Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:05, контрольная работа
Натурфилософия – совокупность философских попыток толковать и объяснять природу (либо непосредственно, из переживания человеком природы, либо с помощью основных знаний из области естественных наук) с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познания связей и закономерностей явлений природы.
Введение
3
Этапы развития. Основные проблемы и школы античной
философии
4
Заключение
13
Литература
Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи. Их главной целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Деятельность софистов, релятивизировавшая всякую истину, положила начало поискам новых форм достоверности знания – таких, которые могли бы устоять перед судом критической рефлексии. Эти поиски продолжил великий афинский философ Сократ (ок. 470 – 399 годы до н.э.), сперва ученик софистов, а затем их критик. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академия Платона. Суть собственной философии он объяснял одной фразой: «Я знаю только одно, что я ничего не знаю». В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искусно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот, казалось бы, близок к ней, находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток. Основной философский интерес Сократа сосредотачивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. «Познай самого себя» – любимое изречение Сократа.
Платон
объединил в своем учении ценности
двух своих великих
В 335 г. до н.э. Аристотель, ученик Платона, основал собственную школу – Ликей, или Перипат, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющими из себя зачастую сборники лекций и курсов. Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского.
На развалинах Великой Империи возникли Эллинистические государства и новые философы. Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего – от политически-социальной сферы. Такова в значительной мере установка школы стоиков. Эта школа, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Философия для стоиков – не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской Империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают главным достоинством мудреца; сила его в том, что он не есть раб собственных страстей. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: «Жить последовательно, то есть согласно с единым и гармоническим жизненным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы». Природа для стоика – это рок или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему – вот одна из заповедей Сенеки.
Полный
отказ от социального активизма
в этике встречается у
материалиста
Эпикура (341 – 270 годы до н.э.). Наиболее
известным из римских эпикурейцев
был Лукреций Кар (ок. 99 – 55 годы н.э.). Отдельный
человек, а не общественное целое –
вот отправной пункт эпикуровской этики.
Тем самым Эпикур пересматривает определение
человека, данное Аристотелем. Индивид
– первичен; все общественные связи,
все отношения людей зависят от отдельных
лиц, от их субъективных желаний и рациональных
соображений пользы и удовольствия. Общественный
союз, согласно Эпикуру, не высшая цель,
но лишь средство для личного благополучия
индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается
близок к софистам. В 306 г. до н.э. в Афинах
он основал школу. В отличие от стоической,
эпикурейская этика гедонистична: целью
человеческой жизни Эпикур считал счастье,
понимаемое как удовольствие. Однако подлинное
удовольствие Эпикур видел вовсе не в
том, чтобы без всякой меры предаваться
грубым чувственным наслаждениям. Как
и большинство греческих мудрецов, он
был привержен идеалу меры. Высшим удовольствием
считалось, как и у стоиков, невозмутимость
духа (атараксию), душевный покой и безмятежность,
а такое состояние может быть достигнуто
только при условии, что человек научиться
умерять свои страсти и плотские влечения,
подчиняя их разуму. Особенно много внимания
эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями,
в том числе и с традиционной греческой
религией.
Заключение
История античной философии представляет собой общий и вместе с тем живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Первый период по преобладающим в нем интересам называется космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Абсолютно все ученые-философы отмечают, что этот период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В VI и V вв. до н.э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе – отдельно от философии.
Натурфилософия играла значительную роль в древности. Она обычно именовалась физикой или физиологией, т.е. учением о природе. Фактически натурфилософия явилась первой исторической формой философии. Стихийно-материалистические тенденции древнейшей философской мысли, стремившейся к вытеснению мифологии и к замене ее понятиями общечеловеческого опыта и естествознания, приобрели форму натурфилософии. Древне-греческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки. Так, в истории философии и науки важное место занимает атомистическая гипотеза. В эллинистическо-римский период из натурфилософии выделяется ряд научных дисциплин, однако, поскольку уровень опытно-математическго исследования природы был крайне ограничен, натурфилософия продолжала оставаться основной формой теоретического осмысления природы.
Состояние
развития натурфилософии в настоящее
время в большой степени
Литература
1.Асмус В. Ф. История античной философии. / В. Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 1965 – 320с.
2.Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. / А. Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1981 – 376с.
3.Смирнов И. Н. Философия: учебник для студентов вузов. / И. Н Смирнов, В.Ф. Титов. – 2-е изд. М.: 1998 – 288с.
4.http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy.
Информация о работе Этапы развития. Основные проблемы и школы античной философии