Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:20, курсовая работа
Целью контрольной работы является рассмотрение различных аспектов Познания.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
Про следить эволюцию форм познавательной деятельности человека;
Рассмотреть чувственное, рациональное, интуитивное познание;
Изучит философские учения об истине;
Определить роль практики в познании.
Введение 2
Глава 1 Эволюция форм познавательной деятельности человека 3
Глава 2 Чувственное, рациональное, интуитивное познание 6
Глава 3 Философское учение об истине 9
Глава 4 Практика и ее роль в познании 13
Заключение 15
Список литературы 16
Тема 12 Познание
Оглавление
Введение 2
Глава 1 Эволюция форм познавательной деятельности человека 3
Глава 2 Чувственное, рациональное, интуитивное познание 6
Глава 3 Философское учение об истине 9
Глава 4 Практика и ее роль в познании 13
Заключение 15
Список литературы 16
Познание
– процесс целенаправленного
активного отображения
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества).
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
-познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);
-познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры)1.
Целью контрольной работы является рассмотрение различных аспектов Познания.
Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем.
Знание - это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помощью сознания. Без знаний невозможно формирование картины мира.
Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания.
Основы гносеологии были заложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особый процесс.
Аристотель
создал наиболее совершенную по тем
временам теорию познания. Истину он рассматривал
как знание, соответствующее вещая,
а заблуждение - искажение истины.
Он выделял субъект и объект познания.
В средние века основные усилия гносеологии
были направлены на доказательство существование
Бога, как высшей причины всех вещей. Разум
- ниже веры. Отсюда лозунг - "Знать, чтобы
верить в существование Бога".
В эпоху Возрождения познание рассматривалось,
как бесконечный процесс.
В философии Нового времени интерес к
проблемам гносеологии возрос. Это было
обусловлено промышленной революцией,
а немецкая философия обозначила проблему
познавательных способностей и возможностей
человека. Это сделал Кант. Он считал, что
человеком может быть постигнут только
мир явлений, а мир сущностей непознаваем.
Марксизм убежден в познавательности
мира. Познание тесно увязано с практикой,
причем, мир можно не только познать, но
и преобразовать.2
В истории философии сформировалось и такое течение, представители которого то сомневались, то отрицали познаваемость мира - агностицизм. Его представители не отрицали сам процесс познания, но они считали, что он ограничен познавательными возможностями человека.
Познание
возможно только при опоре на так
называемый интеллектуальный фонд, под
которым подразумеваются
Познавательный процесс возможен лишь
при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества.На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.
В философии под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира. Основной формой практики является труд.
Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.3
Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов.
Восприятие - целостный образ предмета или явления.
Представление - сохранение образов предметов в памяти.
Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.
Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.
Суждение - связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами.
Умозаключение
- связь между несколькими
Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.
В процессе
познания достаточно четко просматриваются
две стороны - чувственное отражение
и рациональное познание. Поскольку
исходным в познании выступает чувственное
отражение, постольку до
последнего времени эти стороны обычно
обозначали как ступени познания, хотя
это и неточно, поскольку чувственное
в ряде моментов пронизывается рациональным
и наоборот. Процесс познания, как правило,
имеет своим исходным моментом отражение
действительности с помощью органов чувств
человека. Именно через органы чувств
мы получаем всю первичную информацию
о предметах и явлениях внешнего мира.
В становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества играла общественная практика. Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде ощущений, восприятий и представлений.
Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов.
Ощущения, как отмечал Л.Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и от его жизненного опыта.4
Если ощущения являются образами, тогда они не могут не иметь известного сходства с отражаемыми свойствами, тогда они могут и должны выступать и выступают исходной клеточкой познавательного процесса. Вместе с тем, отвергая одностороннюю абсолютизацию знаковой, символической природы ощущений, отстаивая тезис о том, что ощущения - это прежде всего образы свойств вещей, следует признать, что ощущения имеют и характер знаков, но таких, которые несут в своем содержании объективную информацию об объектах, выступают в роли знаков-образов, а точнее обладают и образной, и знаковой сторонами. Но ощущения - это действительно лишь исходная клеточка познавательного процесса. Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта.5
Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.
В представлении
уже вступает в дело абстрагирующая
способность нашего сознания, в нем
отсечены несущественные детали.
При этом на уровне представлений обнаруживает
себя такая способность нашего сознания,
имеющая значение в процессе творчества,
какой является воображение.
Представление еще идет непосредственно от чувственного материала и строится на нем, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного, мало значимого и т.д.
Чувственное отражение - необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром.
Органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению.Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта. Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств.
Но чувственное отражение ограниченно - оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности.
Мышление
- это активное, целенаправленное, опосредованное,
обобщенное и абстрагирующее отражение
существенных свойств и отношений внешнего
мира, а вместе с тем и процесс созидания
новых
идей.
Это именно
активное, целенаправленное отражение,
что определяется связью мышления и
познания в целом с практикой,
с его устремленностью к
Основные
формы мышления знакомы каждому из нас,
и хотя мы пользуемся ими постоянно, наверное,
не каждый сможет с ходу назвать их.
Эти формы - понятие, суждение и умозаключение.
Понятие
- это такая форма мышления, в
которой отражаются общие и существенные
свойства, связи и отношения предметов
и явлений.
Различают обыденные и научные понятия.
Понятия - это и итог работы мысли, и одновременно
средства мышления.6
Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения.
Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса - индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.
Главная цель познания – достижение истины. Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Однако, главными преградами для этого являются сами объективный мир и человек.
В истории философии сложилось несколько основных концепций истины.7
1. Классическая (корреспондентская) концепция – под истиной здесь понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-либо объективной действительности. Основателями ее являлись древнегреческие мыслители – Платон и Аристотель. Данная концепция является самой популярной среди философов и ученых, поскольку предполагает, что не ученые творят свои гипотезы по своему усмотрению, а открывают объективные закономерности мироздания. Его основными положениями относительно понятия истины являются: Во-первых, понятие “действительность” трактуется прежде всего как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся. Во-вторых, в “действительность” входит также и субъективная действительность; познается, отражается в истине также и духовная реальность. В-третьих, познание, его результат — истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание ее сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике. В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование, истина есть процесс (все достигаемые истины – есть истины относительные, абсолютная истина – есть сумма относительных истин).
Все эти моменты отграничивают диалектико-материалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма. Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов и человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины — это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
Информация о работе Эволюция форм познавательной деятельности человека