Эдмунда Гюсслера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:32, реферат

Краткое описание

Эдмунд Гу́ссерль родился 8 апреля 1859 года в городе Просниц, в Моравии (Австрия) и умер 26 апреля 1938 года в городе Фрайбург, Германия.
Эдмунд Гуссерль - выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из основных направлений современной философии - феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы Предметов и событий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....2
1.Биография………………………………………………………………………………….…..3
2. Основы философии Эдмунда Гюсслера…………………………………………………….4
3. Принцип очевидности по Э.Гуссерлю………………………………………………………5
3.1Виды очевидности…………………………………………………………………………....5
4. Этапы развития философии Эдмунда Гуссерля…………………………………………….6
4.1 Первый период (дескриптивная феноменология)………………………………………...6
4.2 Второй период (трансцендентальная феноменология)…………………………………..7
4.3 Третий период (генетическая феноменология)……………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………………….9
Список используемой литературы……………………………………………………………...10

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 36.20 Кб (Скачать файл)

3

 

Эдмунд Гу́ссерль родился 8 апреля 1859 года в городе Просниц, в Моравии (Австрия) и умер 26 апреля 1938 года в  городе  Фрайбург, Германия. 
  Эдмунд Гуссерль - выдающийся немецкий мыслитель, родоначальник одного из основных направлений современной философии - феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы Предметов и событий. Он происходил из еврейской семьи. В 1876 году поступил в Лейпцигский университет, где начал изучать различные науки, в том числе и философию, а в 1878 году перешёл в Берлинский университет, где изучал математику у Л. Кронекера и К. Вейерштрасса, а также философию у    Ф. Паульсена. 8 октября 1882 года защитил в Венском университете у Лео Кёнигсбергера диссертацию «К теории вариационного исчисления» и стал заниматься философией у Франца Брентано1
В 1886 году Гуссерль вместе с невестой принимают протестантское вероисповедание, в 1887 году оформляют брак, после чего Гуссерль устраивается преподавать в университете в Галле. 
  Его первые публикации были посвящены проблемам основания математики («Философия арифметики», 1891) и логике («Логические исследования» I, 1900; II, 1901). «Логические исследования» становятся первой книгой нового направления философии, открытого Гуссерлем — феноменологии. 
  Начиная с 1901 года он встречает в Геттингене и Мюнхене доброжелательную атмосферу и своих первых единомышленников (Райнах, Шелер, Пфендер). Именно в этот период он публикует программную статью в «Логосе» — «Философия как строгая наука» (1911) и первый том «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913). 
Мартин Хайдеггер, самый способный ученик Гуссерля, редактирует его «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени» (1928). Затем последовательно выходят в свет «Формальная и трансцендентальная логика» (1929), «Картезианские размышления» (по-французски, 1931), части I и II работы «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936, полный текст рукописи был издан посмертно, в 1954 году). 
   После прихода к власти нацистов Гуссерль был на некоторое время уволен, как еврей, согласно земельному закону Бадена; окончательно он был освобождён с должности только после принятия «Нюрнбергских законов», лишивших евреев гражданства. Хайдеггер весной 1933 года был избран ректором университета и вскоре вступил в НСДАП; вопрос о его личной причастности к травле Гуссерля и об их взаимоотношениях в этот период вызывает много споров. Гуссерлю было запрещено участвовать в философских конгрессах 1933 и 1937 годов как официально, так и частным образом; его старые книги не изымались из библиотек, но издание новых было невозможно. Несмотря на враждебность, которой окружил его нацистский режим, Гуссерль не эмигрировал (его дети выехали в США).  
   Он умер во Фрайбурге в 1938 году от плеврита почти в полном одиночестве. Бельгийский монах-францисканец, аспирант Высшего института философии Германн Лео Ван Бреда, опасаясь гитлеровского антисемитизма, перевез в Лувен библиотеку и неизданные работы Гуссерля, а также помог выехать из Германии вдове и ученикам философа. Если бы не вмешательство Ван Бреды, вдове Гуссерля грозила бы депортация в концлагерь, а его архиву — конфискация и гибель.2 Так в Лувене был основан Гуссерль-Архив — центр изучения наследия Гуссерля, существующий до сих пор.

