Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 19:41, контрольная работа
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овла-дение тайнами бытия есть выражение высших устремлений твор¬ческой ак-тивности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия сво-его развития оно прошло длительный и тернис¬тый путь познания от прими-тивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникно-вению в сущность окружающе¬го мира. На этом пути было открыто неисчис-лимое множество фак¬тов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого че¬ловека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие на¬учного знания происходило одновременно с развитием производ¬ства, с рас-цветом искусств, художественного творчества. Знание об¬разует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее переда-ются от поколения к поколению, от на¬рода к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он — активно действующее существо. Вне этого взаимодействия жизнь невозможна. Человеческий разум, поднима-ясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается от-ветить на вопрос: как воз¬можно познание, познаваем ли мир в принципе? Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконеч-но. Этот вопрос преследовал человеческую мысль в самых разных формах.
Цель данной работы – исследование эмпирических форм познания и его формы.
Введение……………………………………………………………..…….2
1. Сущность и смысл познания в целом…………………………………3
2. Виды познания………………………………………………………….4
3. Анализ эмпирического познания
3.1 Особенности эмпирического познания……………………………..5
3.2 Составляющие эмпирического познания……………………..……..6
Заключение……………………………………………………………..…10
Список использованных источников………………...………………….11
11
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Сущность и смысл познания в целом…………………………………3
2. Виды познания…………………………………………………………
3. Анализ эмпирического познания
3.1 Особенности эмпирического познания……………………………..5
3.2 Составляющие эмпирического познания……………………..……..6
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………...………………….11
Введение
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Человек живет в окружении мира, в атмосфере духовной культуры. Сам он — активно действующее существо. Вне этого взаимодействия жизнь невозможна. Человеческий разум, поднимаясь по спирали познания, на каждом новом витке вновь и вновь пытается ответить на вопрос: как возможно познание, познаваем ли мир в принципе? Это не простой вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос преследовал человеческую мысль в самых разных формах.
Цель данной работы – исследование эмпирических форм познания и его формы.
1. Сущность и смысл познания в целом
Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики она ни осуществлялась. Теория познания развивалась вместе с философией на протяжении всей ее всемирной истории.
Как выражается Н.О. Лосский, «мы вслед за И. Кантом, основателем критического метода, должны прибегнуть к крайне своеобразному подходу. Мы должны строить философскую теорию знания не опираясь ни на какие другие теории, т.е. не пользуясь утверждениями других наук. При этом можно, конечно, воспользоваться трудами других наук и их анализом мирового целого, но только как материалом, а вовсе не как основою для теории знания».
В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Пример оптимистического взгляда на познание — позиция Гегеля, выраженная в словах: «У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним, показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими». Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания, тогда как агностики отрицают познаваемость мира.
2. Виды познания
В наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной «сциентистской» общественной атмосферой, культом науки или, вернее, наукообразия, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин — выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой — глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам ученого, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.
Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь по тому, на опыте какого характера они основаны.
3. Анализ эмпирического познания
3.1 Особенности эмпирического познания
Эмпирическое знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания появляется при использовании всевозможных приборов; он предполагает наблюдение, описание наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов, например историк работает с архивами и иными источниками. Словом, это более высокий уровень познания, чем просто эмпирическое познание.
Основные формы эмпирического познания: ощущение , восприятие , представление. Исходным эмпирическим образом в познавательной деятельности является ощущение — простейший эмпирический образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов.
Представления — это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям.
Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление.
3.2 Составляющие эмпирического познания
Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.
Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Рецептор - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри его и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д - и их преобразования в нервные электрические импульсы.
Ощущение составляет ту исходную область сферы психических познавательных процессов, которая располагается у границы, резко разделяющей психические и допсихические явления.
Слово «ощущение» психологи традиционно использовали для обозначения элементарного перцептивного образа и механизма его построения. Об ощущении в психологии говорят, когда человек отдает себе отчет в том, что какой-то сигнал поступил на его органы чувств. Элементарное изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других модальностей, психологически презентируется в виде ощущения.
Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасности. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, механических, химических и иных). Раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.
Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Так, по характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:
- интероцептивные ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. Сигналы, поступающие из внутренних органов, в большинстве случаев менее заметны, за исключением болезненных симптомов. Информация интерорецепторов сообщает мозгу о состояниях внутренней среды организма: наличии в ней биологически полезных или вредных веществ, температуре тела, химическом составе имеющихся в нем жидкостей, давлении и многом другом;
- проприоцептивные ощущения, рецепторы которых расположены в связках и мышцах - они дают информацию о движении и положении нашего тела. Проприоцептивные ощущения отмечают степень сокращения или расслабления мышц, сигнализируют о положении тела относительно направленности сил гравитации (ощущения равновесия). Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими.
- экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень эмпирического познания с присущими ей особенностями.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличие от ощущений, называется объективацией.
Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ - обобщенная картина мира (предметов, явлений), складывающаяся в результате переработки информации о нем, поступающей через органы чувств.
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Эмпирическое познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно.
Заключение
Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: эмпирическую и рациональную. Эмпирическое знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Основные формы эмпирического познания: ощущение , восприятие , представление.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов («модальностей») ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% эмпирической информации.
Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - эмпирическо-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются.
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Эмпирическое познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно.
Список использованных источников
1. Аристотелъ. Соч.: В 4 т.- М., 1976. Т. 1.
2. Бройль Л. де. По тропам науки. - М., 1962.
3. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. - М.; Л., 1956. Т. IX..
4. Ильин И.А. Путь духовного обновления. - Мюнхен, 1962.
5. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. – М., 2002