Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:52, творческая работа
Целью своей работы считаю необходимость показать особенности философии эпохи Возрождения, которые отличают ее от философских мыслей предыдущих времен.
Задачи:
- рассмотреть особенности философии и основные направления философии эпохи Возрождения;
-узнать о наиболее выдающихся представителях эпохи, рассмотреть их мысли, взгляды.
- выявить основные идеи философии Ренессанса.
Введение…………………………………………………………………………3
Особенности философии эпохи Возрождения ………………………………4
Основными направлениями философии эпохи Возрождения……..……….5
Гуманизм ………………………………………………………………………..7
Неоплатонизм……………………..…………………………………………….9
Натурфилософские идеи……………………………………………………....11
Социально-политическая философия эпохи Возрождения………………...13
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы …………………………………………………………....20
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Факультет педагогики, психологии и управления
Кафедра дошкольной педагогики
Творческая работа на тему: «Эпоха Возрождения»
Ульяновск, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Особенности философии эпохи Возрождения ………………………………4
Основными направлениями философии эпохи Возрождения……..……….5
Гуманизм ………………………………………………………………………..7
Неоплатонизм……………………..……………………
Натурфилософские идеи………………………
Социально-политическая философия эпохи Возрождения………………...13
Заключение……………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………....20
Введение
Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.
Философская мысль Возрождения
создает новую картину мира, основывающуюся
на представлении о том, что Бог
растворен в природе. Это отождествление
Бога и природы называется пантеизмом.
При этом Бог рассматривается
совечным миру и сливающимся с
законом естественной необходимости,
а природа выступает как
Целью своей работы считаю необходимость показать особенности философии эпохи Возрождения, которые отличают ее от философских мыслей предыдущих времен.
Задачи:
- рассмотреть особенности философии и основные направления философии эпохи Возрождения;
-узнать о наиболее выдающихся представителях эпохи, рассмотреть их мысли, взгляды.
- выявить основные идеи философии Ренессанса.
Данную работу считают актуальной, потому что представители эпохи Ренессанса оставили значительный след в истории.
Особенности философии эпохи Возрождения
"Величайшим прогрессивным
переворотом" явилась эпоха
Возрождения, ознаменовавшаяся
Философия эпохи Возрождения
теснейшим образом связана с
развитием современного ей естествознания,
с великими географическими открытиями,
с успехами в изобретении новых
приборов (сложного микроскопа, телескопа,
термометра, барометра), благодаря чему
научные наблюдения стали значительно
более точными и более
Философия Возрождения была
пронизана отказом от авторитетов,
свойственного схоластике, обращение
к опытным данным, высоким доверием
к человеку и его собственному
разуму, отрицанием всяческих фантазий
(схоласты писали даже о природе
чертей) и заменой их свидетельствами
естествознания, представлением о единой
природе и идеей о
С точки зрения это философии истинно не то, что считалось истиной в течение столетий, не то, что сказано Аристотелем или Фомой Аквинским, а лишь то, что представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть роль "служанки" богословия.
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
• гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
• неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
• натурфилософское (XVI - нач. XVII вв), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
• реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монтер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
• политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
• утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Последние три течения
принято объединять под общим
названием "социально-
К характерным
чертам философии эпохи
• антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
• оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
• перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
• принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);
• большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
• торжество индивидуализма;
• широкое распространение идеи социального равенства
Гуманизм
К основным чертам гуманизма относились:
• антицерковная и
• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
• антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;
• жизнеутверждающий характер и оптимизм.
По своему жанру гуманистическая
философия сливалась с
Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте:
• воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;
• восхваляет человека;
• отходит от трактовки
человека исключительно как
• признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;
• верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.
Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).
Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трактата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи:
• человеческая жизнь дается один раз и уникальна;
• человек должен жить не для Бога, а для самого себя;
• человеческая личность должна быть свободной — как физически, так и духовно;
• человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;
• человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;
• загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;
• человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;
• внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.
Лоренцо Валла (1507 - 1557), автор трактата "О наслаждении как об истинном благе":
• ниспровергал церковные авторитеты;
• критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
• в центр мироздания ставил человека;
• верил в возможности человека и его разум;
• отвергал аскетизм и самоотрешение;
• призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира;
• был сторонником равенства мужчины и женщины;
• высшим благом считал наслаждение,
которое понимал как
Неоплатонизм
— идеалистическое
направление в философии,
Теоретики неоплатонизма:
• противопоставляли сложившейся
и чрезмерно
• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;
• не отрицали божественную
природу человека, но в то же время
рассматривали его как
• призывали к переосмыслению
ряда постулатов прежней философии
и созданию целостной мировой
философской системы, которая охватила
бы собой и согласовала все
имеющиеся философские
Наиболее известными представителями
неоплатонизма эпохи