 

 

4

 

2. Основы философии Эдмунда Гюсслера 
1. Философия Гуссерля сосредоточена на гносеологической проблематике. 
2. Основой познания для Гуссерля является очевидность (непосредственное созерцание). 
Критерий очевидности в познании Гуссерль называет «принципом всех принципов». Гносеологическое исследование должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказываясь от всяких предварительных теорий. 
2.1. Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениям) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания. 
2.2. Очевидность присуща не только созерцанию реально существующих вещей в чувственном опыте, но и созерцанию сущностей (идеация).  
3. Философия трактуется как феноменология — строгая наука, относящаяся к «всеобъемлющему единству сущего», которая должна стать обоснованием всякого научного знания. Феноменология — дескриптивная наука, которая (на основе принципа очевидности и феноменологических редукций) исследует и приводит в систему априорное в сознании, задавая тем самым основные понятия наукам. 
4. Инструментом феноменологии являются феноменологические редукции.  
Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить «выключение» реального мира, данного в естественной установке, и перейти к сосредоточению на самих переживаниях сознания; затем трансцендентальная редукция осуществляет переход от сознания эмпирического субъекта к чистому сознанию. 
4.1. Отказ от естественной установки обнаруживает, что фундаментальным свойством сознания является интенциональность, то есть свойство его содержаний быть «сознанием о», сознанием чего-то — а именно интенционального предмета (который может быть не только реальным — вещью в пространстве и времени, но и идеальным — сущностью, значением).  
4.2. Отталкиваясь от интенциональной природы сознания, более детальные исследования в установке феноменологической редукции раскрывают структуру ноэмы, а также обнаруживают чистое «Я». В составе ноэмы выделяются: 
1) материя (ядро, предметный смысл); 
2) качество (характеристика); 
3) подразумеваемый (интендированный) предмет.  
5. Посредством аналогизирующего восприятия появляется Другой (то есть отличный от меня субъект). Первоначально мне дано лишь одно «живое тело» (психофизическое единство, тело в сочетании с субъективностью) — моё собственное. Обнаруживая другое тело, подобное моему, я — по аналогии с собой — приписываю ему и свойство быть психофизическим «живым телом», то есть субъектом. Вслед за этим и «мой мир» становится общим для меня и Другого объективным (интерсубъективным) миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

3. Принцип очевидности  по Э.Гуссерлю

   В основание познания  Гуссерль, вслед за Декартом, кладёт  очевидность. Критерий очевидности  в познании Гуссерль называет  «принципом всех принципов». 
   Очевидность — это «схватывание самого сущего или так-сущего в модусе „оно само“ при полной достоверности его бытия, исключающей, таким образом, всякое сомнение»3.    
   Очевидным является всякое непосредственное созерцание, то есть не только, например, восприятие вещей в чувственном опыте, но и созерцание сущностей («непосредственное „видение“ — не просто чувственное, постигающее опытным путем смотрение, но видение вообще как сознание, дающее из первоисточника (каким бы такое созерцание ни было)»4
   Очевидность — основа познания, «последний авторитет в вопросах познания», первый методический принцип, критерий действительности чего-либо. «Никакая мыслимая теория не может заставить нас усомниться в принципе всех принципов: любое дающее из самого первоисточника созерцание есть правовой источник познания…»5
   Следует «строго воздерживаться от любых теорий; то есть предварительных мнений какого бы то ни было вида» и исходить только из того, что с очевидностью дано в опыте. «Теоретико-познавательное исследование… должно… удовлетворять принципу беспредпосылочности. Если это размышление о смысле познания должно иметь в качестве результата не простое мнение, но… основанное на очевидности знание, тогда это размышление, как чистая сущностная интуиция, должно осуществляться на основе мышления и познания как переживаний, данных в качестве определенных примеров»6.

