Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:09, реферат
На современном этапе развития общества перед человечеством стоит важная задача - формирование общественного экологического сознания. В условиях начавшегося оживления промышленного производства в нашей стране неотъемлемой составной частью любых экономических преобразований должно стать решение экологических проблем.
Главная цель сегодняшнего дня - добиться экономического роста на основе новой технологической базы без увеличения нагрузки на окружающую среду, создания условий рационального природопользования, формирования нового экологического мышления. Для успешной работы в этом направлении, достижения высоких результатов необходим комплексный подход к системе экологического просвещения, воспитания, образования, являющихся основой формирования экологической культуры.
Решая экологические проблемы, нельзя недооценивать важность преобразований в духовной сфере, в которой формируется и воспроизводится общественное сознание. Общественное сознание является отражением общественного бытия, т.е. материальной жизни общества. В тоже время общественное сознание оказывает активное обратное влияние на материальную жизнь.
На
современном этапе развития общества
перед человечеством стоит
Главная цель сегодняшнего дня - добиться экономического роста на основе новой технологической базы без увеличения нагрузки на окружающую среду, создания условий рационального природопользования, формирования нового экологического мышления. Для успешной работы в этом направлении, достижения высоких результатов необходим комплексный подход к системе экологического просвещения, воспитания, образования, являющихся основой формирования экологической культуры.
Решая экологические проблемы, нельзя недооценивать важность преобразований в духовной сфере, в которой формируется и воспроизводится общественное сознание. Общественное сознание является отражением общественного бытия, т.е. материальной жизни общества. В тоже время общественное сознание оказывает активное обратное влияние на материальную жизнь.
В
XIX-XX вв. в общественном сознании индустриально
развитых стран прочно устоялось потребительское
отношение к природе. И на обыденном, и
на теоретическом уровне общественного
сознания господствуют представления
о человеке, как покорителе и преобразователе
природы. Интересы экономической прибыли
ставятся на первый план, а экологические
последствия материальной деятельности
учитываются в том случае, если это не
мешает получению прибыли.
Естествознание создаёт научную основу
для покорения природы, технические науки
воплощают знания в технологиях. В системе
образования со школьной скамьи формируются
представления о неограниченных возможностях
научно-технического прогресса. Т.о. в
общественном сознании устойчиво воспроизводится
система ценностей, оправдывающая хищническую
эксплуатацию человеком природы.
Углубление
экологических проблем в конце ХХ века
поставило вопрос о необходимости изменения
приоритетов. Изменение общественного
бытия, ухудшение природных условий жизни
общества, потребовало изменений общественного
сознания, отразилось в развитии экологических
идей. Становится очевидным, что проблема
экологии – это не проблема качества жизни,
а проблема сохранения жизни как таковой.
Поэтому сохранение природы как среды
обитания человека должно выйти на первый
план в системе ценностей как отдельных
людей, так и общества в целом.
Необходимо
выработать новые ценностно-нормативные
отношения, позволяющие преодолеть
отчуждение человека от природы, направленные
на гармоничное сосуществование
с природой. Эти изменения в
общественном сознании уже идут. Идеализация
неограниченного прогресса постепенно
сменяется представлениями о пределах
роста, об экологических лимитах.
В
структуре общественного сознания выделяются
два уровня: обыденное и теоретическое
сознание. Обыденное сознание – это низший
уровень общественного сознания, который
формируется стихийно в повседневной
бытовой практике людей. В формировании
экологического сознания на обыденном
уровне важную роль играют средства массовой
информации.
Теоретическое сознание – это высший уровень общественного сознания, который формируется целенаправленно специалистами. На этом уровне формирование экологических знаний – это задача науки, а широкое распространение их в обществе – это задача системы образования.
Экологическое образование должно включать как обучение, т.е. усвоение знаний, так и воспитание, т.е. формирование системы ценностей, принципов, убеждений. Для этого необходимо вводить отдельные экологические дисциплины, а также экологический компонент в традиционные дисциплины - социально-гуманитарные, естественные и технические. Философия с её возможностями синтеза и обобщения знаний может стать теоретической основой экологического мировоззрения.
Радикальная трансформация современного философского взгляда на мировое развитие произошла в начале 70-х годов, когда была сформулирована идея пределов роста, прогнозирующая "экологический коллапс" для цивилизации будущего при сохранении современных ориентиров мирового развития. Именно с того времени начала формироваться современная философия экологизма - мировоззрения, исходящего из определяющего статуса проблемы взаимоотношений человека и биосферы в динамике цивилизационного процесса.
Итак, на пороге III тысячелетия человечество ищет достойный ответ на "экологический вызов", возникший перед цивилизацией XX века. Если в 70х годах шло осознание специфики взаимоотношений общества и природы, а в 80х годах вырабатывалась тактика смягчения социально-экологической ситуации и "тушения" острых "экологических пожаров" локального и регионального масштаба, то в 90х годах человечество должно, чтобы экологически выжить, разработать и приступить к активной реализации единой глобальной стратегии общемирового развития, обеспечивающей качество окружающей среды для цивилизации XXI века.