Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:27, реферат
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи — все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.
Введение
Структура научного познания
Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Структура научного познания
Эмпирический и теоретический уровни научного познания
Заключение
Список литературы
Введение
Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи — все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.
Теория познания и «общая метафизика»,
рассматривающая проблемы бытия
и сознания образуют основу всей философии.
На них уже зиждутся более специальные
разделы, посвященные вопросам социальной
философии, эстетики, этики и т.п.
Теория познания - это общая теория, уясняющая
саму природу познавательной деятельности
человека, в какой бы области науки, искусства
или житейской практики оно ни осуществлялось.
Теория познания развивалась вместе со
всей философией на протяжении всей ее
всемирной истории. Нельзя назвать ни
одного мыслителя, чтобы он с тем или иным
успехом и оригинальностью не разрабатывал
проблем познания.
Человечество всегда стремилось к приобретению
новых знаний. Овладение тайнами бытия
- это выражение высших устремлений творческой
активности разума, составляющего гордость
человека и человечества. За тысячелетия
своего развития оно прошло длительный
и тернистый путь познания от примитивного
и ограниченного ко все более глубокому
и всестороннему проникновению в сущность
окружающего мира.
Структура научного познания
Структура научного познания выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы.
Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах.
С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания оно включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:
а) субъект науки – это ключевой элемент (отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п., в конечном счете общество в целом).
б) объект (предмет, предметная область) – то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, выражено в мышлении и т.д.
в) система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием ее предметов.
г) свой специфический язык – как естественный, так и искусственный.
В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знаний - эмпирический и теоретический. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. Однако выделение каждого из них представляет собой абстракцию. В реальной действительности они всегда взаимодействуют. Научное знание в любой области науки представляет собой массу взаимодействующих между собой типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов, факты, в свою очередь, требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а затем обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится новая теория, которая дает объяснение известным ранее, но не нашедшим до этого момента объяснения фактам, либо заставляет по новому интерпретировать известные фаты.
Основные критерии, по которым различаются эти уровни, следующие:
1) характер предмета исследования.
Эмпирические и теоретические
На эмпирическом уровне научное познание имеет дело с индивидуальными свойствами объекта, данными в опыте.
Индуктивное обобщение собранных данных представлено в виде экспериментально установленных закономерностей. Теоретический уровень отличается нацеленностью на обнаружение общих, необходимых, закономерных характеристик объекта, выявляемых с помощью рациональных процедур.
2) тип применяемых средств
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Поэтому средства эмпирического исследования непосредственно включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения.
В теоретическом исследовании отсутствует
непосредственное практическое взаимодействие
с объектами. На этом уровне объект может
изучаться только опосредованно, в мысленном
эксперименте, но не в реальном. Кроме
средств, связанных с экспериментами применяются
и понятийные средства, в которых взаимодействуют
эмпирические средства и термины теоретического языка.
Смыслом эмпирических терминов являются
особые абстракции, которые можно было
бы назвать эмпирическими объектами (реальные
объекты с жестко фиксированными признаками).
Основные средства теоретического
3) особенности метода.
Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, реальный эксперимент), другие - только на теоретическом (метод построения идеализированного объекта (любая теория в логическом плане изучает идеи или идеализированные объекты), формализация (заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов), абстрагирование, методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному), методы логического и исторического исследования и др.), а некоторые (например, моделирование)-как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.
4) разные логические формы
Эмпирическое исследование предполагает
выработку программы
На эмпирическом уровне выделяют два подуровня: наблюдения и эмпирические факты.
1. Данные наблюдения содержат
первичную информацию, которую мы
получаем непосредственно в
2. Эмпирические факты. В отличие от данных наблюдения факты - это всегда достоверная, объективная информация, это такое описание явлений и связей между ними, где сняты субъективные наслоения.
Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает следующие познавательные операции:
1. рациональная обработка данных
наблюдения и поиск в них
устойчивого, инвариантного
2. для установления факта
Теоретическое познание - это сущностное
познание, осуществляемое на уровне абстракций
высоких порядков. Здесь орудием
выступают понятия, категории, законы,
гипотезы. Теория – это особая форма организации
знания. Форма означает, что у знания есть
какие-то признаки, которые не могут быть
исключены ни при каких обстоятельствах.
Теоретическое знание – обобщенный в
сознании опыт людей, совокупность знаний
об объективном мире, относительно самостоятельная
система знаний, воспроизводящая в логике
понятий объективную логику вещей. Научное
знание обязано быть теоретическим, но
не всякое теоретическое знание может
быть научным. (Математика - язык науки
или единственная область науки, основанная
на теории). Теоретический уровень – это
исследование объекта при помощи рационально-логических
Организация теоретического уровня знаний:
1. частные теоретические модели
и законы. Они выступают как
теории, относящиеся к достаточно
ограниченной области явлений.
В этом слое теоретического
знания обнаруживаются такие
взаимосвязанные образования,
Иначе говоря, строится некоторая
обобщающая теоретическая модель, которая
охватывает все частные случаи, и
применительно к ней
Различие между эмпирическим и
Неокантианцы и
Эмпирическое исследование выявляет
все новые данные наблюдений и
экспериментов, ставит перед теоретическим
мышлением новые задачи, стимулирует
его к дальнейшему
Эмпирический и теоретический уровни
связаны, предполагают друг друга, хотя
исторически эмпирическое
Информация о работе Эмпирический и теоретический методы научного познания