3.1 Виды очевидности 
Гуссерль выделяет следующие виды подтверждения действительного бытия вещи:

- непосредственная / опосредованная очевидность: при первой предмет присутствует вживе (в первозданном ви́дении — восприятии), при второй он имеется в виду (это воспоминание и пр. способы данности, основанные на первозданном ви́дении);

- ассерторическая / аподиктическая очевидность: при первой имеет место ви́дение индивидуального, при второй — сущности (ассерторически очевидное может оказаться видимостью, быть впоследствии опровергнуто; аподиктическая очевидность исключает всякие сомнения);

- адекватная / неадекватная очевидность: первая — та, которую «в принципе невозможно ни „подкрепить“, ни „лишить силы“ и какая, следовательно, обходится без градаций веса»; вторая — «способная к возрастанию и убыванию».

Вещь в восприятии принципиально  может быть дана лишь неадекватно  — односторонне, неполно, несовершенно, лишь как момент бесконечного континуума восприятия, — мы не можем увидеть  предмет сразу со всех сторон, во всей полноте его существования. Полная, адекватная данность вещи имеется  лишь как кантовская ‘идея’, в бесконечной перспективе. Однако «идея» вещи вообще схватывается адекватно. «Мы схватываем её в вольном процессе пробегания, в сознании безграничности поступательного хода внутренне согласных созерцаний…»7.  
 

 

6

 

    4. Этапы развития философии Эдмунда Гуссерля

В развитии философии Э. Гуссерля принято  выделять три основных периода:

- ранняя, или дескриптивная феноменология.

- зрелая, чистая или трансцендентальная феноменология.

- поздняя феноменология, или философия «жизненного мира».

 
4.1 Первый период (дескриптивная феноменология)

   Критика психологизма, который выводил все логические законы и принципы из психо логических феноменов, раскрывает суть ранней феноменологии. Этот период представлен двумя томами «Логических исследований». В первом томе своих 'Логических исследований'    Гуссерль атакует психологизм своей эпохи, критикует попытку обосновать логику психологией, говоря, что логические законы не психологичны по своей природе. По Гуссерлю, науки о природе и обществе непременно нуждаются в определенном философском обосновании.  
В 'Логических исследованиях' Гуссерль так определил объект, цели и метод философии: Ее основной объект - это научное знание и познание, Ее цель - построить науку о науке, т.е. 'наукоучение'. Решающая проблема теории познания - проблема объективности познания. Философу, говорит Гуссерль, недостаточно того, что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым мы можем предсказывать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее. Он хочет привести в ясность, что такое по существу 'вещи', 'события', 'законы природы' и т.п. И если наука строит теории для систематического осуществления своих проблем, то философ спрашивает, в чем сущность теории, что вообще делает возможным теории. Лишь философское исследование дополняет научные работы естествоиспытателя и математика и завершает чисто и подлинное теоретическое познание. Гуссерль, рассматривал философию как строгую науку - науку о феноменах сознания.

   Гуссерль исходно обосновывает тезис о том, что логика не занимается действиями, которыми мы образуем наши суждения, и умозаключения. Логика исследует результаты этих действий, такие «идеальные» сущности, как понятие, пропозиция, следование. Также для логики не характерно понимание самоочевидности как чувства или психологического переживания, она основывается только на выявлении условий, при которых такое переживание может возникнуть. 
   Вывод о необходимости анализа и описания самостоятельных структур чистой логики, не сводимых к некоторым частным основаниям (например, психике), приводит Гуссерля к идее особой формы опыта, в которой нам даются логические явления. 
   Окончательной проверкой всякого знания для Гуссерля была феноменологическая интуиция или непосредственное усмотрение сущности. Это подразумевает схватывание таких общих понятий как «единство», «число», «подобие», которым не могут соответствовать чувственные данные. Такая позиция отличается от платоновского «припоминания». Интуирование, по Гуссерлю, заключается в последовательном раскрытии и тщательной проверке всех отношений, в которых могут участвовать общие сущности. 
После опубликования «Логических исследований» стал складываться круг учеников и последователей Гуссерля, «возникло так называемое „феноменологическое движение“, которое просуществовало до начала 30-х годов нашего столетия и участниками которого были главным образом философы университетов Южной Германии. …Было организовано периодическое издание под названием „Ежегодник философии и феноменологических исследований“»8.

