Эпоха Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая - дата из английской истории, в 1688г. Совершилась, по выражению западных историков “славная революция” в Англии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 30.29 Кб (Скачать файл)

ДЕПОРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 
 
 
 

Зачетная  работа по МХК

                                             На тему: Эпоха Просвещения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Подготовила: Костюнькова О.В

Специальность:050711

Социальная  педагогика

Курс 2 ,группа 20

Проверила: Багрова Марина Викторовна 

Москва 2011

Эпоха Просвещения

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая - дата из английской истории, в 1688г. Совершилась, по выражению западных историков “славная революция” в Англии. Французская революция начавшаяся в 1789 г. Воспринималась современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства,Братства, ставших ее лозунгами. Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

Деятели Просвещения боролись за установление “царства разума”, прежде Всего обеспечиваемого развитием науки. Основой такого “царства разума” должно быть "естественное равенство", а отсюда - политическая свобода игражданское равенство.

При всем многообразии мнений большинство  мыслителей сходились в оценке Просвещения  как передового новаторского явления. Например, Иммануил Кант (1724-1804) понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, Фридрих Энгельс (1820-1895) усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.

Просветителями  были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущение) и даже божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс.

Как течение общественной мысли Просвещение  представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умостроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др.

Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов  и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, становясь предметом  обсуждения уже не только ученых, но и литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и  философии. Уверенность в мощи человеческого  разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем  условия для экономического и  социального благоденствия, - вот  пафос эпохи Просвещения.

Просветители  убеждали, что просвещением масс воспитанные  монархи приведут свой народ к  уничтожению бесправия и несправедливости.

Просветители  происходили из разных классов и  сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышленных кругов; разнообразны были и условия, в которых  они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности.

В Англии в XVII - XVIII вв. После революции и  гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению  правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному  развитию страны, поскольку позволяло  сохранить равновесие между традиционными  ценностями, хранительницей которых  выступила церковь, и новаторскими, которые несло Просвещение.

В основных чертах политическая программа английского  Просвещения была сформули“ована философом Джоном Локком(1632-1704). Основное его сочинение Опыт о человеческом разуме” содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность.

Основной  литературный жанр эпохи Просвещения - роман. Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное общество и порочен человек, и все же надеялись хотя бы на то, что подобно Робинзону из первой части романа Даниэля Дефо (ок. 1660-1731), человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где его ожидает счастье. Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствует Джонотан Свифт (1667-1754) в книге “Путешествия Гулливера”, когда отправляет своего героя на остров разумных лошадей. 

Это было время новых философских  убеждений, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко  перекочевывали в романы, вдохновляли Поэтов и воспевались ими. Широкий диапазон просветительской мысли представлен А.Попом (1688-1744) в дидактической поэме “Опыт о человеке”, ставшей для Европы учебником новой философии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. Стал фактически началом русского Просвещения.

Нравственный  идеал неизменно соседствует  с сатирой. В романах, например Г. Филдинга(1707-1754) “История Тома Джойса, найденыша”, нередко прибегали к параллельному построению сюжета, напоминающему сказочный: о добром и злом братьях, каждому из которых в конце концов воздается по заслугам.

Английское  искусство XVIII в. - расцвет национальной школы живописи в Англии - начинается с Уильяма Хогарта (l697-1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии картин “Карьера проститутки”, “Карьера Мота”. Хогарт был единственным художником Английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирическими журналами, с литературой Просвещения. Свои эстетические взгляды он изложил в трактате “Анализ красоты (1753 г.). Хогарт много делал для введения в практику художественных выставок.

Замечательным художником-портретистом этого времени  был Томас Гейнсборо (1727-1788). Портретным образам Гейнсборо, нередко помещенным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны душевная утонченность, одухотворенность и поэзия.

Французское Просвещение представлено Вольтером (1694-1778), Жан-Жаком Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713-1784), Шарлем Монтескье (1689 -1755), Полем Анри Гольбахом (1723-1789) и др. Во Франции уделом просветителей было своего рода “отщепенчество”, порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств. С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества. Руссо писал: “Всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле”. Со всей теоретической обстоятельностью воспитание естественного человека представлено в трактатах Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и его романах “Юлия, или Новая Элоиза” и “Эмиль, или О воспитании”.

Ведущим направлением во французском искусстве XVIII в. Стало рококо. Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, игры, эротических ситуаций. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но поверхностны по содержанию. Все искусство рококо построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства - игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно происхождение термина “рококо” возводят к слову “раковина” (фр. Рокайль). Сюжеты - только любовные, эротические, любимые героини - нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые “триумфы” и “туалеты”. Ярким представителем ”ранцузского рококо сталфрансуа Буше (1703 - 1770). “Первый художник короля, как он официально именовался, директор Академии. Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Типичные сюжеты его полотен - “Триумф Венеры” или “Туалет Венеры”, “Венера с Амуром”, “Купанье Дианы”.

Просветительские  идеи не только влияли в целом на развитие искусства, просветители активно  вмешивались в его ход. “Салоны” Дени Дидро (1713-1784) были первой формой критической литературы по искусству. В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симеона Шардена (1699-1779), художника, создавшего, в сущности, новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода: котлы,

Кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи: “Молитва перед обедом (около 1740 г.), “Прачка” (около 1735 г.), а от нее - к портрету.

Французская скульптура XVIII в. Проходит те же этапы, что и живопись. Это преимущественно  рокайльные формы в первой половине века и нарастание классических черт - во второй. Черты легкости, свободы, динамики видны в скульптуре ЖанаБатиста Пигаля (1714-1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непосредственности и изящества “Меркурии, подвязывающем сандалию” (1744). Жан Антуан Гудон (1741-1828) - истинный историограф французского общества, передал в своей скульптурной портретной галерее духовную атмосферу эпохи. “Вольтер” Гудона - свидетельство высокого уровня французского искусства.

Наиболее  видным представителем немецкого Просвещения  был Иммануил Кант(1724-1804). Знаменитые вопросы Канта: “Что я могу знать?”, “Чтоя должен делать?”, “На что я могу надеяться?” - были подготовлены предшествующей философией. Славу модного писателя принесла Канту работа “Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного” (1764). Прекрасное и возвышенное служит для него стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант подвел итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения.

В конце XVII - XVIII вв. Начинает складываться тот  музыкальный язык, на котором потом  заговорит вся Европа. Первыми  были Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Бах, великий немецкий композитор и органист, работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он до сих пор непревзойденный мастер полифонии. Гендель, как и Бах, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения - “Саул”, “Израиль в Египте”, “Мессия”. Гендель написал более 40 опер, ему принадлежат органные концерты, сонаты, сюиты.

Огромное  влияние на музыкальное искусство  Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера -Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

По  мнению некоторых исследователей, итог Просвещению подводит И.В.Гете в трагедии “Фауст”, оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим вызванными к жизни могучими силами.Иоганн Вольфганг Гeтe (1749-1832) - основоположник немецкой литературы, иностранный почетный член Петербургской Академии наук, начал свою литературную деятельность с бунтарства (участие в направлении “Буря и натиск”), сентиментального романтизма (“Страдания молодого Вертера”), прошел через период так называемого веймарского классицизма и подошел к философскому осмыслению жизненных проблем в трагедии “Фауст”.

Информация о работе Эпоха Просвещения