Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:43, реферат
Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, прогнозировать.
Введение 3
1. Понятие науки 4
2. Определение науки 7
3. Основные принципы развития науки 10
Заключение 23
Список литературы 24
Минобрнауки России
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный
(технический университет)»
Реферат
на тему:
«Эволюция понятия науки»
по курсу «Философские проблемы науки и техники»
Выполнил: магистрант группы 485м
Бородулин А.С.
Руководитель: Токмаков А.Н.
Санкт-Петербург
2013
Оглавление 2
Введение 3
1. Понятие науки 4
2. Определение науки 7
3. Основные принципы развития науки 10
Заключение 23
Список литературы 24
Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, прогнозировать.
Наука является основной формой человеческого познания. Наука в наши дни становится всё более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться, жить и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться, и что ей недоступно. У философов прошлого мы можем найти много ценных предвидений и подсказок, полезных для ориентации в таком мире, где столь важна роль науки.
Под содержанием
науки следует понимать ее определение,
включая цели, идеологический базис
(или, может быть, более узко - парадигму)
науки, т.е. комплекс принятых идеи, взглядов
на то, что такое наука, каковы её
цели, способы построения и развития,
и т. п. В этот же круг идей необходимо,
по-видимому, включить и проблемы научной
этики - системы принятых, но юридически
не обязательных правил, регулирующих
взаимоотношения людей в сфере
научной деятельности. Научной этике
в критических, исторических и философских
трудах уделяется обычно мало внимания,
хотя она, в силу важного места, занимаемого
наукой в современном обществе, является
существенной частью взаимоотношения
людей. Мы уделим этому вопросу более
глубокое внимание, поскольку в развитии
современной науки наблюдаются
довольно грубые нарушения этических
норм, сказывающиеся на темпах её развития.
Всякая идеология является, по существу,
оформлением опытных данных о
взаимодействии людей с природой
и между собой. Мы привыкли относиться
к постулированным и уже
Большинство
вопросов, связанных с идеологией
науки, подробно изложено в многочисленных
и доступных философских
Наука - сфера
человеческой деятельности, функция
которой – выработка и
В зависимости от сферы бытия, а, следовательно, и от рода изучаемой действительности различаются три направления научного знания: естествознание - знание о природе, обществознание, знание о различных видах и формах общественной жизни, а также знание о человеке как мыслящем существе. Естественно, эти три сферы не являются и не должны рассматриваться как три части единого целого, которые лишь расположены, соседствуют друг с другом. Граница между этими сферами относительна. Вся совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Его структура является непосредственным отражением логики природы. Общий объем и структура естественнонаучных знаний велики и разнообразны.
Сюда включается
знание о веществе и его строении,
о движении и взаимодействии веществ,
о химических элементах и соединениях,
о живой материи и жизни, о
Земле и Космосе. От этих объектов
естествознания берут свое начало и
фундаментальные
Вторым фундаментальным направлением научного знания является обществознание. Предметом его являются общественные явления и системы, структуры, состояния, процессы. Общественные науки дают знания об отдельных разновидностях и всей совокупности общественных связей и отношений. По своему характеру научные знания об обществе многочисленны, но они могут быть сгруппированы по трем направлениям: социологические, предметом которых является общество как целое; экономические - отражают трудовую деятельность людей, отношения собственности, общественное производство, обмен, распределение и основанные на них отношения в обществе; государственно-правовые знания - имеют в качестве своего предмета государственно-правовые структуры и отношения в общественных системах, их рассматривают все науки о государстве и политические науки.
Третье фундаментальное направление научных знаний составляют научные знания о человеке и его мышлении. Человек является объектом изучения большого числа разнообразных наук, которые рассматривают его в различных аспектах. Наряду с указанными основными научными направлениями к отдельной группе знаний должны быть отнесены знания науки о себе самой. Появление этой отрасли знания относится к 20-м годам нашего столетия и означает, что наука в своем развитии поднялась до уровня понимания своей роли и значения в жизни людей. Науковедение сегодня считается самостоятельной, быстро развивающейся научной дисциплиной.
В тесной связи со структурой научного знания находится проблема функций науки. Их выделяется несколько:
1. описательная
- выявление существенных
2. систематизирующая
- отнесение описанного по
3. объяснительная
- систематическое изложение
4. производственно-практическая
- возможность применения
5. прогностическая
- предсказание новых открытий
в рамках существующих теорий,
а также рекомендации на
6. мировоззренческая
- внесение полученных знаний
в существующую картину мира,
рационализация отношений
Для многих практических
и теоретических целей, связанных
с управлением научной
Многое из
того, что касается взаимоотношения
науки и общества, связано с
местом науки в ряду других видов
деятельности человека. В настоящее
время существует тенденция придавать
науке чрезмерно большое
В общем смысле
наукой называют деятельность, связанную
с накоплением знаний о природе
и обществе, а также саму совокупность
знаний, позволяющие предсказать
поведение объектов природы путем
моделирования как их самых, так
и их взаимодействия друг с другом
(в частности, математического). Принято
считать, что наука в современном
смысле этого слова появилась
в Древней Греции, хотя известно,
что огромные запасы знаний были накоплены
задолго до этого в Древних, Египте
и Китае. С точки зрения практики
знание примеров вполне эквивалентно
знанию теорем, записанных в отвлеченных
обозначениях. Поэтому условно примем
равнозначность (в практическом смысле)
этих систем знаний. Другими словами,
для удобства сравнения мы приравняли
полезность вавилонской и греческой
геометрии. По-видимому, если при этом
между ними все же существует различие,
то именно в нем следует искать
основание для определения
Обобщающим и важным для всех возможных определений науки остается то, что мы уже каким-то образом знаем, что такое наука. Речь идет об экспликации преднаходимого нами у себя знания, притом знания достаточно объективного или по крайней мере разделяемого нами со значительной частью научного сообщества. К науке относятся не только познание в смысле действия или деятельности, но и позитивные результаты этой деятельности. Кроме того, и некоторые результаты, которые в прямом и буквальном смысле трудно назвать позитивными, например, научные ошибки, использование науки в антигуманных целях, фальсификации, подчас весьма изощренные по многим критериям все же входят в сферу науки.
