Содержание
- Введение
- 1. Понятие «эстетика»
- 1.1 Прекрасное как эстетическая категория
- 1.2 Прекрасное в имплицитной эстетики
- 1.3 Прекрасное в эксплицитной эстетике
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Тема контрольной работы
«Эстетика как наука о прекрасном».
Термин «эстетика» употребляется
в современной научной литературе и в
обыденной практике и в ином смысле - для
обозначения эстетической составляющей
культуры и ее эстетических компонентов.
В этом смысле говорят об эстетике поведения,
той или иной деятельности, спорта, церковного
обряда, воинского ритуала, какого-либо
объекта и т.п.
Всякая наука пользуется
понятиями, то есть логическими образами,
фиксирующими свойства предмета. В каждой
науке имеется своя специфическая система
понятий, отражающая те или иные законы
действительности. Помимо отражательной
функции система понятий позволяет упорядочивать
имеющийся научный опыт и, вместе с тем,
объяснить явления посредством знания
законов.
В системе научных понятий
имеются такие понятия, которые составляют
основу той или иной науки, являются ее
теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные
понятия науки называются категориями.
В каждой развивающейся науке,
достигшей определенных обобщений, имеется
своя совокупность категорий. Имеются
подобные категории и в эстетике: прекрасное
- безобразное, возвышенное - низменное,
комическое - трагическое и др.Радугин
А. А. Эстетика: Учеб. пособие для вузов.
- М.: Центр, 2000.- с.96
Сами эстетические категории,
будучи важным инструментом познания
и практического освоения действительности,
есть следствие длительного исторического
процесса эстетического взаимодействия
человека с миром, его очеловечивания,
создания мира «второй природы», т. е. культуры.
Одной из главных модификаций
эстетического в классической эстетике,
на протяжении многих столетий составлявшей
предмет эксплицитной эстетики, является
категория прекрасного.
1. Понятие «эстетика»
Слово «эстетика» - одно из наиболее употребляемых
в нашей повседневной жизни, рассеяно в разных
ее сферах. Говорят об эстетике одежды,
эстетике спектакля, эстетике фильма,
эстетике интерьера и т.д. Как известно,
понятие эстетики обозначает и философскую
науку об искусстве.
Эстетика (от др. греч. - чувствующий) -
философское учение о сущности и формах
прекрасного в искусстве, в природе и в
жизни. Кузнецов С. А. Большой толковый
словарь русского языка. - СПб.: Норинт.
- с.1526
Эстетика (от др.греч. - чувствовать; воспринимаемый
чувствами) - наука о неутилитарном созерцательном
или творческом отношении человека к действительности,
изучающая специфический опыт ее освоения,
в процессе (и в результате) которого человек
ощущает, чувствует, переживает в состояниях
духовно-чувственной эйфории, восторга,
неописуемой радости, блаженства, катарсиса,
экстаза, духовного наслаждения свою органическую
причастность к Универсуму в единстве
его духовно-материальных основ, свою
сущностную нераздельность с ним, а часто
и конкретнее - с его духовной Первопричиной,
для верующих - с Богом. Термин «эстетика»
употребляется в современной научной
литературе и в обиходе и в ином смысле
- для обозначения эстетической составляющей
культуры и ее эстетических компонентов.
В этом смысле говорят об эстетике поведения,
той или иной деятельности, спорта, церковного
обряда, воинского ритуала, какого-либо
объекта и т. п. Главные категории эстетики:
эстетическое, прекрасное, возвышенное,
трагическое, комическое, безобразное,
искусство.
На протяжении всей истории эстетика
развивалась в тесной связи с философией
и различными отраслями философского
знания, в частности с логикой, диалектикой,
теорией познания и т. д.
