь представления и не осознавать их? Такие представления Кант ещё в молодости назвал тёмными. Теперь он говорит о них подробно и обстоятельно. В полном мраке сознания может идти такой сложный психический процесс, как художественное творчество. Представьте себе, пишет Кант, музыканта, импровизирующего на органе и одновременно разговаривающего с человеком, стоящим подле него; одно ошибочное движение, неверно взятая нота – и гармония разрушена. Но этого не происходит, хотя играющий не знает, что он сделает в следующее мгновение, а сыграв пьесу, подчас не в состоянии записать её нотными знаками. Какова интенсивность «тёмных представлений», какое место занимают они в духовном мире человека? Философ не склонен недооценивать их значение. Рассудок порой не в состоянии избавиться от их влияния даже в тех случаях, когда считает их нелепыми и пытается противоборствовать им. Так, например, обстоит дело с половой любовью. «Нервы и жидкости мозга человека доставляют ему лишь грубые и неясные понятия, а так как возбуждению чувственных ощущений он не в состоянии противопоставить для равновесия внутри своей мыслительной способности достаточно сильные представления, то он и отдаётся во власть своих страстей, оглушённый и растревоженный игрой стихий, поддерживающих его тело. Попытки разума противостоять этому, рассеять эту путаницу светом способности суждения, подобны лучам солнца, когда густые облака неотступно прерывают и затемняют их яркий свет», писал Кант.