Этапы в творчестве Огюста Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 18:41, реферат

Краткое описание

Огюст Конт (1798-1857) родился во французском городе Монпелье в семье финансового чиновника. С 1807-го по 1814 г. учится в лицее этого города. В последние годы учебы, несмотря на юный возраст, увлекается либеральными и революционными идеями. Затем он переезжает в Париж, одним из лучших проходит по конкурсу в Высшую политехническую школу (где получает систематическое образование в области естественных наук).
Следующий важный этап в жизни Конта - 1817-1824 гг., когда он работает секретарем Сен-Симона, являясь и его сотрудником и другом.

Вложенные файлы: 1 файл

Настоящее развитие и признание социология получила.docx

— 25.91 Кб (Скачать файл)
  •      Настоящее развитие и признание социология получила , когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Одним из таких мыслителей был Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (19 января, 1798 — 5 сентября, 1857)
  • Социология вычленилась из философии и сталарассматриваться как самостоятельная наука в 40-х годах XIX века. Впервые термин «социология» ввел в 1839году Огюст Конт в третьем томе «Курса позитивной философии».
  • Биография

Огюст Конт (1798-1857) родился во французском городе Монпелье в семье финансового чиновника. С 1807-го по 1814 г. учится в лицее этого города. В последние годы учебы, несмотря на юный возраст, увлекается либеральными и революционными идеями. Затем он переезжает в Париж, одним из лучших проходит по конкурсу в Высшую политехническую школу (где получает систематическое образование в области естественных наук).

 Следующий важный этап  в жизни Конта - 1817-1824 гг., когда  он работает секретарем Сен-Симона, являясь и его сотрудником  и другом. В этот период Конт  печатает несколько небольших  статей, касающихся различных социальных  проблем.  С 1829-го по 1842 г. он пишет  главный труд своей жизни "Курс позитивной философии" в шести томах. Первый том вышел в 1830 г. В этой книге он разрабатывает принципы классификации наук, позитивной философии и социологии. Отметим, что в последних трех томах "Курса" излагаются основы "социальной физики" (социологии). В четвертом томе говорится о необходимости изучения социологических законов, а в пятом И шестом формулируется главный (по Копту) из них - закон трех стадий. В1844 г. социолог публикует " Рассуждение о духе позитивной философии", В 1848-1851 гг. - "Рассуждение о позитивизме в целом", в 1851 г. - "Позитивистский катехизис" (наставление, поучение, чаще всего в виде вопросов и ответов), в 1851-1854 гг. - "Систему позитивной политики". В1848 г. Конт создает "Позитивистское общество", задачей которого было обучение и воспитание народа в духе позитивистского мировоззрения. В последние годы жизни он часто выступает с лекциями для рабочих, в которых в резкой форме осуждает революционные действия парижского пролетариата. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в Париже в окружении учеников в доме на улице Месье-ле-Прэнс.

 

  • Этапы в творчестве Огюста Конта

Основная статья: Позитивизм Огюста Конта.

Первый период (1819—1828, почти полностью совпадает со временем его сотрудничества с Сен-Симоном), характеризующийся изданием шести небольших программных  сочинений — «опускулов»: Конт развивает последние идеи Сен-Симона,  обозначает наиболее важные свои собственные идеи, которые будет разрабатывать впоследствии: идея об особой роли учёных в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества (критической и органической); понятие и принципы «позитивной политики»; «закон трёх стадий».

 

  • Второй период (1830—1842): Издаётся 6-томный «Курс позитивной философии», разрабатываются философские и научные основы позитивного мировоззрения, обосновывается включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчинённость человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки.

 

 

 

  • Третий период (1845—1857): Издаются

«Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис», «Субъективный синтез». Позитивизм рассматривается Контом, как доктрина, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Социальный мир рассматривается, как продукт чувства, воли и деятельности человека.

 

  • Главная задача социологии - описание взаимодействия законов функционирования и развития общества и выработка оптимальной с этой точки зрения политики.

Центральная проблема социологии –   согласование между порядком и прогрессом.

 

 

  • Понятие «общество» с  позиций О.Конта

Общество выступает первичной реальностью, органическим и неделимым  целым и развивается по своим внутренним естественным законам. Оно отличается от всех существующих систем наибольшей сложностью, поскольку подвергается постоянным изменениям.

Условия существования   социального общества:

1.Основа человеческого  общества в представлении Конта

Семья - это первичная, естественно складывающаяся форма объединения людей, из которой вырастают более широкие общности: племя, народ и др.Свои социальные качества индивид приобретает прежде всего в семье.

  • Разделение труда, возникает под влиянием естественных потребностей общества. На основе разделения труда формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, создается связь между отдельными семьями, развиваются человеческие способности, мораль.

 

  • 3.Частная собственность

Конт категорически отстаивал принцип частной собственности как необходимую основу стимулирования и организации труда и накопления богатства.

 

  • Основные методы социологии включают:

1. Наблюдение

при этом решающее значение имеют теоретические позиции наблюдателя.

2. Эксперимент

особая роль принадлежит негативным экспериментам, т.е., изучение патологических ситуаций с целью выведения общей закономерности.

3. Сравнение.

предусматривает сравнение социальных и биологических порядков, сравнение различных классовых или исторических ситуаций

  • Основные идеи позитивной философии Огюста Конта

1. Закон интеллектуальной  эволюции человечества, закон трёх  фаз.

Согласно Огюсту Конту интеллектуальное развитие человечества состоит из трёх фаз(стадий):

 

-  теологической (фиктивной)

Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

 

 

-  метафизической (абстрактной)

Объяснение явлений мира сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

 

-  положительной (реальной).

  Поднявшись на эту  стадию, человечество оставляет  безнадежные и бесплодные попытки  познать абсолютную природу или  сущность всех  вещей, т.е. отказывается  и от теологических, и от метафизических  вопросов и притязаний и устремляется  по пути накопления положительного  знания, получаемого частными науками.

 

  • Иерархический подход и классификация научных отраслей

В созданной  классификации наук социология считалась самым сложным, труднопостигаемым видом знания. Как фундаментальная наука о законах общества, которое есть высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам.

Социология:

  • непосредственно связана с практикой;
  • сложна;
  • конкретна;
  • возникла позже других наук, так

как опирается на их достижения.

Математика:

  • меньше всего зависит от другихнаук;
  • наиболее абстрактна;
  • отдалена от практики;
  • возникла раньше всех других

форм научного познания.

 

  • Социальная статика и социальная динамика («Порядок и  прогресс»)

  Социальная  статика -изучает условия и законы общества (рассматривает семью, государство,

церковь и т.д.).Социология должна способствовать установлению солидарности и согласия в

обществе.

  Социальная  динамика –изучает общество в развитии, в движении. Развивает теорию общественного прогресса. Предлагает отказ от поиска божественных причин и разработку более подходящего для позитивной науки методического аппарата.

  • Принципы взаимоотношения теории и практики, а так же науки и искусства

В социальной сфере позитивная теория и практика должны соотноситься между собой как наука и искусство, то есть не противоречить друг другу, а дополнять.

Социальная философия должна заниматься формированием новой социальной морали, которая сделает возможным построение общества будущего.

  • «Новое общество»
  • Ориентация на научные знания;
  • Победа альтруизма над эгоизмом;
  • Упрочение порядка и социального  мира;
  • Переход от военного общества к промышленно развитой системе.
  • Заключение

Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе.

 


Информация о работе Этапы в творчестве Огюста Конта