Многообразие использования понятия
«эстетика» за пределами науки - свидетельство
его широкой содержательности, длительности
исторического пути, в ходе которого возникали разные его
ипостаси. При всем различии употребления
на обыденном и профессиональном уровнях
(«эстетика интерьера», «эстетика спектакля»)
это понятие обозначает некий единый принцип,
обобщающее чувственно-выразительное
качество как произведений искусства,
так и предметов повседневного обихода,
феноменов природы. На это обратил внимание
еще немецкий просветитель А. Баумгартен,
когда в середине XVIII в. ввел в оборот само
понятие «эстетика» (от греч. aistheticos - чувственный,
относящийся к чувственному восприятию).
Немецкий философ А. Баумгартен впервые
ввел в обиход термин, которым и поныне
обозначается эта наука (производная от
греческого глагола «айстаномай» (чувственное
восприятие).
Баумгартен считал, что: предмет эстетики
- чувственное познание мира, присущее искусству. Логика изучает законы
рационального познания и учит, как достичь
истины; человек же познает не только с
помощью мысли, но и с помощью чувств. Поэтому
должна быть наука, параллельная логике
- эстетика, изучающая законы чувственного
познания и постигающая красоту. Из предмета
эстетики Баумгартен исключал искусство,
его законы и отражение прекрасного в
искусстве. Из баумгартеновского заблуждения
родился научный термин, в который последующее
развитие теоретической мысли вложило
новое содержание. Борев, Ю.Б. Эстетика:
Учебник. - М.: Высш. шк., 2002. - с. 13
1.1 Прекрасное как эстетическая
категория
Прекрасное - эстетическая
категория, характеризующая явление с
точки зрения совершенства, как обладающее
высшей эстетической ценностью. В истории
культуры были выработаны различные
характеристики прекрасного. Прекрасное
определялось как гармония, симметрия,
ритм, пропорциональность, целесообразность,
внутренне присущая предметам мира, а
также мера в звуковых и цвето-световых
отношениях, характеризующая внешний
облик явлений и т. д. Эти конкретно-чувственные
проявления прекрасного можно было бы
продолжать до бесконечности, так как
они относятся к эмпирическим объектам.
Основной же вопрос, волновавший мыслителей
всех времен и народов, это - какова природа
прекрасного? И здесь можно вычленить
ряд наиболее характерных подходов.
1. Прекрасное - объективное
свойство самих вещей. Такой подход
к прекрасному был сформулирован
уже в раннегреческой натурфилософии,
где прекрасное трактовалось
как вселенская гармония, красота мироздания, Космос.
Такая трактовка прекрасного в той или
иной форме воспроизводится в домарксистской
материалистической эстетике, в эстетике
французского Просвещения. Для них прекрасное
- естественное свойство самой природы,
такое как вес, цвет, объем и т. д.
2. Действительность эстетически
нейтральна, источник прекрасного
таится в душе индивида. Красота:-
результат определенного восприятия
субъектом явлений действительности,
«суждений вкуса», «проецирования
духовного богатства на действительность» и т. д.
3. Прекрасное - есть результат
соотнесения свойств объективной
действительности с человеком
как мерой красоты или с
его практическими потребностями,
идеалами и представлениями о
прекрасном в жизни. При этом
подходе прекрасное истолковывается
как высшая ценность, в которой
выражено объективно-эстетическое значение
явлений, но которое осваивается через
субъективные эстетические оценки, сквозь
призму вкусов и идеалов людей.
Третий подход является доминирующим
в истории культуры. Основоположниками
такого подхода являются древнегреческие
мыслители Сократ, Платон, Аристотель.
Они, рассматривали красоту не как чисто
природное свойство вещей, а как свойство
особого рода, как результат эстетически-духовного
отношения человека к миру. Характеристика
прекрасного, данная Н. Г. Чернышевским:
«прекрасное есть жизнь, соответствующая
нашим понятиям о том, какой она должна
быть», является наиболее точным выражением
этого подхода. Марксистская эстетика
внесла в этот подход социально-исторический
аспект. Связав субъективные оценки человека
с конкретно-историческими, социальными
условиями бытия людей, с предметно-практической
деятельностью человека по преобразованию
действительности, марксистская эстетика
рассматривает прекрасное объективное
свойство мира, определяющее значимость
его предметов для человечества как сферу
освоенности мира человеком и потому и
сферу свободы. С позиций этого подхода
предметы, явления, можно считать прекрасными,
когда они выступают как общественно-человеческие
ценности, воплощающие утверждение человечества
в мире и характеризующие его свободу.
