Экзистенциализм и её отражение в творчестве некоторых наших соотечественников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Экзистенциализм или философия существования – одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Впервые об экзистенциализме заговорили в конце 20-х годов ХХ века. Многие считали это направление философии бесперспективным, но вскоре оно выросло в крупное идейное движение. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии (учение о природе и сущности человека). В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Содержание

Введение 3
Вклад Ф.М. Достоевского в развитие философии экзистенциализма 5 Основные положения экзистенциализма в работах Н.А. Бердяева 9
Л.И. Шестова.
Философские школы и направления, существовавшие в русской философии. Название их представителей и краткая характеристика. 12
Заключение 14
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кр.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение                           3

Вклад Ф.М. Достоевского в развитие философии экзистенциализма  5 Основные положения экзистенциализма в работах Н.А. Бердяева                      9

Л.И. Шестова.

Философские школы и направления, существовавшие в русской философии. Название их представителей и краткая характеристика.                                       12

Заключение                                                           14

Список литературы             15

 

Введение

Экзистенциализм или философия  существования – одно из самых  популярных и влиятельных течений  современной общественной мысли. Впервые  об экзистенциализме заговорили в конце 20-х годов ХХ века. Многие считали  это направление философии бесперспективным, но вскоре оно выросло в крупное идейное движение.

Экзистенциализм развивался параллельно  родственным направлениям персонализма (личность, как первичная творческая реальность, а весь мир проявлением  творческой активности верховной личности — Бога.) и философской антропологии (учение о природе и сущности человека).

В чистом виде экзистенциализм как  философское направление никогда  не существовал. Противоречивость этого  термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

На формирование современной философии  существования огромное влияние  оказали предшествующие теории и  труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М.Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера. Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии — это Мартин Хайдеггер (1889—1976 гг.), Карл Ясперс (1883—1969 гг) Во Франции — Жан Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю 1913—1960), В России — Лев Шестов, (1866—1938). Николай Бердяев (1874—1948).

Экзистенциалисты пытались постигнуть человека в критических, кризисных  ситуациях. Они сосредоточились  на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший из-под контроля поток событий.

Заслугой же экзистенциализма является то, что он поднимает ряд важных проблем:

-проблему сущности индивидуального  Я; 

-роль эмоций в жизни человека;

-место человека в обществе;

-проблему свободы личности;

-роль философии и искусства  в поиске своей истины;

-проблему межличностного общения; 

Цель данной работы – изучить, что  из себя представляет такое понятие, как экзистенциализм и её отражение  в творчестве некоторых наших  соотечественников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Вклад Ф.М.  Достоевского в развитие философии  экзистенциализма.

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы..

Идеи экзистенциализма, защищали и  развивали многие выдающиеся философы. В Германии — это Мартин Хайдеггер (1889—1976 гг.), Карл Ясперс (1883—1969 гг) Во Франции  — Жан Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю 1913—1960), В России — Лев Шестов, (1866—1938). Николай Бердяев (1874—1948).

В чистом виде экзистенциализм как  философское направление никогда  не существовал. Противоречивость этого  термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и  неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Согласно экзистенциальному психологу  и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

Обычно различают религиозный  , и атеистический экзистенциализм. Такое деление весьма условно, так как для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.

Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл  его жизни и судьбы в мире —  необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

Для экзистенциалиста у человека нет  определения (сущности) до его существования  — личностного бытия, направленного  к ничто (смерти) и сознающего, переживающего  свою конечность. Это означает, что человек сначала существует (появляется и занимает место в неосмысленном, грубо вещественном мире), а только потом он определяется — входит в область подлинных сущностей и смыслов.

Ф.М. Достоевского (1821-1881) невозможно уложить ни в какую философскую концепцию о человеке, жизни и мире, в том числе и в христианскую догматику. Достоевский, как и Толстой, не был ни с кем: ни с "передовым" Западом, которому он, как и Ницше, предсказывал деградацию, ни с русской православной церковью. Его знаменитая пушкинская речь может быть истолкована и как отчаянная попытка уверовать во Христа, и как триумф веры.

Место, которое  занимает Достоевский в истории  мировой культуры, по-разному оценивается  исследователями его творчества: заступник "униженных и оскорбленных" (Н.А.Добролюбов); пророк русской революции (Дм.С.Мережковский); больная совесть русского народа (М. Горький); жертва эдипова комплекса (3. Фрейд); догматик и православный иезуит (Т.Масарик, 1850- 1937 - чешский философ, культуролог, политик); аналитик человеческой свободы (Н.А.Бердяев).

Герой Достоевского - не идея как таковая, а "тайна  и загадка человека", как он сам пишет брату Михаилу (8 августа 1839 г.), в этой действительности. Он исследует  проблему человеческого сознания, его социальной детерминированности и иррациональности, корни которой в еще не познанных глубинах сознания, факторах природного космоса, влияющих на него.[1 c.93]

Достоевский уловил сущность аналитического, все  разъедающего духа цинизма, расчета, эгоизма, перерастающих в человеческое равнодушие. На основе изучения творчества Достоевского можно прийти к совершенно противоположным выводам: можно говорить о нем как о летописце конфликтов своего времени, как о художнике, обращенном к социологическим проблемам. С тем же успехом можно нарисовать образ философа, углубленного в проблемы сущности человека вне времени и пространства; человека, измученного перипетиями собственной жизни, и мыслителя, обращенного к глубинам индивидуального сознания; реалиста-писателя - и экзистенциального философа, погруженного в страдание.

Его "Преступление и наказание" (1866) - история идеи исключительной личности, преодолевающей все нравственные преграды как "глупые предрассудки" человечности; идеи "избранных", которые распоряжаются по своему усмотрению инертным человеческим материалом; идеи "цезаризма", "сверхчеловека". Так прочел роман Ф.Ницше, и это повлияло на его "Заратустру".

