Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:38, доклад
Экзистенциализм, или философия существования — одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии экзистенциализма.
Экзистенциализм, или философия существования — одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии экзистенциализма.
Все свидетельствует о
том, что экзистенциализм в
Идет ли здесь речь о
преходящей моде, или все-таки действительно
о философии, определяющей эпоху? В
конечном счете, этот вопрос решается
через сущностное основание новой
философии, т.е. через то, как глубоко
и широко отражается мир в душе
мыслителя и насколько широко,
глубоко и адекватно это
ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
Экзистенциализм (позднелатинский — ex(s)istentia
— существование), или философия существования,
— одно из крупнейших направлений философии
20 в. Он возник накануне Первой мировой
войны 1914-1918 гг. в России, позднее распространился
в Германии и в период Второй мировой войны
1939-1945 гг. во Франции. Экзистенциализм
обширно распространился и в остальных
странах, в том числе и в США. Получив наибольшее
признание и популярность в середине 20
в., экзистенциализм стал одним из более
влиятельных и продуктивных культурогенных
факторов эры, он определял интеллектуально-духовные
поиски широких слоев интеллигенции, оказал
мощное влияние на литературу, литературоведение,
искусство и др. Немало представителей
экзистенциализма, плодотворно работая
также в области литературы, получили
широкую известность и безусловное признание
и как романисты, драматурги, литературоведы.
Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, экзистенциализм стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего "бытия-в-мире". Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (которая, согласно экзистенциализму, непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами).
Экзистенциализм — спорное, достаточно условное обозначение, которое используется для типологической характеристики большого количества концепций, в разной степени близких и родственных, хотя и расходящихся, оспаривающих друг друга по ряду принципиально важных, иногда исходных, позиций. Большая пестрота (от левого радикализма и экстремизма до консерватизма), неоднородность и разногласия характерны и для социально-политических позиций представителей этого направления.
Если говорить об истории
возникновения
Сократ, по Г. Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в старой философии, а также всемирно-историческую личность. Определяя основной поворотный пункт духа, как обращение его к самому к себе, воплотив его в форме философской мысли.
Проблеме человека уделяли
существенное внимание мыслители эры
Возрождения. Эти мысли находят
все большее место в работах
И. Канта, А. Шопенгауэра, Г. Марселя, М.Бубера
и др. Так же на формирование современной
философии существования
Экзистенциалистской философии
придерживаются люди, различающиеся
по своим политическим убеждениям.
Так, Хайдеггер в Германии в 30 - 40
гг. не прекращал сотрудничества с
нацистами, а либерал К. Ясперс, не
принявший фашизма, был лишен
возможности преподавать и
Традиционно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление очень условно, ибо для многих представителей нерелигиозного экзистенциализма утверждение, что Бог погиб, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога. Несмотря на это экзистенциалисты единодушны в своем критическом отношении к предшествующей рационалистической философии, философии рефлексивного анализа.
Они упрекают классический
рационализм в отрыве от живого конкретного
опыта человеческого
Каким образом объединяет этих людей экзистенциализм? При всех разночтениях экзистенциализм имеет общие исходные принципы. Центральным положением данной философии является одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием.
Центральные вопросы экзистенциализма
- существование человека, смысл
его жизни и судьбы в мире -
необычайно созвучны хоть какому, задумывающемуся
над своим бытием, человеку. Вот
почему экзистенциализм столь
Исходным пунктом
Экзистенция, центральное
понятие экзистенциализма, определяется
как специфический человеческий
способ существовать в мире: в отличие
от простого (самотождественного) бытия
вещи, человек есть несовпадение с
самим собой, присутствие с собой
и с миром; он — не некая "устойчивая
субстанция", а "беспрерывная неустойчивость",
"отрыв всем телом от себя",
постоянное выступание вовне, в мир.
Человек должен постоянно делать
себя человеком, его бытие есть постоянная
постановка себя под вопрос, и он
"должен быть тем, что он есть",
а не "просто быть". Общим для
всего движения экзистенциализма является
различение аутентичного и неаутентичного
существования человека, противопоставление,
в этой связи, "самости" и аутентичности
конформистскому —
Существование, либо экзистенция
- это нечто невыразимое в
Для экзистенциалиста у человека нет определения (сущности) до его существования - личного бытия, направленного к ничто (погибели) и сознающего, переживающего свою конечность. Это значит, что человек поначалу существует (возникает и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а лишь позже он определяется - входит в область подлинных сущностей и смыслов. С точки зрения экзистенциалистов, человек потому и не поддается научному определению, что он сначала ничего собой не представляет, он вначале лишен какой или природы, определяющей его личное, личностное бытие. Человек станет человеком только позднее. Человек есть только то, что он сам из себя делает. Он есть ничто другое как его проект самого себя, и он существует только так, как сам себя осуществляет.
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ
Для анализа экзистенциализма целесообразно
сначала отойти от непосредственного
изложения им своих идей и выявить прежде
всего те реальные социальные явления,
на которых вырастает указанный общественный
опыт сознания, раскрывая содержание этого
опыта и пути его проникновения в различные
сферы идеологии и уже затем объясняя,
почему и как складывается именно экзистенциалистская
форма решения интересующей нас проблемы.
Неоднократно обращали внимание
на тот факт, что экзистенциализм
не слишком утруждает себя применением
научных орудий анализа и обычно
выражает свои взгляды в символически
обобщенных образах человека – индивидуального
субъекта общественной жизни, в метафорическом
пересказе его исторических и
социальных судеб. Но тем не менее
во всех этих символах однозначно вырисовывается
человек, вытесняемый из своего исторического
мира объективными социальными отношениями,
отчуждаемый от самого себя, разрушаемый
как личность стихией вещественных
сил в обществе. В центр внимания
ставится вопрос о поисках этой личностью
исторической самостоятельности, возможностей
реализации и развития своего активного
индивидуально—творческого
Экзистенциализм как целостное
учение строится на принципиально новом
понятии такой категории, как
бытие. Экзистенциалисты стремятся
понять бытие как нечто