С гносеологической точки
зрения прекрасное - это мысленный образ
реального предмета. Вместе с тем, прекрасное
предполагает определенную идеализацию
отражаемого предмета и доведение его
гармоничности и совершенства до определенного
завершения. В этом плане прекрасное есть
построенная воображением мысленная модель
предмета, гармоничные черты которого
доведены мыслью до предела, высказаны
до конца. Радугин А. А. Эстетика: Учеб.
пособие для вузов. - М.: Центр, 2000.- с.97
1.2 Прекрасное в имплицитной
эстетики
В имплицитной эстетике с
древнейших времен термины «прекрасное»
и «красота» употреблялись в контексте
космологии, метафизики, богословия и
практически - как синонимы, хотя термин
«прекрасное» чаще использовался в качестве широкой
оценочной категории, а «красота» - для
обозначения совершенства Универсума
и его отдельных составляющих, т.е. носил
праонтологический характер. В средиземноморском
ареале представления о красоте и прекрасном
восходят к древнеегипетской культуре.
Уже во II тысячелетии до н.э. мы встречаем
множество текстов, в которых прекрасное
(нефер) выступает высшей характеристикой
богов, фараонов, людей, предметов окружающего
мира. При этом в человеке (особенно в женщине)
выше всего ценится физическая красота,
связывавшаяся египтянами с наслаждениями.
Тайна красоты тревожит человечество
веками. В истории о ней было высказано
множество суждений. Древнейшие цивилизации
оставили памятники, в которых запечатлены
эстетические воззрения древних народов. Шумеры уже в XXV в. до н.э. знали
письменность. В тексте «Лето и Зима, или
Энлиль выбирает бога - покровителя земледельцев»
зафиксирован первый в истории человечества
спор о взаимоотношении прекрасного с
полезным. Бог воздуха Энлиль решил создать
на земле изобилие и сотворил двух братьев:
Эмеша (Лето) и Энтена (Зиму). Братья спорят,
кто из них прекраснее. Рассудил их спор
Энлиль, сочтя прекраснейшим самого полезного.
У древних народов отношение к миру сохраняло
целостность, а эстетический интерес еще
не вычленился в самостоятельную сферу (не
отделился от практического). Какие суждения
высказывались о прекрасном в античной
эстетике? С одной стороны, прекрасное
наделялось свойствами реально существующего
(«прекрасное рассеяно в природе»), с другой
- оно рассматривалось как достояние творческой
личности («художник сам владеет формой
прекрасного»). То есть в природе прекрасных
явлений и произведений обнаруживаются
как объективные, так и субъективные стороны.
Аристотель считал, что художественное
- это осуществленное эстетическое; художник
собирает, группирует, шлифует выразительность
и создает собирательный образ явлений
окружающего мира. Кривцун О.А. Эстетика:
Учебник. - М.: Аспект Пресс, 2000. - с.23
В характеристике мироздания присутствовала
эстетическая оценка: реальное бытие - прекрасно. Эта по-детски
непосредственная вера в трудную для древнего
человека жизнь, в ее красоту и гармонию
актуальна сегодня в мире, близком к отчаянию.
Натурфилософы считали: прекрасное -
космическое совершенство, всеобщая гармония мироздания. Вселенная - единство эстетического
и космогонического; космос (слово это
означает одновременно: мироздание и украшение,
наряд, красота, порядок, гармония; не случайно
слово «космос» имеет единый корень со
словом «косметика»). Зачатки космогонии
и эстетики были слиты, и отсутствовали
резкие границы между научным (стихийно-диалектическим)
и художественным мышлением.