"Бесовство", по Достоевскому, начинается с  безобидного вроде бы конформизма: "Умалчивая о своих убеждениях, они охотно и с яростью будут поддакивать тому, чему просто не верят, над чем втихомолку смеются - и все это из-за того только, что оно в моде, в ходу, установлено столпами, авторитетами. А как можно пойти против авторитетов!" Взгляды конформиста меняются в зависимости от смены авторитетов. У представителей голого нигилизма есть лишь одно убеждение, что не может быть вообще никакого собственного убеждения.

Достоевский убедительно показывает, что человек  не есть совокупность того, что в  нем уже есть. Напротив, человек есть то, чем он может стать усилием собственного сознания и воли. Именно поэтому Великий Инквизитор, "цари земные", по Достоевскому, и не успели еще довести "дело к полному окончанию". Это и является лучшим свидетельством развивающегося качества человеческого самосознания. Подлинная жизнь человеческого сознания для Достоевского осуществляется в пространстве его свободы. Здесь человека поддерживают идеалы христианской духовности, "великодушия", личная ответственность каждого и осознание каждым собственного несовершенства.

 

2. Основные положения  экзистенциализма в работах Н.А.  Бердяева и Л.И. Шестова.

Из всего многообразия идей Бердяева выделим проблемы, которые проходят через все его философское творчество. Это а) проблема человека; б) проблема свободы; в) проблема творчества.

Бердяев подчеркивает, что центральной  темой его философского творчества является человек, что его философия  в высшей степени антропологична. Ибо исследование этой темы определяет постановку проблем свободы, творчества личности, духа и истории. И сама философия является знанием о человеке, о человеческом существовании. Бытие, отмечает Бердяев, проявляет себя через субъект, а не через объект. Субъект экзистенционален, имеет свой внутренний духовный мир.[2 c. 83]

Раскрывая сущность человека, Бердяев  обращает внимание на двойственный характер его природы. Человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же время человек есть существо природное, ограниченное. Двойственность человека проявляется в пересечении в нем двух миров: высшего и низшего, духовного, божественного и материального, природного.

Бердяев, как и его предшественники, например Ф.М. Достоевский, уделяет  большое внимание вопросу о необходимости  связи человека с Богом и недопустимости противоречия между человеком и  Богом. Смысл и истину мира, его дух и свободу выражает Бог.

Проблема свободы у Бердяева неотделима от проблемы ответственности человека перед самим собой за свой выбор, перед обществом и человечеством и перед Богом. Такая тройственная ответственность превращает, по мнению Бердяева, свободу человека в тяжкое бремя, вынести которое может далеко не каждый. Свобода является достоинством только сильной личности.

Проблема творчества восходит к  учению Бердяева об "объективации духа" и к идее персонализма. Он утверждает, что духовный мир человека является подлинным бытием, в котором и раскрывается его творческий потенциал. Природное и социальное бытие человека, его "низинный мир" представляет собой, по мнению Бердяева, материализацию духовного мира, превращение его в объект, объективацию.

Значимость философского творчества Бердяева определяется прежде всего  тем, что он, продолжая традиции гуманизма, провозгласил и обосновал абсолютную ценность личности и ее неотъемлемые права на духовную свободу и творчество, на совершенствование себя и своего бытия. Он не остался в стороне от решения и других актуальных и острых проблем духовной жизни России и мировой цивилизации.

Экзистенциальная этика веры Л. Шестова. Религиозно-этическое учение Л. Шестова (1866-1938) получило свои очертания уже в одном из первых сочинений - "Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше (Философия и проповедь)" (1900), в котором определился экзистенциальный характер его философских и религиозно-нравственных исканий. По словам С.Н. Булгакова, "мыслительные установки Шестова сформировались уже в ранних его сочинениях и представляют собой ряд попыток выразить по-новому одну основную тему - апофеоз философской "беспочвенности", что означает не что иное, как философия веры". Критика этического разума, предпринятая Шестовым, и является опытом обоснования морали на почве "философской беспочвенности" или философии веры.

Шестов подходит к одной из главных  тем своего философствования, ставшей  центральной в его зрелых трудах, например в статье "Что такое  истина? (Об этике и онтологии)" (1927): теме "подмены" жизни добром, онтологии - этикой. В первую очередь он пытается вскрыть истинные мотивы постановки самой проблемы "смысла добра", "оправдания добра", "служения добру".

По Шестову, "этическое родилось вместе с разумом"; понятия "разум" и "этика" синонимичны. Не удивительно, что для Шестова все философы в действительности являются этиками; Толстой представляет собой всего лишь крайний и явный случай. Исключение составляют только Плотин, Ницше, Достоевский, Кьеркегор и Гуссерль.

Шестов подчеркивает, что сам  феномен "этической рационализации", влекущий за собой подмену жизни  добром, возможен только в условиях утраты подлинной самоочевидной  веры, когда предметом веры становится всего лишь добро, когда Бог понимается как добро, а добро как Бог. Именно в этой этизации религиозного сознания Шестов усматривает сущностное сходство позиций Толстого и Ницше. Толстовское изречение "Бог есть добро" и слова Ницше "Бог мертв", согласно Шестову, "выражения однозначащие". Однако Ницше не остановился на "толстовском добре". Его поворот от добра к жизни, от этики к онтологии Шестов определяет как "восстание совести против добра". Совесть, как внутренний голос жизни и преддверие веры, возвращает человеку целостное восприятие жизни, выразившееся у Ницше в amor fati (любви к року). [3 c.398]

Информация о работе Экзистенциализм и её отражение в творчестве некоторых наших соотечественников