7

 
4.2 Второй период (трансцендентальная феноменология)

   Вскоре для Гуссерля стало очевидно, что в поисках Восточной Индии чистой логики он открыл целый континент — Америку чистого сознания. Это открытие ознаменовало начало второй и самой главной фазы феноменологии, которая претендовала на окончательный фундамент и критику всего знания.  
   Знаменитый очерк Гуссерля о философии как строгой науке стал манифестом этой новой философской дисциплины для широкой публики; для последователей же предназначались многочисленные лекции, семинары и незавершённые «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии». В них Гуссерль формулирует свою концепцию «принцип всех принципов», принцип «самоданности». 
   «Любое дающее из самого первоисточника созерцание есть законный источник познания, и все, что предлагается нам в «интуиции» из самого первоисточника, нужно принимать таким, каким оно себя даёт, но и только в тех рамках, в каких оно себя даёт».9 
Как принимать данное «таким, каким оно себя даёт», Гуссерль поясняет в другом месте: 
«…Не гнаться дедуктивно за конструкциями, не имеющими отношения к предмету данного вопроса, но выводить всё знание из его первичного источника, из аутентично усмотренных принципов, понимаемых как усмотрения; не отвлекаться ни на какие предрассудки, ни на какие словесные противоречия или вообще на что бы то ни было во всем мире, даже на то, что называют «точной наукой», но взамен отдавать должное всему тому, что представляется ясным и что тем самым составляет «подлинное», или предшествует всем теориям, или устанавливает предельные нормы».10 
   Однако разве феномены не могут обманывать нас своей невероятностью и непостоянством? В каком смысле мы можем говорить об их самоочевидности? Несомненно, здесь нужен радикальный шаг, который Гуссерль видит в критической редукции.  
Её первый этап − приостановить или замедлить всякую веру в независимое существование объектов сознания, которая присуща нашей «наивной» или «естественной» установке. Мы не отрицаем их бытие, не сводим к иллюзии, но обращаем всё внимание исключительно на сущность феноменов и акты интуирования.  
   Второй этап последовательно и до конца проведённой феноменологической редукции выводит нас к области, не затронутой тотальным заключением в скобки, к самому мыслящему сознанию и его компонентам. Эту область Гуссерль называет регионом абсолютного или еще можно сказать чистого сознания, а именно трансцендентального эго. 
   Редукция на этом может быть и закончена, но феноменологический анализ только начинается. Так как видимая пустота и минимальность найденного понятия на самом деле содержат всё многообразие и бесконечность редуцированного мира. Многообразие раскрывается в виде интенциональных феноменов, наделенных, как показывал Гуссерль, целым спектром самоочевидных характеристик. Здесь и особая структура феномена, обладающего с одной стороны, «идентичным интенциональным ядром», а с другой − открытыми горизонтами конституирования, не позволяющими ему быть обособленным объектом; здесь и неустранимая «временность» феномена, указывающая на его включённость в непрерывный поток сознания в качестве воспоминания, ожидания, впечатления. 
   Эти различающиеся между собой способы представления сочетаются с чистым трансцендентальным cogito, составляя собственное проблемное поле «внутреннего сознания времени», тему выделения условий возможности реконструкции оснований и пределов интерсубъективности, гипотезу аналогизированного переноса как основы конституирования

Информация о работе Эдмунда Гюсслера