Пифагорейцы связывают понятие прекрасного
с общей картиной мира (гармоничный космос),
и, в соответствии с морально-религиозной
направленностью своей философии, с понятием
блага. Они выявляют пары противоречий:
предел и беспредельное, нечет и чет, единство
и множество, правое и левое, самец и самка,
покоящееся и движущееся, прямое и кривое,
свет и тьма, добро и зло, квадрат и прямоугольник.
Пара «прекрасное и безобразное» - отсутствует,
ибо прекрасное включено в добро, а безобразное
- в зло. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник. -
М.: Высш. шк., 2002. - с.38
В Средние века господствовала концепция
божественного происхождения красоты
(Тертуллиан, Франциск Ассизский): Бог, одухотворяя
косную материю, придает ей эстетические
свойства; красота вещи есть одухотворенность
ее Богом. Чувственная красота и наслаждение
ею - греховны. Средневековая эстетика
аскетична.
Гуманисты Возрождения утверждали красоту самой природы и радость ее восприятия.
Эстетика Возрождения продолжает античные
традиции; прекрасное отождествляется
с нравственным и справедливым. Внешняя
красота считается атрибутом добродетели.
Лука Пачиолио выдвигает норму красоты
- золотое (гармоническое) сечение. Образцом
красоты становится человек, его тело.
Леонардо да Винчи полагал самым красивым
пропорции предметов. Эстетика Ренессанса
проникнута гуманизмом и поисками жизненной
правды: Шекспир считал, что искусство
- зеркало, которое художник держит перед
природой; а «прекрасное прекрасней во
сто крат, увенчанное правдой драгоценной».
Так эстетика Возрождения подчеркивала
связь красоты и правды. Борев, Ю.Б. Эстетика:
Учебник. - М.: Высш. шк., 2002. - с. 46
1.3 Прекрасное в эксплицитной
эстетике
С появлением в XVIII в. эксплицитной
эстетики (эстетики как науки) прекрасное
рассматривается в качестве предмета
и главной категории этой науки, эстетика
чаще всего трактуется как наука о красоте,
философия прекрасного и искусства, которое
понимается как специальное и оптимальное
выражение прекрасного. Баумгартен определил
эстетику в частности и как искусство
«красиво мыслить» (pulchre cogitandi). Э. Берк
подходит к пониманию прекрасного от изучения
эмоциональной реакции человека на него
- чувства удовольствия и соответствующих
аффектов, развивая в этом плане концепцию
Шефтсбери, который еще в начале XVIII в.
объяснял прекрасное на основе субъективного
эстетического вкуса. Красоту Берк понимает
как «определенное качество тел, механически
действующее на человеческую душу через
посредство внешних чувств». К основным
характеристикам прекрасных тел он относит
сравнительно небольшие размеры, гладкие
поверхности, незаметные отклонения от
прямой линии, светлые и яркие цвета, легкость
и изящество, т.е. то, что доставляет человеку
удовольствие.
Антрополого-психологический
подход Берка к прекрасному был унаследован
ранним И. Кантом («Наблюдения над чувством
возвышенного и прекрасного», 1764). В зрелый
период он отказался от чистого психологизма
и одновременно отделил прекрасное от совершенства.
В «Критике способности суждения» (1790)
прекрасное предстает категорией, характеризующей
неутилитарные субъект-объектные отношения.
Кант объединяет ее с понятием вкуса, определяемого
как созерцательная «способность судить
о прекрасном»; т.е. философия прекрасного,
как и вся эстетика Канта, строится на
субъективной способности суждения вкуса.
В соответствии с двумя видами
красоты Кант различал искусства механические
(ремесла) и «эстетические».
Последующая философия красоты
строилась, как правило, на более или
менее талантливой интерпретации, толковании
или упрощении идей Канта о прекрасном.
Ф. Шиллер различал красоту «в идее», как
«вечную, единую и неделимую», и красоту
«в опыте», идеал которой заключается
в «равновесии реальности и формы»; в согласии
разума и чувственности, долга и влечения;
или, в другом ракурсе, - в гармонии «чувственной
зависимости» и «моральной свободы».