Необходимо терминологически дифференцировать науку от нескольких смежных и иногда смешиваемых с нею понятий. Прежде всего, закрепим категорию инновационной деятельности, т.е. такой деятельности, целью которой служит введение тех или иных новшеств (инноваций) в сложившиеся культурные комплексы. Благодаря своему инновационному аспекту наука отлична от других видов деятельности, связанных со знанием и информацией. Вместе с тем наука не тождественна научно-исследовательской деятельности: последнюю можно определить как инновационную деятельность в области знания, а это не включает многих аспектов науки — организационных, кадровых и т.д., к тому же "деятельность" есть именно деятельность, а не тот или иной ее конкретный результат, тогда как наука включает получаемые и полученные результаты в той же, если не в большей мере, нежели деятельность по их получению.
Методы доказательства
и убеждения в самых различных
сферах человеческой деятельности, таких
как наука, политическое устройство,
ораторское искусство, философия, заменили
более ранний "метод" произвольного
или чисто традиционного
С тех пор
и поныне термины "систематичность"
и "исследование причин" остаются
ключевыми для всякого
Определяя науку, мы находимся внутри нее, как внутри чего-то нам известного, хотя еще и не эксплицированного. Субъект, видящий науку не как нечто внешнее, а «внутри» себя, находится в ситуации, отличной и от ситуации терминологического или умозрительного конструирования науки и от ситуации чисто эмпирического созерцания своего объекта (науки). В рамках науки как системы более высокого (по сравнению с любыми входящими в ее состав дисциплинами) ранга совокупность дисциплин, с той или другой стороны изучающих саму науку, образует определенную подсистему. Благодаря внедрению в нее принципов исследования операций, системного подхода и феноменологии удалось в основном преодолеть редукционистскую догму относительно того, что «все знание, в конечном счете, сводится к совокупности элементарных утверждений». В частности, науке отнюдь не чужда ценностная (моральная, культурно значимая) сторона. Эта тенденция к самоприращению ценности должна быть учтена в определении науки, представляющей собой, как было сказано, преимущественную область инноваций. Феноменологически наука вырастает из сравнительно элементарных ценностно-окрашенных проявлений, таких как любопытство, потребность быть осведомленным, практическая ориентация в мире.
Поскольку наука в целом и во всех своих системных состояниях представляет собой один из продуктов развития ценностного сознания человечества, определения науки не должны игнорировать, как это иногда делается, ее ценностного аспекта, или ограничивать его одной лишь ценностью знания. Вместе с тем, если для этапа древневосточной, отчасти также и средневековой науки для отражения ценностного плана необходимо и, быть может, достаточно включить в определение науки ориентацию на постижение такой космической ценности, как универсальный Закон в его иерархической интерпретации, то для этапов античной, ренессансной, а также современной (классической и постклассической) науки спектр релевантных ценностей значительно шире и включает принципы объективного и беспристрастного исследования, гуманистическую ориентацию и императив получения и обобщения нового знания о свойствах, причинно-следственных связях и закономерностях природных, социальных и логико-математических объектов.
Первым из них является, по-видимому, принцип, определяющий отношение человека к природе, во многом диктующий способы и возможности ее изучения. К IV веку до н. э. оформились две основные формулировки первого принципа: материалистическая и идеалистическая.
Материализм постулирует независимое от человека существование природы в виде различных движущихся форм материи, а человека рассматривает как продукт закономерного развития природы. Формулируют этот принцип обычно следующим образом: природа - первична, а сознание вторично.
Идеализм
считает, что природа существует
в виде идей, накапливаемых мозгом,
о тех формах материи, которые
человек ощущает. В зависимости
от того, признается ли существование
идей независимым, или они считаются
порождением души (ума), различают
объективный и субъективный идеализм.
Одной из форм объективного идеализма
является религиозная идеология, в
которой постулируется
Таким образом,
первый принцип в идеалистической
формулировке имеет множество вариантов,
тогда как материалистическая формулировка,
по существу, единственна (может быть,
поэтому идеалисты считают
С высоты накопленных
человечеством знаний современные
материалисты рассматривают идеализм,
как заблуждение. Не отрицая этого,
мы бы хотели подчеркнуть следующую
важную для нашей темы мысль: выбор
между материализмом и